Стричка«Навсегда-Навсегда» рассказывает о жизни подростков в Киеве 1990-х годов, их мечтах, надеждах, борьбе за собственное будущее. О вайбе эпохи и поиске декораций к фильму мы поговорили с художницей-постановщицей Александрой Патокой.
Мне нравится смесь китча, который царил в те времена. С одной стороны, все еще было трудно что-то достать и многие элементы интерьера повторялись у миллионов семей. Те же одинаковые красные кастрюли в горошек или узнаваемая стенка добавляет привкус ностальгии и погружает в фильм. Зрители рассказывали, как они узнавали обои или часы, и это сразу добавляет веры.
Одновременно с этим появилось много цветных китайских товаров. Эту смесь цвета на фоне брутальных интерьеров очень интересно компоновать и собирать вместе. Мне было важно не переборщить с фактурами, потому что тогда теряется аутентичность на фоне всех стереотипов о 1990-х.
Я хорошо помню те годы, хотя мои тинейджерские приключения произошли больше в 2000-х. Мне повезло, что, несмотря на сложные экономические обстоятельства времен, мои родители сделали все возможное, чтобы я была счастливым ребенком. Тем не менее, я была достаточно взрослой, чтобы понимать челленджи, с которыми сталкивались взрослые.
Поэтому было важно воссоздать кадр эстетично, но не слишком романтизировать эпоху. Сейчас все больше молодежи идеализируют прошлое, не зная или забывая о сложностях, которые шли рядом. Ну и нужно было оставаться реалистичными. Потому что обязательно будет человек, который скажет, что та лампа, которая стоит в кадре справа на 49 минуте, была завезена в Украину на несколько лет позже.
Для этого мы собирались всей командой и сверяли наши воспоминания. Невероятно, как отличались детали в разных городах страны даже в одни и те же годы. Но это помогло арт департаменту не совершить ошибок.
Конечно, отправной точкой всегда является сам сценарий, он задает критерии поиска, а дальше начинается глубокий анализ. Этот ресерч помогает погрузиться в атмосферу, искать идеи и выделить для себя самые главные элементы. Это один из самых любимых этапов моей работы. И даже для себя я не всегда могу объяснить, как меня ведет мысль к тем или иным идеям. Это что-то между магией и медитацией. А дальше начинается кропотливая работа над поиском. Иногда неожиданные находки сами дают толчок к тому, как их использовать.
Если под декорациями вы имеете в виду сами локации, то это коллективный выбор. Место может быть идеальным с точки зрения дизайна, но не подходить другим департаментам по свету или размеру. Во время локейшн скаута мы всегда представляем, как и где будут те или иные элементы и возможно ли их адаптировать. Далее я собираю все вместе с коллажами по цвету и возможными изменениями, и только тогда команда еще раз решает, подходит ли такой вариант. Любую, даже самую идеальную локацию, надо дорабатывать. Иногда что-то заносить, а иногда выносить. Чаще выносить.
Существуют специальные склады с реквизитом, где можно арендовать разнообразный пропс, однако для кино это не всегда работает. Мои любимые места — это, конечно, барахолки. На них можно поймать настоящие сокровища, да и гулять по ним, как по музею истории. Но на это не всегда есть время, плюс это лотерея. Очень много ищется онлайн на OLX. Это сложная работа — договориться со всеми и собрать финальный лист реквизита, но оно того стоит.
Да, конечно, конечно. В фильме были задействованы журналы и газеты того периода, наклейки на шкафчики в бассейне также оригинальные. Возможно, это не так бросается в глаза в кадре, но добавляет атмосферы. Поэтому актеры также могли углубиться в эпоху.
В квартире Леры и Саши есть их совместное фото, это коллаж, сделанный из их детских фотографий. Если и играть, то до последнего.
Для меня, конечно, что все, но объективно не все сцены должны были привлекать к себе так много внимания. В декорациях важно подчеркивать главную идею, а не кричать на зрителя. Здесь работают другие правила чем, скажем, в музыкальных клипах.
Поэтому сцены, где было много диалогов и эмоциональных моментов, должны были оставаться более нейтральными. Как школа или бассейн, например. Это идеальный пример, где мы больше чистили, чем наполняли. Конечно, мебель и реквизит тщательно выбирались и приносились нами.
Важную роль играли квартиры главных героев. Одну из них мы сделали почти с нуля. Все смеялись, что арт департамент сделал полностью ремонт, но в стиле 1990-х. Там мы провели много времени и тщательно подбирали малейшие элементы.
На самом деле, сложнее было с экстерьерами, чем интерьерами. Потому что обычно это широкие кадры, на которых видно эпоху больше всего. И, даже если кажется, что этот двор за тридцать лет не изменился, оказывается, что вокруг полно современных вывесок, рекламы или кондиционеров, которых мы уже не замечаем.
Такой была улица в центре. По сценарию девушки там перебегали всего несколько секунд, но пришлось заменить несколько вывесок, привезти кучу машин того времени, тщательно подобранных по цвету. И, мое любимое, усовершенствовать заборчик. Вдоль дороги там стоят металлические столбики, очень современные. Как всегда, времени и бюджета на эту сцену было недостаточно, поэтому мы обернули их черным картоном и повесили пластиковые цепочки с рынка, до этого покрасив их в черный. Забор был настолько реалистичным, что актеры массовых сцен постоянно опирались на цепочки и ломали их.
Любимец всех — киоск во дворе. Он нашелся на кладбище киосков, которое, оказывается, существует. И нам разрешили взять несколько элементов от других «соседей». После того, как его подлатали и наполнили вымышленными продуктами, один из актеров даже хотел в нем что-то купить. Настолько он вписался в экосистему двора.
Еще всем полюбился большой плюшевый тигр. Он был у многих в те времена. А у кого не было, те мечтали о нем.
.
Трудно сказать, потому что после такого объема работы и того, сколько я времени провела над фильмом, они все имеют особое значение для меня. Я точно выделяю раздевалку бассейна (которая была не в бассейне, но это уже секреты кино), из-за ее минималистичности и некоторой мистичности.
На втором месте — дача. Она такая замечательная была с самого начала, как будто ее готовили под это кино годами. Я очень радовалась, когда нашла одеяло в цветах витража окна. Оно идеально для меня, потому что с одних только фото чувствуешь тепло и спокойствие. Именно так должны локации разговаривать со зрителем.
И на третьем, как ни странно, бильярдная. Это была быстрая сцена, но в легендарном месте. Мне нравится, что нам удалось сделать такую темную атмосферу и передать настроение.
Фото: личный архив Александры