Закрыть
UA
Жизнь

Small Talk: художница Мария Левитская о персональной выставке костюмов для Национального театра оперы и балета Украины

Поделись:

В выставочном зале Национальной академии искусств Украины (ул. Бульварно-Кудрявская, 20) проходит персональная выставка главной художницы Национального академического театра оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко, народной художницы Украины Марии Левитской . Художница представляет зрителям эскизы театральных костюмов, созданных для представлений Национальной оперы Украины разных периодов. О работе над сценическими костюмами и любви к музыке она рассказала арт-журналистке Дары Кибец.

Госпожа Мария, расскажите о работах, которые представлены на вашей персональной выставке, которая состоится в скором времени.

Несколько лет назад я познакомилась с галеристом Игорем Глобой, возглавляющим галерею «Портал 11», которая находится напротив Михайловского собора. Игр очень интересная интеллигентная персона, он и предложил создать выставку. Он сделал экспозицию эскизов костюмов привел меня и сказал: «Вы видите, что это высокое искусство?» Я была поражена. С этого времени мы занялись этим вопросом. Часть эскизов сейчас в Италии, в Турине, часть были отправлены в Америку для участия в благотворительном аукционе. А академик господин Александр Федорук сказал мне, что я должен издать книгу своих эскизов, ведь таких больше ни у кого нет. Тогда я принялась смотреть на себя и свою работу под другим углом.

Нынешняя выставка в академии действительно получилась большая, почти сто десять эскизов костюмов. Моя гордость, что из них всего пять или шесть нарисованы специально, все остальные – это рабочие эскизы.  Все работы в разных стилях и выполнены разной техникой. Среди них и оперные, и балетные, и эскизы для актеров кино, которым уже по тридцать лет, абсолютно отличающиеся и по стилю, и по манере рисования. Есть даже несколько еще более ранних работ, созданных в годы учебы в институте.

Можете ли раскрыть несколько профессиональных секретов, связанных с процессом работы над костюмами?

Я работаю в Оперном театре более тридцати двух лет как главный художник. А до того, как стать главным художником, конечно, там делала спектакли некоторое время. Моя первая работа была «Дон Джованни» Моцарта с Ириной Александровной Молостовой, которая и взяла меня в театр. Я делаю не только костюмы, но и декорации, и реквизит. Но костюмы – это моя любовь. В начале карьеры после института я работала в течение десяти лет на киностудии имени Довженко как художник по костюмам. Участвовала в замечательных фильмах, таких как «Возвращение Баттерфляй» Олега Фиалко, «Поцелуй» Романа Балаяна, «Капитан Фракасс» Владимира Савельева. Но кинокостюм – это особый момент. Это крупный план, это придирчивость, это образ. Каждая малейшая деталь важна в кадре, особенно если это широкоформатное кино. В театре происходит так: сначала я делаю декорации, а потом туда вписываю, рисую костюмы. Даже мой стол стоит так, чтобы я всегда видела макет – это сценические декорации, только в маленьком масштабе. Еще Федор Федорович Нирод, великолепный театральный художник, всесторонне интеллектуальная личность, с которым была знакома моя мама, научил меня, что именно цветом ты прописываешь драматургию, ведь большинство деталей декораций не видно из зала. Он тогда ставил «Ромео и Джульетту» Прокофьева и все объяснял через цвет: «Вот на сцену «вылетают» красные Капулетти, за ними синие Монтекки, а впоследствии появляется оранжевый тибальд!» Но эти цвета и формы должны идеально лечь на музыку, спектакль. Костюм и дополняет, и одновременно является доминантой на сцене.

Кстати, у меня много графических и живописных работ.  Последние десять лет я увлеклась рисованием цветов. Я сценограф рисующий, что являюсь довольно уникальным случаем. Сейчас в театре обычно иначе решают эти вопросы. Но я пришла в эту область очень давно. Панорама, которую вы видите на сцене, имеет двести пятьдесят квадратных метров, а если происходит несколько смен, то гораздо больше. Например, в «Лебедином озере» художники декораторы нарисовали более пяти тысяч метров. И эскизы необходимо творить очень грамотно. Вот почему я принялась рисовать пейзажи. Представьте, что вам нужно нарисовать небо. Никакие открытки вам не помогут. Необходимо написать это небо с натуры. Сначала ты его нарисуешь, потом запомнишь, потом переделаешь, а потом превратишь это небо в костюм, в котором происходит сцена на закате. К тому же театральные костюмы очень отличаются от костюмов в кино. Ведь представьте, что самое важное для танцовщика или танцовщицы балета, летящих по сцене? Пластика, динамика и полет ткани. Ведь если это будет ткань не «полетная», мы сломаем все танцовщицы. И цвет. А декор… Он действительно более важен для артиста или артистки, чем зрителя.

