Закрыть
UA
Жизнь

Small Talk: Аннет Сагаль, Катя Сита и Ольга Сита, куратор CUTOUT COLLAGE FESTIVAL

Поделись:

В Киеве в Центре Современного Искусства М17 продолжается второй фестиваль современного коллажа cutout-collage-festival-povertayetsya»>CUTOUT COLLAGE FESTIVAL. Тема фестиваля — Свобода. Девушки Аннет Сагаль, Катя Сита и Ольга Сита, которые учредили CUTOUT COLLAGE FESTIVAL ответили на вопрос Marie Claire.< /pre>

Как вы решились на проведение фестиваля? Искусство же не ко времени. Шучу.

Аннет Сагаль: Мы начали подготовку к этому фестивалю еще в декабре 2021 года, он должен был состояться летом 2022, но из-за полномасштабного вторжения мы поставили. все на паузу. Искусство всегда актуально, особенно, когда стоит задача коммуникации с миром о такой ужасной теме войны. Поэтому в марте 2023-го мы приняли решение продолжить реализацию проекта и вот, спустя полгода, мы здесь в Центре Современного искусства М17, представляем самый масштабный коллажный проект в Украине.

Катя Сита: Для меня искусство — это возможность отвлекаться от ужасной обыденности войны и инструмент коммуникации с обществом как в пределах страны, так и за ее пределами. Делать арт события, а, в нашем случае, фестиваль – важно. Потому что мы предоставляем шанс художникам высказаться во время войны. Поскольку мы все имеем разные состояния и проблемы разных уровней. Хотелось бы, чтобы люди, которым легче были эмпатичнее к кому труднее, а искусство дает возможность задуматься над этим и почувствовать. Потому что современное искусство – это не о красоте, а об эмоциях, которые оно вызывает.

Ольга Сита: После полномасштабного вторжения я поняла, что ждать лучшего дня, лучших условий уже нет времени и возможности, потому что идет война… Надо действовать и жить, пока есть время.

Как была избрана тема фестиваля?

Катя Сита: Тема была выбрана еще до полномасштабного вторжения, но набрала большую глубину и актуальность уже после 24.02.2022. Я отвечала за название и концепцию. К тому времени меня беспокоили мысли – свобода или комфорт, и могу ли я чувствовать психологический комфорт, если нет свободы? Таким образом, вышла на тему фестиваля и написание концепции. 

Катя Сита

Это не первый фестиваль коллажа, проведенный вами. Можете описать тенденции, наблюдаемые среди участников, зрителей

Аннет Сагаль: Да, первый фестиваль современного коллажа мы организовали в июне 2021 года. Тогда коллаж был чем-то новым, как для зрителей, так для художников, так и для нас, организатор. Сегодня художники выходят за пределы плоскости маленькой бумаги, экспериментируют с техниками, размерами и закладывают свои глубинные переживания в свои произведения.

Ольга Сита: С каждым годом художники все чаще используют коллаж как способ самовыражения и проявления себя. Коллаж не ограничивает, а наоборот освобождает от классического видения искусства.

Катя Сита: Художники этого направления искусства становятся более уверенными и свободными с каждым годом. Более известных художников перешло на коллаж, например Тиберий Сильваши серьезно подошел к коллажу только в зиму с 2022-2023, и он не один такой.

Каждую работу сопровождают описания-пояснения к коллажу. Прочитав какой, вы потом долго размышляли?

Ольга Сита: Работа мексиканской коллажины Мерседес Санчес под названием «Милагритос» (Маленькие Чудеса). Свои работы Мерседес создает после общения с людьми, это как маленькие тайны между ней и ее собеседником, которые тайна понимает только собеседник. (Улыбается.)< /p>

Катя Сита: Мы должны размышлять, потому что не интересно работать с художниками, подтягивающими описания работ под название и концепцию проектов. Мы стараемся находить искренние работы, потому что так и зритель больше чувствует, когда видит коллажи.

Ольга Сита

 Вы следите за украинскими современными художниками? По вашему мнению, кто удачно фиксирует события, которые мы сейчас переживаем?

Аннет Сагаль: Из нашего коллажного коллектива, я хочу выделить Марию Шапранову. Еще с первых дней полномасштабного вторжения она использовала свежие газеты с актуальными фотографиями событий в Украине и удачно совмещала их в коллаже. Если вне коллажа, мне очень отзывается творчество художницы-графини Надежды Харт. Она не фиксирует события, но рисует наше недалекое прошлое. В частности, деятелей-шестидесятников, таких как Василий Стус, Лесь Курбас, Алла Горская и других. На своих выставках и лекциях Надежда рассказывает их истории и события, которые с ними случились. К сожалению, те же события повторяются и сейчас. 

Катя Сита: По моему мнению, в ногу со временем идет Антон Логов. Он это делает быстро в наивно-примитивной манере, словно хочет сохранить таким образом наши сердца, потому что это все выглядит как зарисовка к детской книге.

Ольга Сита: Мы не вправе оценивать это, каждый художник пропускает события через себя и говорит о них через свои работы, и в зависимости от своей силы и уязвимости делает это сдержанно или экспрессивно… Если учитывать, что это должна быть быстрая фиксация события дня, тогда это удожник Сергей Майдуков.

Аннет Сагаль

Какое антивоенное произведение вы считаете гениальным, таким изменившим общество?

Катя Сита: Нет такого. Ибо если идет война, то значит, «произведение» не сработало, каким бы гениальным или распиаренным оно ни было.

Ольга Сита: Искусство, как и литература, говорит о важных вещах, но каждый зритель видит там что-то свое, и изменить видение можно только при условии, что человек сам этого захочет.

Коллаж Тиберия Сильваши

Колаж Марії Шапранової

Коллаж Мерседес Санчес

Коллаж Антона Лого

Читайте также: SMALL TALKS: НАСТЬ ВЕРЛИНСКАЯ О ФЕСТИВАЛЕ АКТУАЛЬНОЙ АНИМАЦИИ И МЕДИАМИСТСТВА LINOLEUM