Закрыть
UA
Жизнь

Проекту «Родительская изба. Homestead» исполняется год

Поделись:

Часто так происходит, что за масштабными международными проектами любого уровня стоят хрупкие женские плечи. И это не удивительно, если женщины – украинки. Как идея сохранения украинских традиций в американо-украинской семье превратилась в международную выставку в диаспоре, и кто за этим стоит, – рассказывают основательница проекта Аленка Браво и фотографа Светлана Задоровская.

Алёнка, ты уже более десяти лет проживаешь в Сан-Антонио (штат Техас, США). Почему украинский проект и почему сейчас?

Я представляю украинскую организацию «UkrainianSanAntonio», официально основанную в 2015 году. Мы с девушками собирались в Америке, праздновали и украинские, и американские праздники вместе. Как-то так случилось, что большинство моих американских подружек были именно украинки, а не белорусками или русскими, по-видимому, родное притягивается к родному.

Мы начали с простого – праздновали украинский День Независимости, устраивали рождественские вечерницы, устраивали театральные представления по произведениям украинских классиков, создали детский танцевальный ансамбль «Радуга» и т.д.

В 2019 году мы впервые выпустили украинский этнокалендарь с фотографиями украинских костюмов в США и вообще во всей диаспоре. До этого этого никто еще не делал. Я была одной из соавторок и соорганизаторов всего процесса, а всего нас было пять девушек.

В прошлом году, в связи с пандемией, моя семья вынуждена была вернуться в Украину. В планах была съемка в Национальном музее народной архитектуры и быта Украины «Пирогово», где я снимала новый сюжет для диаспоры. Собственно, тогда мне подумалось: а почему только я это делаю? Почему не сделать это для всех, чтобы все имели такие фотографии, которые могут передаваться из поколения в поколение? С этого и все началось. Ведь эти дома и одежда разрушаются, мы не знаем, что с ними будет еще через 100 лет…

То есть этот проект – элемент сохранения исторической эпохи здесь и сейчас, и возможность передать ее следующим поколениям. А благодаря современным технологиям эти фотографии могут существовать еще сто, а то и тысячу лет.

Почему ты переехала в Америку?

Это не было запланировано, я не ставила перед собой цель переехать в США. У меня была хорошая работа и зарплата в Киеве, я работала начальницей департамента в туристско-логистической сфере. А речь о переезде зашла после знакомства с моим мужем Эрнестом Браво. Он – американец испанского происхождения. Буквально через неделю после знакомства я уже была в Лос-Анджелесе. Это наша любовь с первого взгляда.

Первый год я приезжала к нему в гости на несколько недель или месяцев. Затем Эрнесто сделал мне предложение и предложил переехать в США.

Я знаю, что у вас с Эрнестом есть сын. Расскажи, пожалуйста, какую роль он сыграл в создании проекта «Родительский дом»?

Мы начинаем ценить наш род, наше происхождение и наследие еще больше, когда у нас появляются дети. А особенно дети, родившиеся там. Моему сыну Альберту 8 лет, его родина – это Соединенные Штаты. Но с самого рождения он знает, что он украинец. Я постоянно об этом ему напоминаю. Проект, в первую очередь, для него, чтобы он понимал, что такое Украина, какой она была когда-то, какая сейчас и какова будет, когда он вырастет, в чем наша сущность.

Приходилось ли Альберту участвовать в ваших съемках?

Да, он уже был моделью в нашей первой съемке, где еще снимались я и мой муж. Эта съемка прошла в музее «Пирогово». Мы были отсняты в винницком строю на фоне винницкого дома.

Проект «Родительский дом» лишь о сохранении эпохи в фотографиях, или это что-то более масштабное, и для кого он?

Проект для всех украинцев – для диаспорян, которые, к сожалению, не очень часто могут приезжать в Украину, для дончан и луганчан, которые были вынуждены покинуть свои дома. То есть, для всех украинцев материковой Украины и диаспорян.

Проект – это больше, чем просто фотографии. Его цель – показать старинную украинскую одежду конца ХІХ – начала ХХ века вместе с архитектурой, домами, одеждой и бытом того же региона.

То есть много проектов, которые показывают либо отдельно одежду, либо отдельно дома. Или встречаются смешанные проекты, когда встречаются фотографии полтавского строя, отснятые на фоне дома из Киевщины и т.д. Безусловно, они тоже имеют свою ценность и важность, но «Родительская изба» и отличается тем, что это проект в Украине и за ее пределами, впервые объединивший правильно собранный строй одного региона с соответствующими элементами быта и дома того же региона. >

А еще мы делаем уникальную функцию – правильный перевод описания одежды, домов и ремесел на английский язык. Занимается этим моя коллега Елена Христюк, проживающая в Штатах уже более 20 лет, получила там образование и владеет украинским и английским на уровне родного языка. Это позволяет расширить целевую аудиторию проекта не только понимающими украинский диаспорянами, но и приобщает канадцев, американцев, европейцев.

