Кинокомпания Premier-Media Films представляет масштабный проект «Сковорода. Цветы экстаза», посвященный раскрытию малоисследованных страниц биографии украинского философа Григория Сковороды. Автором сценария проекта выступил современный украинский писатель Любко Дереш. Больше о проекте и исследовании личности Григория Сковороды он рассказал в интервью Marie Claire.
В процессе работы над проектом изменилось ли и как именно ваше представление о фигуре Григория Сковороды?
Благодаря изучению работ Леонида Ушкалова, Дмитрия Чижевского и нашего современника, молодого исследователя Константина Родыгина, я смог глубже разведать для себя визионерскую сторону Сковороды и увидеть, каким образом его духовный, визионерский опыт является источником его силы — силы, которая помогала Сково. лучшие черты в самом себе и всех, с кем он близко пересекался.
Важным переосмыслением образа Сковороды для меня стали лекции харьковского философа Александра Филоненко, который говорит о Сковороде как тьюторе для взрослых — наставнике для деятелей, которые могут влиять на большие социальные процессы и глубоко менять общество и страну. Именно такой Сковорода нам нужен сегодня во время войны, когда нужно перестраивать или создавать новые социальные институции. Философия Сковороды – не пустая мудрость, а практические подсказки к тому, как соединить в самом себе сердце и разум. Это мудрость человека, который знает, как создать более устойчивое и более открытое общество. Доказательство этому те крепкие дружеские связи, которые построил при жизни сам Сковорода.
Какой из ранее неизвестных фактов, по вашему мнению, удивит будущих зрителей фильма?
Я думаю, что в фильме зритель столкнется с большим количеством новой информации. Здесь можно говорить как о фактах, так и об интерпретации фигуры Сковороды. Что касается фактов, то один из наших экспертов, историк Михаил Назаренко, отмечает, что мы до сих пор не можем однозначно утверждать, знаем ли год рождения Сковороды, и возможно, его трехсотлетия нам еще только придется отпраздновать через несколько лет. Тоже интересные открытия — у Сковороды был младший брат Василий, получавший образование во Вроцлаве, а сама семья Сковороды была вполне состоятельной.
Что же касается интерпретаций, то очень интересен взгляд Александра Филоненко на Сковороду как на метамодерного автора, сочетающего иронию и сердечную искренность, критичность и человечность очень современным способом.
>
Да и вообще базовый замысел фильма — сравнение этапов жизни Сковороды со стадиями алхимического деяния, которые в трактовке Карла Юнга, являются символами становления личности, — думаю, вызовет интерес в аудитории.
>
Вы очень внимательно относитесь к деталям, остались ли для вас загадки в фигуре Григория Сковороды?
Сковорода, думаю, навсегда останется для нас непойманным и непознанным. Какие бы документы ни находили еще наши исследователи, в его биографии будет всегда оставаться множество тайн, как чисто хронологического характера, так и тайн его помыслов. И, честно говоря, тайны сердца Сковороды мне гораздо интереснее, потому что, если верить описаниям, зафиксированным его учеником Михаилом Ковалинским, Сковорода в 1770-м году, в Ахтырском монастыре получил глубокий мистический опыт, опыт теозиса или боговидения. И это, мне кажется, самая большая тайна, к которой может прикоснуться человек. Судя по намекам, оставленным Сковородой в своих произведениях, этот опыт был, к тому же, не единственным.
По какому принципу вы подбирали экспертов для фильма?
Мы старались осветить главный момент жизни Сковороды — его внутренний опыт. Поэтому нас интересовали специалисты, так или иначе склоняющиеся к мнению, что именно внутренняя жизнь Сковороды сформировала его как личность. Одним из ключевых спикеров нашего фильма был ныне покойный уже Игорь Анатольевич Козловский, известный религиовед и узник совести, проведший 700 дней в тюрьме «ДНР». На протяжении многих лет Игорь Анатольевич занимался йогой, глубоко изучал мистический опыт разных традиций мира. Говоря об откровении Сковороды, Игорь Анатольевич замечал сходство ахтырского видения Сковороды с тантрическим, йогическим или даосским опытом прохождения «внутреннего огня». Именно после столь глубинного опыта мистик коренным образом менялся как личность. Мы знаем также, что именно после этого опыта, после 1770 года, Сковорода пишет подавляющее большинство своих произведений и переписывает уже бывшие.
