Закрыть
UA
Жизнь

Small Talk: генеральный директор «Молодости» Андрей Халпахчи о кинофестивале и фильмах, меняющих жизнь

Поделись:

Уже сегодня стартует 52-й Киевский международный кинофестиваль «Молодость», который продлится до 29 октября. В программе будут представлены как ретроспективы классических голливудских кинокартин, так и украинские премьеры победителей международных кинофестивалей. Генеральный директор «Молодости» Андрей Халпахчи рассказал о нынешнем фестивале и фильмах, которые меняют жизнь и влюбляют в кино.

Фестивали с историей, а в этом году «Молодость» отмечает свою 52-ю годовщину, имеют подражающий формат. В том, что активно реагируют на запросы общества. К примеру, недавно в круг внимания Канн попали сериалы, и им посвящена целая секция. Расскажите об изменениях и постоянстве кинофестиваля в этом году.

Мы оставили главный конкурс с формулой, когда на фестивале презентовали студенческие работы. Хотя, например, первые годы мы делили в коротком метре документальные, анимационные и игровые. И делали игровые каждый год, а анимационные и документальные год спустя. Сейчас так тоже стало, раньше на том же Каннском фестивале документальные полнометражные картины в главный конкурс не включали, сейчас включают – и анимационные, и документальные. И вот мы эту секцию построили вместе.

Далее у нас появился Национальный конкурс короткого метра. Сейчас мы проводим за границей (и уже договорились продолжать это) Национальный конкурс полного метра. Потому что такого национального фестиваля как в Польше, например Чехии, других странах, в Украине нет.

У нас существовала секция ЛГБТ-фильмов “Солнечный зайчик” (Sunny Bunny), в этом году мы провели его отдельным фестивалем. И посмотрим, как будет в будущем, потому что «Молодость» разрастается и зрителя не хватает на такую ​​огромную программу. Будем, пожалуй, делать эту часть в отдельности.

Добавляется индустриальная платформа, конкурс проектов на копродукцию, в том числе в Украине. Безусловно, где-нибудь появятся и сериалы. Хотя для меня, все же, телевизионное кино и кино – это разные вещи. Я не все поздравляю, что появляется и в Каннах, и в Венеции, и в Берлине. У нас была идея посвятить один день показу сериалов. К примеру, мы хотели показать популярный сериал «Лживая жизнь взрослых» по роману Елены Ферранте, это делали даже на кинофестивале в Роттердаме. Но потом отказались от этой идеи. Думаю, что со временем еще вернемся к этой идее.

Вы уже знакомы с программой фестиваля? Есть фильмы, которые вы ожидаете с особым интересом?

Это традиционный вопрос, который я не очень люблю. Когда-то я отвечал как моя бабушка, у которой трое детей, и она говорила: «Любой палец отрежешь, будет больно, потому что все любишь одинаково». (Улыбается.) Но “Молодость” формируется коллективом, над программой работает большой коллектив. У меня бывают споры с моими молодыми коллегами. Потому что я вижу, что в этом фильме «этот велосипед уже давно выдуман», а им кажется, что это новаторство… Но вместе мы находим выход, с остальными, у зрителей разные вкусы. Поэтому я считаю, что наша программа многообразна, и каждый зритель сможет найти «свое» кино.

Раньше наиболее популярной была секция «Фестиваль Фестивалей». Но эти фильмы рано или поздно выйдут в прокат, в отличие от студенческих работ, к которым есть большой интерес. Есть секция, посвященная киноклассике. Например, в этом году «Молодость» будет открывать фильм Ромео и Джульетта в честь 100-летнего юбилея режиссера картины Франко Дзефирелли. В этом году ушел в засветы великий испанский режиссер Карлос Саура, и мы покажем один из его классических фильмов. Вообще, в этом году мы сделали фокус на испанском кинематографе, который в последние годы становится все интереснее и интереснее.

Сегодня большой запрос зрителей на современное украинское кино. Картины «Довбуш», «Памфир», «Мавка» имели рекордные показатели для украинского проката. Я всегда завидовал тому, как поляки относятся к кино: ждут премьеров, посещают их, обсуждают. Наш зритель много лет игнорировал отечественное кино, и, наконец, ситуация меняется. Безусловно, не только из-за патриотизма, выросло качество украинского кино.

Есть целая секция фильмов для детей и подростков. Как было принято решение, посвятить целую секцию именно этой аудитории, потому что фильмы для подростков – очень тонкая и сложная история?

Уже более 10 лет мы делаем эту программу. Мне кажется, это очень важно, потому что в этой области мы также теряем нашего зрителя. Молодежь смотрит дешевые боевики, дети, примитивные мультяшки. И поэтому хотелось обратить их внимание, что есть кино, которое заинтересует их сюжетом, заставит задуматься и это действительно гораздо лучше каких-то мигающих на экране пузырей с YouTube. Наша задача – формировать хороший вкус у ребенка. 

