Закрыть
UA
Жизнь

Small Talk: фотограф Павел Мазай о персональной выставке «Земля Мирона»

Поделись:
В БЦ «Торонто», офис Группы «Кузнечная» при поддержке украинского бренда Kachorovska проходит персональная выставка фотографа Павла Мазая "Земля Мирона". Серия фотографий целиком посвящена петуху Мирона. Фото иллюстрируют жизнь птицы в селе на Черниговщине, которую время от времени посещает Павел, чтобы сменить художественный труд на физический — более заземленный. Куратором экспозиции стала давняя подруга Павла и креативная директор бренда Kachorovska Алина Очеретяна. Больше о персональной выставке и герое фотографий, Павел рассказал в интервью журналистке  Дарьи Кибец.

Автопортрет из серии “Граница”, 2023

Вы указывали, что для вас фотография похожа на кино, поскольку кадр за кадром пишется история. О чем история Мирона?

Во-первых, она началась спонтанно. Но надо понимать предысторию. В детстве я проводил все летние каникулы в селе Николаевка Черниговской области, откуда родом мой отец. Это время было одним из самых счастливых в моей жизни, поскольку означало полную свободу. В селе вся бурная жизнь происходила в центре, куда сходились все дети. Но мне было неинтересно с ними. Мы с дедом ходили косить траву, рубили дрова. Мне казалось, что дети, приехавшие из города так же, как и я, ничему не могут меня научить. А вот помогать по хозяйству – это другое дело. Наш дом был крайним на хуторе, поэтому я залезал на старый клен и мог часами смотреть на бескрайние поля. На сегодняшний день мне очень важно говорить об аутентичности села и людях, которые там живут. Я вырос в Киеве и объездил почти весь мир, но возвращаясь в деревню, всегда вспоминаю, как счастлив там был в детстве. Мне хочется донести людям, которые мало бывают в селе, что село это не об общих штампах – вышиванках и венках. Эти символы хороши, они – наша история, но если вы сейчас приедете в деревню, вы увидите настоящий быт. Никто не доит корову в венке. И развеивать эти мифы важно не столько для нас, как для людей, которые видят нас за пределами Украины. Мои экспозиции показывают, что на самом деле вы можете увидеть в селе - топор, зерно, земля, иконы, свечи. Показать подлинный сельский быт является одной из моих задач.  Мы до сих пор изучаем надписи и рисунки быта, изображенные на стенах пещер тридцать тысяч лет назад, и именно они дают нам представление о мире. Изображение повседневной жизни чрезвычайно информативно. К тому же я искренне люблю то, как живет село. В последнее время для меня нет лучшей медитации, чем рубить дрова. А еще, когда мои родственники в селе общаются, я большей частью сижу тихо и впитываю их разговоры, истории, шутки и проблемы. Вот об этом и есть история Мирона. О реальном быте украинской деревни.

С чего началась ваша работа с Мироном?

Первая работа из серии “Земля Мирона”  была случайной в селе Коломийцовка в Нежинском районе Черниговской области куда часто езжу к родственникам. (Родина моей покойной матери). Кадр, где я держу зонтик над Мироном, должен быть с косой. Меня всегда удручало, что люди воспринимают косу как символ смерти. В селе никто не имеет таких ассоциаций. Коса это инструмент для того, чтобы косить сено, а сено это то, чем кормят скот. То есть это наоборот о жизни. Для этого должен быть кадр с зонтиком и косой. Но однажды утром я вышел во двор выпить кофе, рядом ходили куры и петухи, и я присел и погладил одного из них. Контакт прошел сразу. Это и был Мирон. Он посидел у меня на руках, а это очень странно. И только на следующий день я понял, что произошло нечто необычное, и если выйдет, то я сделаю кадр с ним, а не с косой. Я работаю только один, делаю автопортреты. Я поставил грабли, взял зонтик и в момент, когда произошел автопортрет, Мирон закукарекал. Это и запечатлено на автопортрете. Пусть это не прозвучит громко, но это был знак. Так мы начали работать. Я присматривался к Мирону, забирал его на полчаса каждый день на наши «сеансы», хотя преимущественно кадры можно назвать случайными. В этой выставке представлены не все кадры с Мироном, поскольку когда Алина Качоровская предложила быть куратором моей выставки, мы начали продумывать концепцию и пришли к выводу, что экспозиция будет представлена ​​в виде триптихов, в центре каждого из которых – Мирон, а с обеих сторон мой автопортрет и фото с бытом села. Это режиссура, и таким образом история становится цельной и кинематографической.

