Закрыть
UA
Жизнь

Серж Лифарь. Из Киева

Поделись:

Для нас подготовили цикл материалов современные исследователи родной культуры, авторы паблика. nofollow noopener noreferrer»>Твердый Криц.

Родители Сергея Лифаря Михаил Лифарь и София Марченко-Лифар. Фото конца XIX в.

Родители Сергея Лифаря Михаил Лифарь и София Марченко-Лифар. Фото конца XIX в.

Сергей Лифарь родился в 1905 году в Киеве, где потрясение революции и поражения русско-японской войны в том году мало кого беспокоили. Отец Сергея Михаил Лифарь – был чиновником Департамента водного и лесного хозяйства, а мать Софья Марченко – дочерью кановского землевладельца.

[caption id="attachment_647846" align="aligncenter" width="800"]Леонид, Василий, Евгения, Сергей Лифари Леонид, Василий, Евгения, Сергей Лифари

В августе 1913 года Лифарь поступил в Императорскую Александровскую гимназию. В это время началось серьезное музыкальное образование Сергея: он учился играть на скрипке, фортепиано и занимался пением. Ему это удавалось настолько хорошо, что его пригласили в хор Софиевского собора. Пение помогало и в учебе – за участие в лицейском хоре Лифарь получал стипендию. Неудивительно, что мальчик начал мечтать о карьере музыканта.

Сергей Лифарь, 1921 год

Сергей Лифарь, 1921 год

Но уже в следующем году началась Первая мировая война, затем – революция 1917 года и гражданская война. В 1919 году власти Киева менялись 18 раз, Лифарь вспоминал те времена в своих мемуарах:

Меня, тогда подростка, ошеломили ужасные сцены, которые стали обыденными. Солдафоны избили меня за то, что я носил фуражку с эмблемой своего лицея. Вокруг нас поджигали дома, убивали заложников, изуродованные пытками трупы бросали на грузовики, словно убитый скот. Во мне бурлило безудержное возмущение. 

В одной из таких столкновений Лифарю была ранена рука, из-за чего он попрощался с идеей стать пианистом. Но будущую звезду балета уже ждало новое призвание.

Киевская консерватория, где учился Сергей Лифарь по классу фортепиано 1914-1919 pp. width=

Киевская консерватория, где учился Сергей Лифарь по классу фортепиано 1914-1919 pp. Открытка 1910-х pp.

Свою первую встречу с балетом Лифарь описывает по-разному, в одном мемуаре, 16-летний парень просто «шел за музыкой»:

Узнав, что на занятиях у Брониславы Нежинской — сестры Вацлава Нежинского — танцуют под музыку Шумана и Шопена, я однажды появился в ее школе при Киевской Опере. Это было потрясающе. Я тогда нашел свой путь.

В остальном – причина куда более прозаичная:

Целыми днями – без дела, без цели – бродил я по Киеву вместе с одним из своих гимназических товарищей-приятелей… И вот как-то приятель предложил мне: “Давай пойдем, Сергей, в балетную студию Бро. Там, говорят, есть много хорошеньких девочек”. Мне было все равно, что делать, и потому я ушел, хотя меня мало интересовала балетная студия.

Сергей Дягилев и Серж Лифарь

Сергей Дягилев и Серж Лифарь

Нежинская неохотно взяла подростка к себе, таланта к танцам у него она не видела, тем более, что 16 лет – достаточно поздний год для профессионального обучения балета. Бронислава Нежинская вскоре тайно покинула новую страну советов и отправилась во Францию, а Лифарь, до сих пор увлеченный балетом, начал заниматься самостоятельно. Работал Сергей каждый день до полного изнеможения, пока из Парижа не пришло известие от Нежинской. По ее рекомендации Сергей Дягилев, основатель и художественный руководитель «Русского Балета» просил отправить из Киева пятерых лучших учеников для его труппы в Монте-Карло. Лифаря для этого не выбрали, однако из-за закрытых границ один из танцовщиков ехать отказался – в последний момент возможность поехать выпала Сергею.

Алиса Никитина и Серж Лифарь в балете

Алиса Никитина и Серж Лифарь в балете «Кошка» 1927 год

Выбраться из Советского Союза в 1922 году значит быть расстрелянным, если тебя поймают. Лифарь сделал две попытки побега, второй раз убежать ему наконец удалось, семья была этому только рада:

Все, что можно было еще «реализовать» домашние реализовали для моего побега, и с невероятными трудностями купили золото, и самую разную валюту… Семья легко отпускала меня: если мои домашние и не особо сочувствовали моим мечтам о «недостойном балете» ”, то всячески способствовали моему плану бегства за границу, подальше от нищеты советской жизни…

Это был последний раз, когда он видел мать, а в Киев он вернется только через 40 лет.

Дягилев, наглый чародей

Сергей Лифарь высадился на Северном вокзале Парижа 13 января 1923 года. В тот же день танцовщики встретили Дягилева, которого Лифарь вспоминал как странного мужчину со взглядом хищника – его добычей был талант, который он никогда не упустит. Уже на следующий день Лифар отправился в Монте-Карло:

Можно представить, что это означало для юношей из зимней Украины, из жестокой нищеты, ежедневного страха — сразу попасть в сказочный мир Монако с синим морем, ясным небом, пышными садами и повсеместной роскошью, простодушно выставленной напоказ? /i>

Однако Дягилев и Нежинская танцевальных потуг Лифаря не оценили. Дягилев потом вспоминал, что Лифарь был самым плохим среди пятерки, которую пригласила Нежинская. Среди причин его случайного приглашения вероятно было то, что балетмейстерша его просто не помнила – согласилась взять всех, кто рискнул бы покинуть Союз. В конце концов, она продолжила его тренировать: Счастливые годы были полны головокружений и тревог, когда я то казался себе каким-то особенным и уникальным, то в мое сердце змеей закрадывалось сомнение.