В этом и есть уникальность и сложность проекта. Именно поэтому он набрал такую ​​ценность, потому что он реалистичен, правдив и имеет научное обоснование.

Где вы берете одежду, венки, украшения и другие элементы старинных костюмов для ваших съемок и как выбираете локации?

Мы сотрудничаем с кандидатом исторических наук, директором Центра фольклора и этнографии Института филологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, ассистентом кафедры фольклористики, этнологом, коллекционером народной одежды Владимиром Щибрею и коллекционеркой из Штатов Наталкой . Наталья полюбила украинскую одежду без специализированного образования, просто от души. И мы вместе с ней берем уроки у господина Щибри, на которых он рассказывает и учит нас различать особенности того или иного строя.

Также мы сотрудничаем с коллекционерками Милой Вышиванкой, которая специализируется в основном на детской одежде и Аленой Гарсией, моей коллегой из Сан-Антонио, которая год назад начала коллекционировать костюмы, и с одним из них дебютировала в нашем проекте, приобщи съемок лично.

Сколько исторических периодов и местностей уже было отснято?

Сейчас на счете проекта около 40 фотоисторий. Сняли почти все основные этнографические регионы: Буковину, Волынь, Гуцульщину, Закарпатье, Киевщину, Лемковщину, Ополье, Подолье, Покутье, Полесье, Полтавщину, Черниговщину и показали наряды из очень редких регионов Нижнего Поднепровья ). Снимаем в Национальном музее архитектуры и быта Украины, однако уже состоялась съемка городской одежды на Андреевском Спуске и первая съемка в Техасе.

Осталось несколько регионов, которые трудно снять, потому что либо у нас нет полного строя, либо не сохранилось ни одной хаты. Но мы видим решение в сочетании, например, строя из Днепропетровской области, а дома – из Запорожской. Территориально они находились рядом, так что их быт если и отличается, то эти отличия незначительны.

Читайте также: В Украине вышло первое издание об интерьерах в украинских домах

Каким будет дальнейшее развитие проекта в Украине и за рубежом?

Дальнейшее развитие проекта имеет два ответвления. Первое украинское берущее на себя Светлана Задоровская, как организатор и представитель команды в Украине, и будет продолжать ту классическую версию, которую мы положили начало, ведь есть еще одежда и украинские дома, которые не сняты.

Второе американское это съемка диаспорян, которые не могут приехать в Украину, для которых Америка < strong> это уже родительский дом. Мы отснимем их в украинских костюмах на фоне знаменитых и узнаваемых географических объектов. К счастью, благодаря Светланке, я обзавелась профессиональной фототехникой, обрела навыки фотографирования и смогу самостоятельно воплотить этот замысел.

Коммерческим этот проект никогда не будет. В планах до конца года проведение нескольких выставок в Штатах: моем родном Сан-Антонио, штате Джорджия, Вашингтоне, Пенсильвании, Чикаго и Нью-Йорке. По завершению выставочного тура экспозиция будет подарена музею в Чикаго.

Светлана Задоровская

Художница, художница, фотографка, автор собственных фотопроектов, участница международных фотосалонов, многих совместных и персональных выставок, призер национальных фотоконкурсов, киевская фотохудожница, член Национального союза фотохудожников Украины

Светлана, ты для проекта не только работаешь на съемочной площадке, но и курируешь некоторые его административные вопросы, то есть живешь ими. Зачем это нужно тебе лично?

Я являюсь той украинкой, которая патриот до последней клетки в своем теле. Я понимаю, насколько важен этот проект для Украины.

Я очень благодарна девушкам-диаспорянам за то, что у них хватило смелости решиться его воплотить. Ведь технически – он очень сложен, и именно этим нравится мне, как фотографу, уже имеющему опыт успешной реализации собственного проекта (речь идет об авторском проекте Светланы Задоровской «От ляли до крали», которая представляет аутентичные веночки, которые когда-то делали наши бабушки – ред. .). То есть, я живу Украиной и украинскими культурными проектами.

А еще я тоже маленький коллекционер. У меня собрано полных восемь костюмов среднего Приднепровья, а именно – из Черкасщины. Я родом из Черкасс. Но благодаря тому, что мой муж родом из Львова, в свое время, когда я еще не задумывалась о том, что буду собирать костюмы, мне свекровь подарила две аутентичные рубашки из Буковины. Как оказалось позже, они очень редки. Я решила их сохранить, несколько отреставрировала вышивку, и уже под них собрала полные буковинские костюмы. Один из них уже принял участие в проекте «Родительский дом».

