В БЦ «Торонто», офис Группы «Кузнечная» при поддержке украинского бренда Kachorovska проходит персональная выставка фотографа Павла Мазая "Земля Мирона". Серия фотографий целиком посвящена петуху Мирона. Фото иллюстрируют жизнь птицы в селе на Черниговщине, которую время от времени посещает Павел, чтобы сменить художественный труд на физический — более заземленный. Куратором экспозиции стала давняя подруга Павла и креативная директор бренда Kachorovska Алина Очеретяна. Больше о персональной выставке и герое фотографий, Павел рассказал в интервью журналистке Дарьи Кибец.Вы указывали, что для вас фотография похожа на кино, поскольку кадр за кадром пишется история. О чем история Мирона?
Во-первых, она началась спонтанно. Но надо понимать предысторию. В детстве я проводил все летние каникулы в селе Николаевка Черниговской области, откуда родом мой отец. Это время было одним из самых счастливых в моей жизни, поскольку означало полную свободу. В селе вся бурная жизнь происходила в центре, куда сходились все дети. Но мне было неинтересно с ними. Мы с дедом ходили косить траву, рубили дрова. Мне казалось, что дети, приехавшие из города так же, как и я, ничему не могут меня научить. А вот помогать по хозяйству – это другое дело. Наш дом был крайним на хуторе, поэтому я залезал на старый клен и мог часами смотреть на бескрайние поля. На сегодняшний день мне очень важно говорить об аутентичности села и людях, которые там живут. Я вырос в Киеве и объездил почти весь мир, но возвращаясь в деревню, всегда вспоминаю, как счастлив там был в детстве. Мне хочется донести людям, которые мало бывают в селе, что село это не об общих штампах – вышиванках и венках. Эти символы хороши, они – наша история, но если вы сейчас приедете в деревню, вы увидите настоящий быт. Никто не доит корову в венке. И развеивать эти мифы важно не столько для нас, как для людей, которые видят нас за пределами Украины. Мои экспозиции показывают, что на самом деле вы можете увидеть в селе - топор, зерно, земля, иконы, свечи. Показать подлинный сельский быт является одной из моих задач. Мы до сих пор изучаем надписи и рисунки быта, изображенные на стенах пещер тридцать тысяч лет назад, и именно они дают нам представление о мире. Изображение повседневной жизни чрезвычайно информативно. К тому же я искренне люблю то, как живет село. В последнее время для меня нет лучшей медитации, чем рубить дрова. А еще, когда мои родственники в селе общаются, я большей частью сижу тихо и впитываю их разговоры, истории, шутки и проблемы. Вот об этом и есть история Мирона. О реальном быте украинской деревни.
С чего началась ваша работа с Мироном?
Первая работа из серии “Земля Мирона” была случайной в селе Коломийцовка в Нежинском районе Черниговской области куда часто езжу к родственникам. (Родина моей покойной матери). Кадр, где я держу зонтик над Мироном, должен быть с косой. Меня всегда удручало, что люди воспринимают косу как символ смерти. В селе никто не имеет таких ассоциаций. Коса это инструмент для того, чтобы косить сено, а сено это то, чем кормят скот. То есть это наоборот о жизни. Для этого должен быть кадр с зонтиком и косой. Но однажды утром я вышел во двор выпить кофе, рядом ходили куры и петухи, и я присел и погладил одного из них. Контакт прошел сразу. Это и был Мирон. Он посидел у меня на руках, а это очень странно. И только на следующий день я понял, что произошло нечто необычное, и если выйдет, то я сделаю кадр с ним, а не с косой. Я работаю только один, делаю автопортреты. Я поставил грабли, взял зонтик и в момент, когда произошел автопортрет, Мирон закукарекал. Это и запечатлено на автопортрете. Пусть это не прозвучит громко, но это был знак. Так мы начали работать. Я присматривался к Мирону, забирал его на полчаса каждый день на наши «сеансы», хотя преимущественно кадры можно назвать случайными. В этой выставке представлены не все кадры с Мироном, поскольку когда Алина Качоровская предложила быть куратором моей выставки, мы начали продумывать концепцию и пришли к выводу, что экспозиция будет представлена в виде триптихов, в центре каждого из которых – Мирон, а с обеих сторон мой автопортрет и фото с бытом села. Это режиссура, и таким образом история становится цельной и кинематографической.
Глубоко в душе вы сельский или городской житель?
Я не привязываюсь к месту, могу назвать себя космополитом. Хоть я живу в городе, работаю всегда в селе. На сегодняшний день я не готов переехать в деревню, прежде всего потому, что замыливается глаз. Мне важно возвращаться туда и замечать новые детали, вдохновляться. Где я счастливее? Точно в деревне. Потому что там больше тишины, свободы и работы, которая доставляет удовольствие. А еще село полно искренности и честности, которых так не хватает городу, где люди все время пытаются друг другу что-то доказать.
Что, кроме поездок в деревню, восстанавливает силы и наполняет вас в это непростое время?
Меня наполняет работа. Я все еще занимаюсь тем, что люблю. И считаю, что найти свое дело это задача каждого. Фотография стала моей жизнью, но мой путь к этому был непростым. Настолько непростым, что в течение тринадцати лет я работал на таможне (улыбается). Я уже тогда увлекался фотографией, но имея юридическое образование, стеснялся показывать кому-то непрофессиональные снимки, которые делал во время путешествий. В 2016 году наконец-то состоялась моя первая выставка. А сейчас фотография это единственное, чем я занимаюсь.
Читайте также: SMALL TALK: АЛИНА И ДМИТРИЙ СЕРДЮКИ, ОСНОВНИКИ BYME О КОЛЛЕКЦИИ “БЕРЕЗИЛЬ”, ВДОХНОВЕННОЙ ЛЕСЕМ КУРБАСОМ