Ната, Евгений, новый проект, созданный в кооперации с датскими художниками, имеет целью продвижение украинского конструктивизма как самобытного элемента украинской культуры и истории. Однако термин «конструктивизм» не известен широкой общественности. В чем основная идея сценария?
Сценарий проекта строился не на всеобщей истории об архитектуре, а на биографии конкретного человека — Лотте Стам-Бейсе. Она была молодой немецкой архитектором-модернисткой из Баугауза, которая жила и работала в Харькове в начале 1930-х годов. Мне кажется, что благодаря ее истории проект рассказывает не только о течении конструктивизма, но и поднимает определенные феминистические вопросы. История ее жизни и перипетии показательны не только для 20 века. Они остаются актуальными и в наше время. По сюжету она попадает в иллюзорный мир «конструктивистского рая», но в конце концов становится свидетелем огромных общественно-политических сдвигов в Украине и мире и одновременно переживая собственную травму.
Что для вас значит быть не только соавторами и исполнителями, но и послами проекта? В чем видите свою миссию?
Я думаю, что это тот канал передачи информации, искусства, знаний, о котором можно только мечтать. Распространять знания среди аудитории – это уникальный, ценный опыт. Круто, что у нас есть возможность экспериментировать с содержанием, с музыкальными составляющими и действительно творить современное искусство.
Создание музыки для проекта, основанного на реальных событиях, требует «погружения» в конкретный исторический период и осведомленности в нем. Как это происходило у вас?
Мы провели множество разговоров с Евгенией Губкиной (соавтор сценария действа, историка архитектуры, исследовательница модернизма и соавтор книги Soviet Modernism. Brutalism. Post-modernism. Buildings and Structures in Ukraine 1955-1991). Она послала нам с Евгением материалы, книги, плакаты, исторические справки. Также, когда я готовила свой гид по зданиям в стиле конструктивизма, я достаточно глубоко изучила тему и получила в процессе немало удовольствия.
Кому принадлежит идея создания проекта «Украинский конструктивизм» и как началось Ваше участие в нем?
Этот проект нашёл нас сам. Сначала предложение принять в нем участие поступило от Сергея Святченко, украинско-датского архитектора, художника, фотографа, куратора и соавтора проекта. Затем нам стало известно, что к процессу приобщилась историка архитектуры и исследовательница модернизма Евгения Губкина. С Женей мы знакомы давно – как-то работали над проектом о Чернобыле. Одно время работа с ней стала для меня вызовом, но я рада, что согласилась на нее. Поэтому, несмотря на некоторый страх, мы решили принять участие в создании «Украинского конструктивизма».
Читайте также: Small Talk: Мария Квитка, художница по костюмам «Гудбай, фэшн!»
Как Вы относитесь к тому, что многие культурные события и проекты переходят в онлайн плоскость? («Украинский позитивизм», в частности, является онлайн-проектом).
Это наша реальность с которой нужно жить и сосуществовать. Прекрасно, что у искусства есть выбор и возможность реализовываться именно так. Ведь у многих областей такой привилегии нет.
Авторка: Дарья Кибец