Нынешний фестиваль охватил более 40 музыкальных, театральных и литературных событий.
С 20 по 26 августа в заповеднике «София Киевская» проходил третий фестиваль высокого искусства Bouquet Kyiv Stage, организованный Домом «Мастер Класс». Это были шесть дней музыки, выставок, театра, литературных чтений и дискуссий, интерактивных детских программ и бесед под ясенем с изменяющими людьми.
В общей сложности произошло около 40 событий, часть из которых транслировались онлайн.
Тема, которая в этом году объединила различные жанры искусства в едином пространстве, — «Город мастеров». А возникший во время карантина месседж Bouquet Kyiv Stage 2020 – «Жизнь продолжается!».
В этом году Bouquet Kyiv Stage стал фестивалем премьер. В его фокусе были украинские художники, а также голос во всех его проявлениях.
Когда мы формировали новую программу, то вдруг увидели, что основной участник этого года – это Голос. Он пронизывает музыкальную программу, воплощается в многообразии пения – это и спектакли, и оперы, и хоры. И это, наверное, тоже не случайно. Потому что пение – проводник в высокие формы бытия. Именно поэтому Голос стал матрицей программы фестиваля Bouquet KyivStage – 2020.
– говорит Ирина Буданская, соучредительница и идейная вдохновительница фестиваля.
Именно с Голоса, наполнившего город, начался нынешний фестиваль. Концерт-открытие «Простопев» проходил на колокольне «Софии Киевской». Там музыку Виктории Полевой исполнял хор AVE и раздавались колокола. Организаторы фестиваля объясняют: это было символическое возвращение городского голоса после длительного карантинного молчания. Пение и музыка доносились до слушателей с высоты, накрывали и окутывали – и это был новый и необычный концертный опыт.
В первый день Bouquet Kyiv Stage состоялось еще одно важное для культурной сферы событие — презентация проекту 211 floor. Это платформа для качественного культурного контента, которая является объединением четырех категорий – социальной сети, сервиса для режиссуры видео, стриминга и продаж билетов на онлайн и оффлайн события. Проект инициировали Евгений Уткин и Влад Троицкий. В команде проекта – Андрей Сирченко, Дмитрий Кошевой, Василий Кривонос, Татьяна Фикс.
Последние полгода мы все оказались в ситуации, когда были вынуждены ограничить живое общение. Особенно это почувствовали люди искусства, для которых одной из самых больших мотиваций является самовыражение и живое взаимодействие с публикой. Виртуальный мир, конечно, не может заменить реальный, но может предложить что-нибудь новое, – говорит Евгений Уткин, соучредитель фестиваля Bouquet Kyiv Stage и платформы 211 floor. – Идея проекта 211 floor – пойти в виртуальный мир. Кое-кто хочет полететь на Марс, а мы планируем построить виртуальный дом. Сначала будет сайт, а через некоторое время – и приложение, с помощью которого можно будет видеть и выбирать события, происходящие во всем мире, и общаться друг с другом.
Музыка является основным направлением Bouquet Kyiv Stage. Одним из центральных музыкальных событий этого года стал музыкальный марафон «ЛЯТОШИНСКИЙ – ГАЛА», посвященный выдающемуся украинскому композитору Борису Лятошинскому. Куратор проекта – пианист Евгений Громов – работал над программой более полугода.
Это трехчасовой марафон из камерной музыки, написанной Борисом Лятошинским в 1920-х годах. Мы хотим показать в глубоком срезе все уголки камерной музыки. Амплитуда настроений и жанров здесь – колоссальные. Каждое произведение – удивительное,
– рассказывает Евгений Громов.
Среди премьер – концерт скрипачки Богданы Пивненко «Посвящение Мирославу Скорику».
На этом концерте мы исполнили произведение, ноты которого я получила уже после смерти Мирослава Скорика. В начале марта он оставил их для меня в консерватории, но начался карантин, и я не смогла их забрать. Я получила папку с нотами в конце июня уже после его смерти. Эта пьеса называется «Memory», и это очень символично,
– говорит Богдана Пивненко.
Это также и музыкальный киноперформанс «Двое мастеров» – музыка Вадима Храпачева из фильмов Романа Балаяна в живом исполнении Sed Contra EnsEmble. И звуковой трибьют музыканта Андрея Криченко к творчеству Марии Примаченко – «Дивосвит Химер». Разрешение на использование работ художницы предоставил Благотворительный фонд «Творческое наследие семьи Марии Примаченко».