Что для тебя, как фотографа, самое интересное в процессе съемки?

С «Родительским домом» я расту как профессионал. Это ведь разные режимные освещения, когда ты сначала снимаешь на открытом солнце, а уже через мгновение срывается ветер, и начинает накрапать дождь, а кадр должен получиться однотипным. Или когда съемка происходит зимой на улице, где слишком светло, а затем вы заходите в темный дом, где почти нет освещения, а отснятый материал должен быть четким и интересным. Иногда бывает так, что расстояние от меня и до объекта съемки очень маленькое, поэтому следует использовать разные объективы, чтобы передать мотив. А хочется же миру показать максимально правдивые фотографии того времени, чтобы они не выглядели искусственными. Поэтому я постоянно в поиске сюжетов, воспроизведении каких-то бытовых обрядов или элементов привычной крестьянской жизни.

Я всегда с особым трепетом пытаюсь передавать элементы: угол дома, окошко, порог, стену, кровлю, ставни – ведь в этих деталях кроются изюм и особенности каждого региона и его дома. А добавление элементов к основному строю – либо венку, либо платку – дают возможность показать образ девушки к замужеству и уже замужем. Именно в таких моментах проект является для меня вызовом, который я с гордостью принимаю.

Что от себя вы хотели бы пожелать вашим поклонникам и тем, кто узнает об «Родительском доме» впервые?

Мы очень хотим, чтобы наш зритель искренне оценил то, что мы делаем. Приглашаем приобщаться тех, кому дорого наше, украинское. Ведь с развитием узнаваемости проекта растет масштаб его реализации. Если у вас есть желание и возможность – обращайтесь к нам. Потому что это нужно в первую очередь нам – украинцам.

Есть еще с чем работать, есть территории, убранства, периоды. И мы искренне надеемся, что через 10 лет, когда нас уже не будет, эти фотографии, эта историческая правда останутся для потомков во веки. Мы верим в это!

Родительская изба

Винница, Восточное Подолье Models: Albert, Ernesto and Olenka Bravo Одежда: Винницкая область, Крыжопольский район Дом: Винницкая область, Чечельницкий район, с. . Щелочи -05-17.48.45.jpeg» alt=»Родительский дом 1″ width=»640″ height=»960″ /> Черкасская область (Правобережное Центральное Приднепровье) Model: Albert Bravo Одежда: Черкасская область, Золотоношский район Школа: Черкасская область, Тальновский район, с. Лоташово

-05-17.48.47.jpeg» alt=»Родительский дом 2″ width=»639″ height=»958″ /> Черкасская область (Правобережное Центральное Приднепровье) Model: Albert Bravo, Vira Barbalat Одежда: Черкасская область, Золотоношский район Школа: Черкасская область, Тальновский район, с. Лоташово[/caption] -05-17.48.49.jpeg» alt=»Родительский дом 3″ width=»640″ height=»960″ /> Полтавщина, Среднее Приднепровье Model: Volodymyr, Hanna, Matvii и Uliana Shchybria Одежда: Полтавская область, Миргородский район : Полтавская область, Шишацкий район, пгт. Шишаки[/caption] -05-17.48.51.jpeg» alt=»Родительский дом 4″ width=»638″ height=»957″ /> Киевский уезд Киевской губернии Model: Mariia Lytvyn Одежда: Киевская область, Киево-Святошинский/Васильковский район Дом: Киевская область, Барышевский район, с. Биз -05-17.48.52.jpeg» alt=»Родительский дом 5″ width=»641″ height=»427″ /> Черкасская область (Правобережное Центральное Приднепровье) Model: Taisa Parashchuk Одежда: Черкасская область, Черкасский район, с. Яснозвезд Хата: Черкасская область, Черкасский район, с. Яснозвездие[/caption] -11-05-17.48.54.jpeg» alt=»Родительский дом 6″ width=»642″ height=»428″ /> Нижнее Приднепровье Model: Natalia Sturgill Одежда: Днепропетровская область, Днепровский район, стм. Подгородное Комора: Запорожская область, с. Родионовка -05-17.48.56.jpeg» alt=»Родительская изба 7″ width=»638″ height=»425″ /> Борщевщина, Западное Подолье Model: Natalia Sturgill, Oksana Kukhar, Yuriy Melnychuk Одежда: Тернопольская область, Борщевский район Церковь : Тернопольская область, Гусятинский район, с. Зелёное -05-17.48.58.jpeg» alt=»Родительский дом 8″ width=»639″ height=»952″ /> Винница, Восточное Подолье Model: Volodymyr Shchybria Одежда: Винницкая область, Шаргородский район Дом: Винницкая область, Могилев- Подольский район, с. Ярышев[/caption]

Общалась Таиса Паращук