В моем понимании как обычной зрительницы сценические костюмы подчеркивают характеры персонажей и помогают раскрыть идею режиссера. Какие составляющие необходимы для создания идеального сценического образа? 

Глубокое знание истории искусства и понимание эпохи во всех ее проявлениях. Если ты знаешь эти две составляющие, то можешь создать абсолютно все, вплоть до фэнтези. В-третьих, знание истории костюма. И последнее, соотношение цветов. Когда-то, готовясь к Турандоту, я сама за свои деньги поехала в Китай. Когда готовилась к «Дон Карлосу», поехала в Испанию. Я привозила тысячи фотографий и килограмм книг. Во время поездки в Испанию со мной произошла забавная история. Я доехала уже до Гранады, где есть усыпальница Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской. В этой усыпальнице среди темной комнаты стоит витрина с их коронационными костюмами и короной. Я так увлеклась, фотографировала эту корону и сверху, и снизу, и со всех сторон, пока не услышала сверху голос, который по-испански сказал мне: «Ну может ты уже прекратишь?». Я подняла голову и ответила: «Да нет, мне очень нужно!» Наконец, я сделала даже фото, на котором видно, что изнутри корона имела трещину, и ее кто-то склепал. Понятно, что на сцене этого никто не увидит, никому это не нужно, но как художнику это мне нужно. Да, я поведена на своей профессии, работа и хобби у меня совпадают (улыбается).

С какими вызовами чаще всего сталкиваетесь во время творческого процесса?

С ними! Всегда стоит вопрос, есть ли в театре деньги и время на новый спектакль или нет. Но я работаю с одними и теми же людьми уже в течение такого долгого времени, что даже не знаю, как точнее выразиться, это моя команда или семья. И бывает, что мы работаем в четыре или шесть рук над аппликациями почти без разговоров. А в эскизах у меня очень много аппликаций, особенно при работе над украинскими национальными костюмами. Я вырезала их без рисунка, потому что, если бы взяла карандаш в руки, конец, они были бы мертвы. Потом мой помощник с пинцетом неделями склеивает их. И этой техникой больше никто не пользуется, потому что ни у кого нет таких невероятных помощников. Но мы в одной комнате больше тридцати лет. Я считаю, что мне очень повезло, но я сама вкладываю очень много сил в работу, поскольку это самый большой театр Украины, самые большие мастерские, сцена, и мне нравится моя работа.

Сценические образы, созданные вами, обычно нарядные и яркие. А какие наряды предпочитаете лично вы в повседневной жизни?

Я всегда в черном, и одежда должна быть такой, чтобы ничего не мешало работать. У меня с одеждой так: либо на сцену на поклон, либо на работу в цех. У меня есть фантастическое белое пальто, которое уже четвертый год висит у меня в шкафу, и которое я не имею возможности одеть. Метро, ​​комбинат или магазин с тканями не место для него. Кстати, когда-то очень давно у меня была интересная история в магазине тканей. Мы ставили «Петрушку». Я выбирала в магазине мех разных цветов. Была целая толпа людей, но я мечтала, стою и глажу то синий, то красный, то зеленый мех. Продавщица меня спрашивает: «Женщина, на что берете?», а я говорю: «На медведя». Меня там никто не понял (смеется). Но я сшила тогда фантастического разноцветного медведя!

Имеете любимые творения или те, работа над которыми особенно запомнилась?

Мое любимое представление это «Набукко», один из моих последних. Там действительно фантастические костюмы. Их более трехсот пятидесяти, и я расскажу вам секрет: я делала их без эскизов. Всё в голове. Правда потом в конце дня я порой пытаюсь открыть дверь картой для проезда в метро, ​​но это мелочи (смеется). В общем, если ты работаешь без эскиза, то все приходится делать на манекене или человеке. Поэтому я приходила и по 5-10 часов проводила с булавками в руках, собирая вместе с помощницами эти костюмы по маленьким кусочкам, как музыку.

Украина переживает исторический, эпохальный период своей истории. А какая эпоха в музыке, литературе ваша любимая?

Я очень люблю барочную музыку, но, к сожалению, оперы Вивальди у нас в Украине пока не ставят, потому что там задействованы контртеноры. Это очень редкие мужские голоса, их единицы в мире. Например, выдающийся французский оперный певец Филипп Жаруски, его голос дан богом. А еще по музыке люблю «Полет Валькирии» Вагнера, она воинственная и сильная.

Авторка: Дарына Кибец< /em>

Читайте также: ETERNAL Х SHMELEVSKY: ОММАЖ СЮРРЕАЛИСТА И МЕСТИКУ РЕНЕ МАГРИТТА