Эта программа не очень велика, включает 7-8 фильмов. Ее формируют наши представители отборочной комиссии. Иногда просим детей посмотреть какой-нибудь фильм, чтобы оценить их восприятие.

Какой фильм, просмотренный вами-подростком, больше всего повлиял на вас?

Я был киноманом, поэтому я гораздо раньше начинал и читать, и смотреть кино. В этом году мы покажем фильм Все о Еве Джозефа Манкевича, американского режиссера, который имел украинские корни. Я посмотрел этот фильм года в 10. Он ужасно поразил меня, особенно игра Бетти Дэвис. С тех пор я его не пересматривал. Боюсь потерять это первое впечатление подростка. (Улыбается.)

Первый раз в кино я попал в кинотеатр «Киев», когда мне было примерно три с половиной года, меня увел отец. Тогда было много «трофейных» фильмов: в начале 50-х, после войны получалось много мюзиклов. Мы попали на двойной сеанс Диснея «Белоснежка» и «Бемби». Впечатления были неистовые: экран, цветное кино! Мама с раннего возраста брала меня с собой в кино, как и папа на какие-нибудь взрослые фильмы. Помню, как мамина приятельница возмущалась: «Как можно повести ребенка на такой фильм?!». Я был очень благодарен родителям, что они брали меня.

«Киновсеядность» у меня появилась с 10-ти лет — я ходил на все, крутил носом только на индийское и арабское (египетское) кино, потому что оно было слишком примитивным. Но где-то в 14-15 лет у меня уже начал формироваться вкус. И режиссеры, и фильмы, которые я тогда посмотрел, стали для меня самыми любимыми. Это были фильмы «Пепел и бриллианты» Анджея Вайды, «Тени забытых предков» Сергея Параджанова, «Земляничная поляна» Ингмара Бергмана, «Рашемон» Акиры Куросавы. И еще «Рокко и его братья» Лукино Висконти. Многие фильмы из этого списка я пересматривал. «Рокко и его братья» — несколько раз, потому что мы показывали его в нашей программе итальянской классики. В этом же возрасте я повел страшную дочь на «Рокки» и очень радовался, что она осталась под таким же сильным впечатлением от ленты, как и я в свое время. 

Сейчас вышли многие фильмы, в центре которых украино-российская война. Частично эти фильмы рассчитаны на иностранного зрителя… Но в этом и проблема, что подавляющее большинство иностранцев вне контекста причин войны. По вашему мнению, какой из созданных сегодня фильмов – самый удачный и понятный для иностранного зрителя о войне в Украине.

В основном это документальные фильмы. Чтобы сделать фильм о войне в игровом жанре, нужно определенное расстояние. О Второй мировой войне фильмы начали выходить гораздо позже после ее окончания. Еще позже начали появиться комедии о войне, вроде «Бабетта идет на войну» с Бриджит Бардо или «Разиня» с Де Фюнесом и Бурвилем. Я уверен, что появятся замечательные комедии и об этой войне — о ромах с трактором, укравшим танк, о женщине, сбившей дрон банкой помидоров. Но для этого нужно время, чтобы над этим смеяться. Есть фильм о российско-украинской войне, который разнесли в пух и прах – «Юрик», его показывали на телевидении. Режиссер и команда начали упрекать, что в Мариуполе все было не так, что все показано слишком упрощенно… А я хочу защитить этот фильм, потому что он совсем неплохой. Знаю, что команда сейчас дорабатывает этот фильм. И верю, что все получится. Но мне досадно, что в большинстве своем люди критикуют фильм, не смотря его.

Многие появились документальные фильмы о войне. Очень хороший фильм «Откуда куда» польского режиссера Мачека Хамелы. Мачек сам работал волонтером, он вывозил людей из горячих точек, организовывал для них эвакуационный коридор в Польшу. Для меня он герой. Его фильм великолепен, сделан очень аскетично. Мачек не показывает ужасов войны, но ему удалось передать внутреннюю боль простых людей на фоне войны. Как на мне, это лучший фильм из документального кино об этой войне. Хотя, я еще не видел фильм «20 дней в Мариуполе».

Какое антивоенное произведение вы считаете гениальным, таким изменившим общество?

Конечно поражали фильмы о Холокосте, выходившие после Второй мировой войны. Первые хроники после Нюрнбергского процесса, когда мир понял, что это вообще было – фашизм. Так и мы увидели что-то об ужасах сталинизма гораздо позже. Но напоминание – оно необходимо. И когда возникает вопрос о том, нужны ли фильмы о Второй мировой войне, то я говорю, что нужны. Ибо мир должен помнить об этой великой трагедии. Как и фильмы о Голодоморе, которые начали появляться в начале 2000-х годов. Хотя первый еще во времена перестройки создал Лесь Янчук еще в начале 90-х — «Голод», хороший фильм.

Еще один хороший фильм о Второй мировой войне — «Корчак» Анджея Вайды, который я гораздо больше люблю, чем «Пианист» Романа Полански. «Летят журавли» Калатозова — каждый раз щемит сердце, когда его повторяют на экране.