Для нас подготовили цикл материалов современные исследователи родной культуры, авторы паблика Твердая Крица.
В это трудно поверить, однако культурная жизнь 1920-х в Украине была не менее насыщенной, чем сейчас. На волне украинизации на творческую сцену вышли молодые, красивые и мятежные.
Свои юношеские годы Ник, как он тогда себя называл, провел в Умани, которая в то время была в эпицентре гражданской войны. Пережив за 1918-1919 годы более десяти смен власти и вдохновившись революцией, молодой гимназист Николай Бажан с товарищами основал литературное направление, которое назвали футуризм-спирализм. Главным вдохновителем был 15-летний Бажан, который, начитавшись Маяковского, Тычину, Эллана-Голубого, пытался осмыслить мир.
1921 Бажан переезжает в Киев, где знакомится с самым главным украинским футуристом Михаилом Семенко, который приглашает его репортером в газету «Большевик». Жена Семенко – Лидия Семенко вспоминала, как к ним пришел Коля Бажан, «очень вежливый и уничижённый молодой человек высокого роста в ватной простой куртке». На квартире Семенко Бажан знакомится с Юрием Яновским – оба позже соединят свою судьбу с кино с легкой руки Семенко.
В 1925 году 21-летний Бажан становится редактором журнала «Кино», он также пишет сценарии для ВУФКУ – Всеукраинского фотокиноуправления. В середине 1920-х Бажан был рекордсменом среди реализованных киносценариев – по ним сняли семь фильмов: «Алим» (1926), «Николай Джеря» (1927), «Приключения полтинника» (1929), «Кварталы пригорода» (1930), « Право на женщину» (1930), «Год рождения 1917» (1931), «Марш шахтеров» (1932). Тематика была самой разной: от крымских татар до ломки патриархальных стереотипов.
В Харькове Бажан жил в «коммуне на Пушкинской» – двухэтажном доме, где Семенко оставил ему узкую комнатку, переехав в другое жилье. С Бажаном жил и его друг со времен уманского спирализма Степа Мельник. В гости часто заходил Яновский, а в соседней комнате находилась художественная студия Александра Довженко. Как можно представить, четверка быстро сдружилась и часто собиралась по вечерам на «полянке» в их коммунальной квартире и часами могли говорить о кино.
Позже, Яновский заехал в комнату Довженко. Бажан вспоминал об их жизни в автобиографическом нарисе «Мастер железной розы»: «Совместно завтракали, совместно ужинали, совместно ходили в Дом литераторов или в театры, только на работу ходили порознь».
Максим был настоящим мажором по тем годам: отец Тадеуш был сыном шляхтича и княжны, а дед – богатый поляк-землевладелец. Мать происходила из крестьян, Тадеуш женился на ней не только из-за большой любви, но и из-за своего хлопоманства и желания сблизиться с простым народом. Максим родился в Киеве 19 марта 1895 года. Крестным отцом стал родитель друг-хлопоман Владимир Антонович, профессор Киевского университета и известный историк.
После смерти отца, семья переехала в родное село матери, где находилось имение деда – в Романовку. После домашнего обучения, 13-летнего Максима отправили обратно в Киев – учиться в новой частной гимназии Науменко. В Киеве он жил у друзей отца Николая Лысенко и Александра Русова. Первое стихотворение Рыльского вышло в свет в 1907 году, когда ему было 13, а первый сборник «На белых островах» в 15: «1910 году вышла в свет первая моя книжечка «На белых островах». С тех пор я стал считать себя настоящим литератором».