Серж Лифарь, 1929 г.

Серж Лифарь, 1929 г.

Вскоре Дягилев отправил Лифаря в Милан, где танцовщик учился в Энрике Чекетти, мэтра, который тренировал Вацлава Нежинского и Анну Павлову. Нельзя сказать каким благодарным был 19-летний юноша Сергею Дягилеву, которому тот открыл целый мир искусства. Хотя владелец «Русского Балета» и был «кротким тираном», преданным ему Серж останется до смерти. После триумфа в роли Блудного сына в одноименном балете Сергея Прокофьева, Дягилев сказал Сергею: Спасибо, Лифарь. Мне больше нечего вас учить…

Строитель Парижской Оперы

В 1929 году Сергей Дягилев умирает, а 24-летний Лифарь, после восьми лет упорного труда, оказывается без денег и работы. Однако скоро его нанимают в качестве приглашенного артиста в Парижскую Оперу. Лифарь сомневался в предложении – балетный коллектив Оперы казался танцовщику жалким. Наконец, Серж согласился при условии, что сам поставит хореографию и исполнит главную роль в Прометее. Собрав бывших коллег из «Русского Балета», через два месяца он ставит спектакль, который имеет большой успех. Следующие 30 лет Серж Лифарь проведет именно в Парижской Опере.

Серж Лифарь в балете “Прометей”

Серж Лифарь в балете “Прометей”

Несмотря на сильное сопротивление французской труппы, Лифарь взялся ее реформировать. Все нужно будет переделать. Я оценивал преграды по пути к цели. Мне нужно было побороть рутину, непонимание, возможно, похоть”. Серж запретил танцовщикам выходить на бис, зрителям заходить в зал с букетами. Балерин он заставлял тренироваться вне Оперы, забывая, как и он когда-то, об усталости. Результаты не заставили себя ждать – уже через шесть лет президент Франции Альбер Лебрен благодарил Лифаря за возвращение престижа балета Оперы. 

Важнейшим произведением Сержа стал Икар в 1935 году. После неудачной попытки заказать музыку к балету, Лифарь решил, что “Икар” будет танцеваться без музыки: 

В течение долгих часов я разрабатывал движения танца, па, средствами пластики по-своему пересказывал миф об Икаре, не беспокоясь ни о чем, не связанный никакими ритмическими путами, и довольствовался тем, что последовательно записывал ритм своих па . У меня еще никогда не было такого творческого увлечения и вдохновения!

Эта роль была для Сержа самой тяжелой. Он долго работал над костюмом, особенно над крыльями, которые сам нарисовал и изготовил с помощью своего брата Леонида, который был лётчиком (к этому времени двое братьев и сестра Сержа уже перебрались во Францию). После успеха балета Лифарь получил звание “этуаль” (фр. звезда) Оперы, до этого его давали только танцовщицам.

Война и после

Далее была война, во время которой Лифарь возглавил Оперу. Ему удалось уберечь ее от немецкого контроля, поэтому годы оккупации были постоянным маневрированием между развлечением немецких офицеров и внутренней болью от разорения страны. В 1945 году Лифаря обвинили в коллаборационизме и отстранили от управления Оперой. Серж, глубоко униженный, принимает предложение возглавить балет в Монте-Карло. Через два года он вернулся в Париж, где снова начал работать. Дальше было турне по Дании, Австрии, США, Канаде. На гастроли в СССР 1958 года Лифарь попасть не смог – ему не дали визы, более того, его имя изъяли из всех афиш без его ведома. Тогда же он окончательно разрывает с Парижской Оперой.

Серж Лифарь в Икаре

В 50-е годы Серж Лифарь влюбляется в шведскую графиню Лиллан Алефельд-Лаурвиг. Они прожили вместе 30 лет. Ей он посвятит свою последнюю книгу “Мемуары Икара”: “Человеку с золотым сердцем и чистой душой, моей духовной музе и моему верному другу всегда”.

В последний раз в Киеве

В 1961 году Серж Лифар наконец попадает в СССР, и инкогнито посещает Киев. Здесь он наведывается в дом, где вырос, и на могилы родителей: Кладбище заброшено: бесконечный пустырь, на котором я нашел две могилы. У меня не было с собой ни одного цветка, чтобы на них положить. От болезненной тоски я упал на колени. Я сказал им: «Это я, ваш Сергей, ваш Сергунчик. Я танцевал по всему миру, но вы, самые близкие люди, никогда этого не видели. И все же я ваш сын! Я взял по горсти земли из каждой могилы. Лиллан пообещала, что бросит ее на мой гроб”.

Лиллан Аллефельд-Лаурвиг и Серж Лифар

В следующие годы Серж Лифарь посвятил написанию книг и картин. Серию работ посвятил в частности своему другу Пабло Пикассо. После смерти мэтра часть коллекции (817 единиц) его жена подарила Украине. Собрание хранится в отделе искусств киевской Публичной библиотеки им. Леси Украинки.

Серж Лифарь и Пабло Пикассо

Умер Серж Лифарь в Швейцарии в 1986 году после продолжительной болезни. Последним его убежищем стало парижское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. По завещанию Лифаря, на плите кроме дат рождения и смерти написано: «Серж Лифарь. Из Киева”.

Источники:

Серж Лифарь. Воспоминания Икара. — М.: Пульсары, 2007.

Куринная М. Серж Лифарь: от Киевской центростудии до Парижской оперы // Студии искусствоведческие. – 2012. – С. 86-91. — Режим доступа: http://nbuv.gov.ua/UJRN/StudM_2012_1_14.