Недавно выставка The Captured house прошла в Риме, в июле и августе ее можно будет посетить в Амстердаме и Брюсселе. В экспозицию вошли произведения современных украинских художников, документирующих гуманитарную катастрофу в Украине, вызванную нападением России, и побуждают международную аудиторию к диалогу. Соорганизатор проекта и его куратор — Катя Тейлор рассказала о проекте и задании арта во время войны арт-журналистке Дарии Кибец.
Кате, война внесла коррективы во все сферы общественной жизни, включая культурную. Как и когда появилась идея организовать выставку «Увлеченный дом»?
Организация культурных мероприятий – это моя работа, война в Украине просто изменила ключевую тему. Моя главная задача – наблюдать за происходящим. Так случилось и в этот раз. После начала полномасштабного вторжения увидела, что есть много интересных произведений, которые показывают новую реальность, в которой оказались украинцы, поэтому я начала связываться с художниками, спрашивать, над чем они работают, и возникла идея объединить их в единый проект. Концепция была написана уже к середине марта.
Открытие выставки состоялось в мае в Берлине и собрало 3 000 человек. Однако в последнее время интерес иностранцев к войне в Украине падает, сказывается «усталость» Европы от печальных событий. Отражается ли это на интересе к выставке за границей?
Если бы мы начали выставку сейчас, об этом можно было бы говорить, анализируя определенные данные, но мы начали проект почти сразу после вторжения России в Украину, и каждый день картина меняется. Так же как и интерес зрителей и медиа по поводу событий в Украине. Каждый месяц мы проводим выставку в разных европейских городах, наша цель – показать через искусство то, что происходит в Украине глазами украинских художников. Относительно интереса, думаю, единственное, что мы можем делать – это продолжать говорить с европейцами о войне. Но искать новые методы и подходы для того, чтобы выражать свою позицию, поскольку никто не хочет видеть новости, просто страдания, просто жалость. То есть мы должны быть конкретными для того, чего мы хотим, очень смелыми, отважными. Риторика жертвы не привлекает много внимания.
Люди устают от плохих новостей, а если они чувствуют, что не могут ничего сделать, а они чувствуют именно это, поскольку, возможно, уже оказали свою помощь, подписали какие-то петиции, сделали какие-то донейты, то у них состоит впечатление несостоятельности повлиять на последствия событий в Украине.
Необходимо разработать государственную стратегию по поводу того, как мы формируем бренд Украины сейчас в мире. То есть не ждать еще, когда на это будет время. Бренд Украины формируется уже сейчас, хотим мы того или нет. Надо понимать, что времени нет, что мы уж очень опаздываем с этим. Должны уже сейчас быть более креативными, более отважными и, как ни странно, более позитивными относительно того, на что способна Украина, если хотим, чтобы мир нами восхищался, хотел быть похожими на нас, а не просто страдал вместе с нами.
>
В какие города вы планируете также привезти выставку? Есть города, которые отказываются вас принять?
Мы не говорим с городами, у меня нет прямой коммуникации с муниципалитетами, а потому не могу сказать, что Париж или Гаага отказались. Я обращаюсь к институтам – иногда государственным, иногда частным, и они в зависимости от программы, политических взглядов соглашаются или отказываются. Как и планировали, мы проводим The Captured house в четырех европейских городах: после Берлина и Рима, мы уже на середине пути и следующим будет принимать выставку Амстердам, с 7-15 июля, а затем выставка состоится в Брюсселе с 22 июля по 1 августа 2022 года. .
Какая работа по экспозиции Есть ли у Вас как куратор работы, которые вы могли бы выделить, которые затронули вас больше всего?
Я отвечаю за идеологический состав проекта. И все художественные произведения от картин и скульптур до попавших на выставку артефактов тем или иным образом меня зацепили. Именно поэтому они представлены на выставке The Captured House. Я увидела мощное художественное изречение о реальных событиях, происходящих в нашей стране. Интерпретация художниками из-за искусства войны в Украине, возможно, какая-то рефлексия, дали мне понимание того, что эти произведения могут быть интересны зрителям в Европе, для которых война в Украине только в новостях по телевидению или на экране смартфона.
Искусство – это способ говорить правду, а не просто шокировать новостями.
В выставке мы не ведем общий разговор с массами, а строим диалог с каждым зрителем персонально. Наша цель: доказать, что война – не абстракция, не страница в книге по истории и не фотография в новостях. Война – это очень личное, глубинное переживание, изменившее жизнь 44 миллионов украинцев.
75-летняя Лариса Александровна стоит перед разрушенным фасадом своего дома в микрорайоне Павлово Поле, Харьков . Автор фото: Андрей Баштовой. 06/imgonline-com-ru-Resize-2G2qm8JJZsAMX.jpg» alt=»The Captured House 2″ width=»1152″ height=»768″ /> Мариуполь. Автор фото: Евгений Малолетка.[/caption]Следующие локации The captured house:
07-15 июля — Амстердам, DOOR OPEN SPACE
22 июля — 1 августа Брюссель, Espace Vanderborght
Фото из архива – Кати Тейлор; фото экспозиции — Анастасии Ружанской.
Читайте также: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ВЫСТАВКА-МАРАФОН «МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ» УКРАИНСКОЙ ХУДОЖНИЦЕ ОКСАНЫ ФУРСА