И музыкальная программа в исполнении скрипачки Мирославы Которович, сопрано Сусанны Чахоян и камерного ансамбля «АРТЕХАТТА» – «Букет для маэстро Которовича». Также музыкальный проект композитора и музыканта Ивана Тараненко «FusioFonia_Музыка украинской земли», в котором он объединил фолк, этно, классику и джаз. И премьера новых произведений Валентина Сильвестрова «In Memoriam».
Новые джазовые программы представили Лаура Марти и Nazgul Shukaeva Project.
Завершающим аккордом стал совместный концерт New Era Orchestra (арт-директор и дирижер – Татьяна Калиниченко) и швейцарского виртуоза Мориса Штегера Baroque Twist. Независимый украинский камерный оркестр вместе со знаменитым блоком флейтистом исполнили мощные музыкальные композиции эпохи барокко и лучшую версию произведения Антонио Вивальди «Четыре времени года», которую создал современный британский композитор Макс Рихтер.
Еще одним ядром Bouquet Kyiv Stage стала визуальная программа. Она была представлена художественными выставками с фокусом на период шестидесятников. Это выставка «Город людей: графика шестидесятников», где были показаны работы – большинство из них впервые – Александра Дубовика, Александра Левича, Алексея Захарчука, Михаила Вайнштейна, Виктора Зарецкого и Аллы Горской.
Живописец Александр Дубовик, которому Bouquet Kyiv Stage обязан своим символом — Букетом, — также представил выставку ранее не выставлявшихся работ. Ее название – «Воспоминание о будущем».
«Воспоминания о будущем» — это не просто игра в парадоксы или способ развлечь публику. Вопрос о будущем очень сложен. Сейчас проводятся впечатляющие эксперименты, доказывающие, что будущее на уровне частиц влияет на нас и изменяет настоящее. В общем, искусство живет вне времени – оно о тех же вещах, на протяжении веков. И эта идея вневременности, общечеловеческие ценности, надежды, планы и страхи воплощены в моих работах,
– рассказывает Александр Дубовик.
Литературно-мемориальный музей М. Булгакова подготовил особую инсталляцию о прочной взаимосвязи между городом и художником – «Альма-матерь Михаила Булгакова». А мастерская GORN представила на фестивале выставку скульптур «Тени».
⠀
Театральное направление, впервые появившееся в программе, представлено перформансом режиссера Олега Липцина «ЯR» – по поэтическому сборнику Марианны Кияновской «Бабий Яр. Голосами». Наряду с профессиональными актерами к представлению присоединилась и аудитория.
Об этом уже так много сделано, сказано, написано, что для того, чтобы браться за эту тему еще раз, нужна какая-то основа. И эту почву я нашел для себя в текстах Марианны Кияновской Бабий Яр. Голосами». Этот поэтический, чрезвычайно впечатляющий сборник стал толчком для идеи перформанса,
– говорит Олег Липцин.
Среди новых направлений в этом году было и литературное. Его куратор – литературовед и литкритик Евгений Стасиневич. В программу вошли четыре дискуссии об урбанных текстах, публичном интервью с Софией Андрухович и Ночь поэзии. Своими историями и опытами на литературной сцене делились: Сергей Жадан, Екатерина Калитко, Ирина Целик, Ярослава Стриха, Михаил Назаренко, Марк Белорусец, Артем Чех, Светлана Тараторина.
Детская программа представлена интерактивными театрализованными представлениями для малышей и их родителей «Цветовые игры» и «ТИК-ДА» от объединения «Творческий дом», событиями для подростков от пространства архитектурного образования Archikidz, а также творческими мастер-классами «Город мастеров».
«Жизнь продолжается!» – такова была тема традиционных бесед под ясенем, на которые каждый год приглашает соучредитель Bouquet Kyiv Stage Евгений Уткин. Беседы проходили ежедневно во дворе «Софии Киевской» под ясенем столетия. К публичным разговорам были приглашены люди, тем или иным образом изменившие нашу жизнь. Среди них – режиссер Ольга Данилюк, ученый-гигиенист, председатель Общества токсикологов Украины Николай Проданчук, писательница Марианна Кияновская, историк, доктор исторических наук, профессор Георгий Касьянов и другие.
Традиционно вход на все события был свободным по входному билету на территорию «Софии Киевской». Также из-за ограничений, связанных с карантином, организаторы и посетители соблюдали все необходимые меры безопасности.
Фото: Виталий Мариаш, Алина Гармаш