Закрыть
UA
Жизнь

Роль культуры во время войны: интервью с украинской художницей и общественной активисткой Викторией Романчук

Поделись:
В условиях войны очень важно не забывать о культуре, развивать отечественное искусство и оберегать эту часть нашей общей народной души. Именно поэтому Marie Claire в коллаборации с Svoboda dumky запускает общий проект, в котором раскроет мнения известных культурных и государственных деятелей о войне в Украине и ее влиянии на развитие отечественной культуры. Сегодня в фокусе внимания Виктория Романчук, украинская художница, общественная активистка, волонтер и основательница художественной формации "Maysternya".

Она принимала активное участие в Революции Достоинства и получила почетный титул кавалера ордена князя Ярослава Мудрого III степени. Годы ее плодотворной учебы проходили в Косовском государственном институте прикладного и декоративного искусства и Львовской национальной академии искусств.

Виктория чувствует, что события российского вторжения в Украину в 2022 году тесно переплетаются со всем, что происходило на протяжении Революции Достоинства 2014-го, в которой художница сыграла выдающуюся роль. Тогда Виктория входила в "Художественную сотню" и "Волынскую сотню" и к тому же получила ранения. Увидев своими глазами и непосредственно пройдя через весь ужас событий 2014 года, она без промедления присоединилась к группе волонтеров, как только российско-украинская война началась.

Что в себе несет русская культура и какое влияние на войну в Украине она имеет?

Как по мне, в этом аспекте стоит взглянуть на русскую культуру с начала XX века. Если рассматривать ее как явление, то следует выделить беспрецедентную массовость и попытку создать воображаемый образ «Великой России». Российское культурное достояние предполагается восприниматься как нечто элитарное, хотя общий контент нацелен на все слои населения всех возрастов. Кроме того, его влияние на культурный код находит свое выражение не только в России, но и в Украине.

Заметное отражение русской культуры на этой войне мы видим в Восточной, Южной и даже Центральной Украине. Отмечу, что она также несет ответственность за события 2014 года на Донбассе, поскольку у людей из восточных регионов Украины не было доступа к украинскому информационному пространству, что и привело к определенным трансформациям в их сознании. Украинская культура, в отличие от русской, замкнута. Ее следует разделять на 2 этапа: до 2014 года (почти полное лишение национальной идентичности) и после 2014 года (превращение в движущую силу украинской нации).

Какие меры следует принять для сохранения культурного наследия во время войны?

Я бы этот вопрос, как и нюансы с изменением правописания, вообще не поднимала. Государственные инициативы обычно формальные: они не несут за собой никакого практического содержания. Думаю, что нужно не по пунктам расписывать действенные способы сохранения культуры, а заниматься ее развитием на практике в художественных мастерских.

Сейчас, наконец, появляется много проукраинского контента в политике, моде, литературе, художественном искусстве и скульптуре. Украинский культурный бум мощной волной несется миром, так что все в культуре следует правильным путем. Художник хочет творить: желание идет из самого низкого звена и опрокидывается на все наше общество. В университете нам не раз говорили, что новые стили в искусстве обычно зарождаются в Южной и Западной Европе. Поэтому несколько лет назад невозможно было бы представить, что что-то инновационное появится именно у нас — в Украине. Сейчас наперекор войне, украинские художники продолжают создавать большое количество качественных работ.

"Земля"

Какие общие признаки Революции Достоинства и российского вторжения в Украину в 2022 году можно выделить?

Это очень важна для меня тема. Я присоединилась к "Художественной сотне" Майдана, была в "Волынской сотне" и получила ранения во время событий 14-го года. С теми, кто работал волонтером на Майдане, сегодня проходит идентичный Майдан только в пределах всей Украины. Посещая Львов сейчас, заметить наклейку "Волонтер" можно почти на каждом авто: вся Украина превратилась в гигантский волонтерский улей. Раньше мы не знали, как сформировать логистические связи и как будут выглядеть результаты; сейчас за плечами у нас достаточно опыта, поэтому каждый из нас четко осознает, что он делает и с какой целью.

Для нас, творческих людей, крайне важно показать, что искусство — это тоже оружие. Если Майдан был детским садиком для украинского национального сознания, то в 2022 году мы попали во взрослую школу жизни. Следовательно, следует четко осознавать замысел нашей борьбы. Для меня события Революции Достоинства и российского вторжения 2022-го крайне созвучны.

Стоит ли полностью отказаться от русской культуры?

Сейчас однозначно да! У меня, как и у многих других, есть друзья россиян — очень позитивные люди, которые выдают хороший контент, но сейчас мы живем не в мирное время, а во время войны. В этом вопросе играет роль не только наша индивидуальная позиция и личное отношение к человеку, сюда наслаивается роль гражданина Украины, который воюет с Россией, поэтому сейчас стопроцентный отказ от всего российского. Я знаю некоторых художников из России, я люблю их как людей, но в последнее время мы не общаемся по очевидным обстоятельствам, однако я чувствую, что связь с отдельными фигурами я могла бы восстановить и надеюсь, что нынешняя ситуация не будет продолжаться вечно.< /p>

Как украинцам относиться к русским художникам украинского происхождения?