Серия “Земля Мирона”, автопортрет, 2024

Серия “Мои горизонты”, 2022

Глубоко в душе вы сельский или городской житель?

Я не привязываюсь к месту, могу назвать себя космополитом. Хоть я живу в городе, работаю всегда в селе. На сегодняшний день я не готов переехать в деревню, прежде всего потому, что замыливается глаз. Мне важно возвращаться туда и замечать новые детали, вдохновляться. Где я счастливее? Точно в деревне. Потому что там больше тишины, свободы и работы, которая доставляет удовольствие. А еще село полно искренности и честности, которых так не хватает городу, где люди все время пытаются друг другу что-то доказать.

Что, кроме поездок в деревню, восстанавливает силы и наполняет вас в это непростое время?

Меня наполняет работа. Я все еще занимаюсь тем, что люблю. И считаю, что найти свое дело это задача каждого. Фотография стала моей жизнью, но мой путь к этому был непростым. Настолько непростым, что в течение тринадцати лет я работал на таможне (улыбается). Я уже тогда увлекался фотографией, но имея юридическое образование, стеснялся показывать кому-то непрофессиональные снимки, которые делал во время путешествий. В 2016 году наконец-то состоялась моя первая выставка. А сейчас фотография это единственное, чем я занимаюсь.

Серия "Север", автопортрет, 2023

По вашему мнению, художник во время войны призван отражать реальность или давать надежду?

Каждый художник создает свой мир и приглашает к нему. Если говорить о моих работах, то это внутреннее отражение происходящего. Один галерист сказал мне, что работы должны быть светлее и давать надежду. Но я считаю, что художник не имеет права делать то, что не чувствует. Задание художника показывать правду мира. Когда Гойя рисовал во время испанской инквизиции четырнадцать своих "Черных картин", не выходя из дома, это не было о свете и надежде, но это было его ощущение мира. У меня очень много вопросов к людям, которые показывают заграницей искусство Украины и до сих пор подрисовывают желто-голубой цвет там, где его не может быть. Может, пора показать всему миру более глубокую Украину? Более открытую, более честную. Мы все неидеальны, и в искусстве идеальных произведений нет. Но, скажем, при просмотре фильма Сергея Параджанова «Цвет граната» хочется распечатать каждый кадр. Это и искусство, и хотелось бы, чтобы Украину знали благодаря шедеврам, способным пройти проверку временем.

Расскажите о своем опыте представления Украины за границей.

Ежегодно в течение целого месяца весь Париж живет фотографией. Это называется Photo Days – мероприятие, собирающее известных фотографов со всего мира. В 2021 году моя экспозиция «VYTOKY» была представлена ​​в «Галерее 1831» (1831 ArtGallery). Куратором которой была Татьяна Дорошенко. В ходе выставки была организована встреча авторов с частными коллекционерами фотографии. У меня появился спонтанный порыв подписать каталоги на украинском языке. Оказалось, я стал единственным автором, кто так поступил. Их чувствительная реакция и восхищение удивили. Похоже, я поразил их, а они меня (улыбается).

Вторник: Дарья Кибец

[caption id="" align="aligncenter" width="1000"] Серия “Дерть”, автопортрет, 2021

Читайте также: SMALL TALK: АЛИНА И ДМИТРИЙ СЕРДЮКИ, ОСНОВНИКИ BYME О КОЛЛЕКЦИИ “БЕРЕЗИЛЬ”, ВДОХНОВЕННОЙ ЛЕСЕМ КУРБАСОМ

Также читайте