Закрыть
UA
Жизнь

Small Talk: Татьяна Филевская, артменеджер, исследовательница творчества Казимира Малевича о фильме «Малевич»

Поделись:

Татьяна Филевскаяартменеджер, куратор, исследователь творчества Казимира Малевича, автор книг «Казимир Малевич. Киевский период 1928-1930» и «Казимир Малевич. Киевский аспект», креативная продюсер фильма о выдающемся художнике накануне его дня рождения рассказала о работе над картиной и неизвестных фактах о нем.

У вас есть несколько книг о художнике, вас называют знатоком Малевича. Что стало толчком для вашей заинтересованности художником?

Это было в 2009 году, я работала в команде ЦСМ и мы были партнером Премии Малевича, которая была начата Польским Институтом для молодых украинских художников. Тогда я занималась современным искусством. Для меня было шоком, что у Казимира Малевича столько связей с Украиной, о которых мы ничего не знаем. На тот момент даже факт рождения в Киеве был не очень известен, не говоря уже о других аспектах. Меня возмутило, что такой интересный и известный художник фактически не существует в нашем ландшафте – города, актуального искусства, публичного дискурса. Кроме того, не существовало публикаций и очень мало документов о его работе здесь в 1928-1930 гг. Я начала изучать это для себя и увлеклась, потому что Малевич не может не увлекать. Его харизма работает даже сейчас. Идеи того, что нужно делать: экскурсии, лекции, конференции, книги возникали сами собой. Далее мне принесли архив его ассистента Марьяна Кропивницкого, и я подготовила первую книгу к публикации за несколько месяцев. Это имело взрывной эффект. Было еще несколько архивных открытий, в частности, места его рождения. Малевич вернулся в Киев.

Вам пришлось наглядно увидеть картины Малевича? Какие были ваши впечатления? Какую картину мечтаете увидеть лично?

Малевича много в разных музеях мира. Он, в общем, имеет большое наследие. Я видела очень много, работала с коллекциями разных музеев, архивами. Каждый раз это производит большое впечатление. Могу рассматривать работы часами, всматриваться в каждый сантиметр, рассматривать детали, какие-нибудь незаметные детали. Всегда вижу что-нибудь новое. До сих пор не было возможности увидеть «Точильника (Принцип мигания)», который хранится в Художественной галерее Йельского университета.

Недавно музей Метрополитан признал художников Репина и Айвазовского украинцами, это раньше – Куинджи. Что этому способствовало и какие шаги необходимы для того, чтобы это коснулось и Малевича?

На самом деле, изменение этикеток в музеях — свидетельство нескольких вещей. С одной стороны, это прямой результат активности украинских граждан, требовавших перемен, а также переговоров Александры Ковальчук, и.о. директора Одесского художественного музея с представителями Метрополитан. С другой — потребности больших музеев выразить свою поддержку Украины. К сожалению, эти точечные изменения вовсе не свидетельствуют о справедливости по отношению к украинскому искусству, которое до сих пор игнорировали крупные институты. Нужно добиваться именно системных оползней, благодаря которым украинское искусство станет частью мирового искусства. Что касается Малевича, то изменять его идентичность в музеях начали еще до вторжения. Резонанс от открытия киевских архивов в 2016 году, ряд международных конференций, моя работа в музеях, документальные фильмы на международных фестивалях — это все проявило украинскую идентичность Малевича очень четко. Однако идентичность его и других художников этого периода сложна, не моноэтническая, и это следует помнить.

В фильме вы выступаете креативным продюсером. В чем состоит ваша задача?

Я работала еще на этапе написания сценария, помогала сформировать баланс между биографической правдой и задачами художественного произведения, предоставляла архивные фотографии и исторические справки для подготовки съемок, давала советы по подбору актеров. (и совет, что несколько моих советов сработали очень хорошо), также предложил пригласить талантливого оператора Александра Рощина. Во время съемок, к сожалению, не была с командой лично, но была постоянно на связи. 

Какая часть работы над фильмом кажется вам самой интересной?

Очень волнующим был съемочный этап. Даже на расстоянии мне передавалась «химия», возникшая на съемочной площадке. Ужасно сожалею, что не принимала живого участия в этом процессе, и увлекаюсь коллегами, которые смогли реализовать сверхсложный творческий процесс под российскими ракетными обстрелами.

Читайте также: МУЖЧИНА ГОВОРИТ: ВИТАЛИЙ АЖНОВ, АКТОР

Также читайте