Кстати, я по-прежнему размышляла об интернациональных художниках. Здесь важную роль играет, кем себя осознает сам художник: он придерживается позиции, что он украинец, но творит в России, или, несмотря на украинское происхождение, считает себя принадлежащим к другой нации. Я верю в сознательный подход индивида, когда у художника есть понимание своего места в мире. Именно в своих произведениях автор показывает, что он любит, что защищает, независимо от того, где он родился.

"Тело"

Как можно выиграть культурную войну с Россией?

Анализируя все, что сейчас происходит вокруг, я думаю, что нам всем следует работать в таком же темпе не только в военное время, но и в мирное. Вообще-то я заметила такую ​​особенность, что мы активизируемся только в критические моменты; а как только внешняя угроза исчезает – складываем руки: мы начинаем забывать, за что боролись и отстаивали. Если бы при нормальных обстоятельствах мы продолжали плодотворно трудиться, как в период военного положения, я считаю, что победа в культурной войне с Россией несомненно гарантировалась бы нам без повторения событий на Донбассе в 2014 году.

У вас есть знакомые в рядах Вооруженных Сил Украины?

Конечно, это — и ежедневная радость от того, что они пишут, и волнение, когда не пишут. До событий 2014-го многие мои знакомые с Майдана были философами, журналистами, писателями, а сейчас все они — профессиональные военные. Тогда многие решили защищать Украину на фронте, однако они до сегодняшнего дня остаются в военной форме.

Невероятно интересный факт: с 14 февраля у меня есть еще один знакомый военный. Он модель, его зовут Северин. Я до сих пор не верю, что вижу его не на подиуме, а на военных позициях; очень горжусь тем, что имею столь храбрых друзей!

Какие советы вы хотели бы дать другим художникам?

Следует попытаться не потерять здравый смысл и беречь свое психическое здоровье. Нужно чувствовать и воспроизводить происходящее вокруг, фиксируя моменты для последующих поколений. Сейчас мы находимся на рубеже истории, поэтому важно записать события: надо запомнить происходящее, чтобы мы не забыли об этом через определенное время.

"Зона поражения"

Как война повлияла на вашу жизнь и творчество?

Я могу отметить, что как и все люди я столкнулась с состоянием отчаяния и депрессии. За месяц до войны мы вместе с мужем гуляли по Варшаве, и я говорю ему: «Алексею, я чувствую войну». Тогда было очень страшно, но я поняла, что это ощущение неотвратимо. Я называю это явление постмайдановским синдромом.

Тогда, в 2013-2014 годах, мы начали важное дело по развитию национальной идентичности. Все должно было начаться с художников и перекинуться на всех остальных. Тем не менее, к сожалению, процесс пошел не по плану. Итак, сегодняшняя война должна стать финальной точкой Революции Достоинства 2014 года.

Просматривая свое творчество, я вижу, что еще до войны я рисовала то состояние, которое переживаю сейчас. Кстати, по моим советам другим художникам, я могу добавить: не бойтесь творить! Советую изображать то, что думаете, что чувствуете, искореняйте страх перед собой.

Я понимаю, что рисовала войну 8 лет, однако, когда началась настоящая полномасштабная война, я хочу напомнить людям о чем-то теплом, что-то хрупком, я хочу напомнить им о любви, о мирных времена; поэтому сейчас я стараюсь воспроизводить именно эти чувства.

Какой будет выглядеть будущее украинской культуры после войны?

Если мы все выживем, то я думаю, что мы точно не будем такими как раньше и никогда не вернемся к предыдущей жизни, которая, надеюсь, заиграет новыми красками. Многие художники ждали этого времени, времени создания украинства.

В прошлом мы анализировали советскую культуру, пытались присоединиться к европейским традициям, переосмысливали наше прошлое, однако сейчас мы задаем другой тон движения мирового искусства. За границей нас видят, нас слышат и восхищаются.

Украинскую культуру после войны ждет новое возрождение, что-то инновационное — это меня радует, дарит надежду. В этот момент мне хочется творить, хотя раньше меня волновало мнение других. Теперь у меня исчез страх. Я понимаю, что наличие любых средств — возможность, которую следует использовать, потому что искусство — это тоже оружие, достаточно мощное оружие.

Автор: Ярослав Акимов

Редактор: Ольга Науменко

Общественная организация "Свобода мысли" — это сообщество прогрессивных украинских журналистов, объединившихся во время российско-украинской войны с целью трансляции и обнародования знаний, мнений и позиций художников, волонтеров, политиков, предпринимателей, дизайнеров, историков и экспертов в области украинской культуры.  

Сейчас «Свобода мысли» запускает платформу, которая с помощью партнеров проекта и государственных институций будет способствовать интеграции украинской культуры в семью европейских и мировых культур.

Читайте также: РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ВОЙНУ: ИНТЕРВЬЮ С УКРАИНСКИМИ ХУДОЖНИКАМИ ЕЛИЗАВЕТОЙ КОПТЕЛОЮ И ДАРИНОЮ « » < /p>

Также читайте