Будущий неоклассик уже в зрелом возрасте писал, что среди киевской молодежи популярен был кокаин. Искренне восхищавшийся амплуа бодлерианца Макс увлекся и эфиром, кокаином и опиумом:
И опиума дым в мертвое время полуночи
По келье плывет, и во тьме его встают
Лица неведомого ясные неподвижные глаза,
И завораживают, и светят, и зовут…
(Из стихотворения «В высокой келье одиноко таинственной»)
В 1924 году литературный критик Виктор Петров назовет Максима Рыльского «поэтом греха», считая его «хорошим учеником Бодлера, который научил поэта «видеть в вине бесстыдной таверны вино причастия, единую кровь Христа». Рыльский утверждал «вертеп как храм и храм как вертеп, пьянство как мистериальную евхаристию и шлюху как Мадонну». Подобно Бодлеру, говорил Петров, наш поэт любит грех и пробует с наслаждением терпкую и горькую сладость своей гибели: “Есть удивительное волшебство – утопать в болоте, где огоньки дрожа мигают…”
Эта холеная девушка, наверное, с детских лет сидела на коленях Леси Украинки, Ивана Франко и Михаила Грушевского. Дед Роны – корифей украинского театра Михаил Старицкий, мать – писательница Людмила Старицкая-Черняховская, а отец – врач и профессор Александр Черняховский. Жила семья в киевском доме деда на улице Мариинско-Благовещенской. С мамой она выходила на уличные демонстрации 1905 года и часто бывала в театре Садовского, где Людмила Михайловна, выставляла на сцене свою драму «Гетман Дорошенко» с музыкой Николая Лысенко.
Вероника росла в творческой атмосфере и мечтала о счастливой жизни, она обожала танцы и романы. Окруженная вниманием и любовью, она писала в дневнике: «Я уверена, со мной ничего плохого в жизни не произойдет…». Вспоминала и о планах после выпуска из гимназии: «Осенью поступлю в университет на филологический факультет и возьму французский и итальянский язык. Параллельно с этим буду заниматься практическим французским и, если смогу, английским. Музыку я тоже буду поддерживать… Вообще я надеюсь, что моя жизнь сложится хорошо, и это придает мне силы…”.
В дневниках красавица Рона еще и описывала, как разбивала сердца: “За мной ходили какие-то господа, что-то хотели, я танцевала, смеялась, но совсем не чувствовала себя, все было прекрасно, в каком-то волшебном тумане. Я нравлюсь многим, но мне, как всегда бывает, никто. Игорь со своими безумными взглядами и красными, как кровь, губами, был для меня душой вечера. И хотя я уехала домой, Игорь все время стоял передо мной. Я до сих пор не могу относиться к нему безразлично. Он хорошо сказал вчера: «Жизнь — это пир», — и действительно вчера это было так. Я чувствовала, что хороша, что нравлюсь, и я с такой радостью отбросила на время обыденность и печаль”. Речь идет об однокласснике Роне Игоре Лосском, романа с ним не вышло, потому что сердце девушки уже принадлежало другому. Это был белогвардейский офицер Кость (Кока) Велигорский, с которым она познакомилась 25 апреля 1917 года в день своего семнадцатилетия. Но первая любовь закончилась трагически – Кока погиб в бою в том же году.
Следующим избранником Роны был молодой поэт Валерьян Полищук, благодаря которому она вступила в группу «Гроно» и начала печататься в альманахах. Пара планировала жениться, об этом Полищук вспоминал: «Вчера был в Ронце. Разговаривали обо всем. Между прочим о женитьбе. Наконец оказалось, что и она согласна, и я рад… Но родители ее и буржуазная семья уже и сейчас воют, что я к Ронце хожу, и клацают зубами; воображаю, что тогда будет». Роман закончился ничем и Рона вышла замуж за коммуниста Ивана Евлашенко, однако неудачно, и пара скоро развелась: «Я несчастлива сейчас, ничего внутри не имею, но я свободна и спокойна».
В 1926 году Вероника с отцом уехали в Испанию. Когда остановились в Берлине, то Рона познакомилась с банковским служащим Теодором Геккеном, на котором женилась через два года. С этой поездки Вероника привезла нового мужчину и новые стихи.
Источники: