Маша Кондакова — французско-украинский режиссер документального и игрового кино. Мы поговорили о ее документальном фильме «Моя война» о женщинах, воюющих на Донбассе и съемках в игровом кино «Одно прекрасное утро» в компании очаровательной Леа Сейду.
Вы были задействованы сразу в двух кинопроектах. Расскажите, как вам удалось соединить работу над ними?
Да, было непросто, потому что все пришлось на один промежуток времени, на начало июня. Я как раз была в резиденции SoFilm со сценарием моего первого полнометражного фильма Warrior, где я питала проект Canal+, Arte, Wildbunch, а вечером садилась на поезд, чтобы утром на съемках в Париже.
Но я была очень мотивирована, когда прошла все этапы кастинга и сделала все возможное, чтобы быть в форме и успеть везде. Другой полнометражный проект Tropiques Эдуара Салье, на счастье, снимался в августе, так что было немного времени для подготовки. Что интересно, в одной роли (медсестра) у меня была более психологическая работа роли, а в другой роли (преподаватель физики) требовалось изучить много текста.
Недавно состоялась премьера «Одно прекрасное утро», в котором вы сыгралис Леа Сейду («007: Не время умирать», «Жизнь Адель»). Как вы готовились к роли?
Съемки проходили год назад. Я играла роль медсестры, которая ухаживает за отцом (актер Паскаль Греггори) главной героини (актрисы Лея Сейда). Чтобы превратиться в мою героиню, я пошла в госпиталь, где познакомилась с настоящей медсестрой, которая научила меня правильно мерить давление и как себя ведет сестра, которая каждый день делает одну и тоже процедуру.
Мы снимали в настоящей больнице Hôpital Hôtel Dieu историческое место, находящееся возле Собора Парижской Богоматери. Было очень жарко и актеры были одеты тепло, потому что по фильму действие происходило осенью, но никто ни разу не жаловался.
Познакомились ли с Леа Сейдом?
Да, мы с Леей имели общие сцены. Она была очень приветлива и сконцентрирована, поэтому не было возможности пообщаться при знакомстве. Но когда мне удалась эмоциональная сцена, кто меня поплепал по плечу, я вернулась и увидела Лею, которая сказала мне что то, что я делаю — непросто. Как раз была перестановка плана, мы долго общались. Ей было интересно узнать кто я и откуда, у нас оказались общие знакомые. Затем она показывала мне фото своего сына. Смотря на фото ее сына, я спросила, в чем ее секрет? Как можно так много работать и совмещать карьеру и воспитание сына? Она улыбнулась скромно и ответила, что нет никакого секрета — на самом деле мы все очень устали, но не можем не продолжать делать то, что любим… А между тем, в прошлом году сразу четыре фильма с ее участием были отобраны в Каннскую программу. Никакая актриса не имела такого успеха, потому что невозможно за год сняться в 4 международных лентах (!). Во время съемок наш актер Паскаль заболел ководом, и тест Леи также оказался положительным. Она не смогла уехать в Канны на фестиваль. Я могу только вообразить ее эмоциональное состояние. Но уже в этом году мы увиделись с Леей на головечере, посвященной 75-летию Каннского кинофестиваля. Лейя с триумфом вернулась во Дворец фестиваля с фильмом Кроненберга. Зал с овациями, стоя приветствовал ее! Мы остаемся на связи.
Ваш фильм «Моя война» вышел к полномасштабному вторжению. Из интервью моим коллегам, я поняла, как было непросто выстроить отношения и съемочный процесс с его героинями — украинскими женщинами, воюющими на Донбассе. И, наконец, вам это удалось. Как?
Спасибо очень за вопросы. Да, это правда. Я думаю, здесь сыграли три вещи. Во-первых, мой характер. Я упрямая, решительная и имею огромное терпение. Во-вторых, сами героини. Они позволили мне приблизиться к ним и рассказать их интимные истории. В-третьих… нрав. Мне повезло много раз. С командой и продюсерами фильма – из Украины и Франции. Повезло не попасть под обстрел, потому что мы ездили снимать на самую передовую.
Что нового после этой работы вы узнали о женщинах?
Что они мужественны, мудры, выносливы.
Об украинках?
Что они несокрушимы и свободны, справедливы и бесстрашны.
О себе?
Что, несмотря на боль, физическую и моральную, я иду до конца. Счастливый конец. (Улыбается.)
В этом году Канны критиковали за «устаревшие взгляды». К примеру, на дискуссию о будущем кино пригласили режиссеров-метров, но женщин среди них не было. По вашим наблюдениям, можно ли сегодня говорить о гендерном равенстве в современном кино?
Изменения происходят. Мы по пути, но нам еще много работы.
О чем вы мечтаете как режиссер?
Как режиссер и как человек, я мечтаю об окончании войны победой для Украины и всеми возможными возмещениями для людей и страны.
В профессиональном плане я мечтаю вернуть зрителей в кинотеатры во всем мире. Также, чтобы инвесторы рисковали ради поддержки новых, радикальных голосов в кино. Конечно, равенства во всех направлениях между мужчинами и женщинами в киносфере.
Читайте также: SMALL TALK: ХУДОЖНИЦА ПО КОСТЮМАМ ЛЕСЯ ПАТОКА О НОВОМ ПРОЕКТЕ СТРАСТИ