Ирина Семков, практикующая юнгианская психоаналитика и преподавательница Украинского католического университета, помогла нам лучше разобраться в трех глубоких психологических трансформациях Сковороды, каждая из которых в биографии Григория Савича была связана. это символическое сновидение в селе Каврай, которое он увидел в возрасте 36 лет, подтолкнуло Сковороду избрать тот образ жизни, благодаря которому он стал известен; это видение чумы в Киеве за несколько дней до начала моровой язвы, а также видение «внутреннего огня» в охтырском монастыре. В свою очередь духовный опыт Сковороды прокомментировал также отец Олег Киндий, специалист в области истории церкви.
Философ Тарас Лютый очень помог структурировать нашу историю, писатель Владимир Ешкилев, автор приключенческого романа о поездке Сковороды в Италию, рассказал о возможных связях Сковороды с европейскими тайными обществами, а литературовед на особенности творчества Сковороды, которые глубоко совмещают его с европейской литературной традицией. Один из уникальных экспертов нашего фильма – Константин Родыгин, соавтор книги «Алхимия Григория Сковороды». Михаил и Константин Родыгины – это отец и сын, оба – ученые (один химик, другой – философ), выехавшие после 2014-го года из Донецка на центральную Украину. На протяжении многих лет они вместе исследуют связи между творчеством Григория Савича, алхимией и мистическими учениями Европы того времени. Параллели, на которые указывают эти исследователи, однозначно свидетельствуют о том, что Сковорода был хорошо знаком с тогдашними алхимическими трактатами, но ценил в этом учении не лабораторные поиски, а философию — духовную алхимию, целью которой является самопознание, нахождение «камня мудрецов» в самом себе.
Как думаете, почему разговор об алхимии сегодня может заинтересовать зрителя? Является ли она сейчас актуальной?
Думаю, алхимия интересна современному зрителю в первую очередь своей метафоричностью. Главный месседж нашего фильма – «философский камень» нужно искать в себе. Сейчас Украина проходит через период колоссальной турбулентности и неопределенности. Для того чтобы мы смогли выстоять в этой войне, мы должны все глубже заглядывать в себя. Устойчивость Сковороды, его отвага, мудрость уходят именно оттуда. Разговор об алхимии – это такой поэтический способ напомнить нам, украинцам, о силе трансформации. Ирина Семкив сравнивает 24 февраля 2022 года с первой алхимической стадией «Большого делания», создания философского камня, «нигредо», или «работой в черном». Алхимик на этом этапе подвергал гниению и нагреву разные вещества. В юнгианском психоанализе это стадия смерти, когда старые части нашего «я» умирают для того, чтобы освободить место для чего-то нового. С началом полномасштабной войны произошло своеобразное прокалывание волдыря с гноем, который нарывал очень давно. Теперь этот навоз вперемешку с кровью выходит из нас, это больно, но и несет очищение от старика.
Вторая стадия алхимического процесса, «альбедо», «работа в белом» — это очищение от всего, что согнило, отбеливание. Это та стадия, которую мы, очевидно, будем проходить после победы – стадия осмысления прошлого опыта.
И третья, завершающая стадия, стадия «рубедо» и стадия получения «философского камня» — это «работа в красном», или наполнение тела новой кровью, новой жизнью, рождение обновленной Украины и обновленного общества Думаю, нам, прямым участникам крупных исторических преобразований, которые сейчас происходят с Украиной и миром, важно понимать логику этих трансформаций и помогать друг другу и обществу в целом преодолевать их.
Вы читаете автобиографию? Чья заставила вас долго размышлять после прочитанного?
Я уже упоминал об Игоре Анатольевиче Козловском. Я думаю, что это фигура, чье влияние мы только должны постигнуть, и по своей величине Игоря Анатольевича можно сопоставить со Сковородой. Его жизнь, включая его интерес к мистицизму, к йоге и духовным традициям, а также ко всему, что связано с внутренней жизнью человека, для меня очень интересна. Опыт Игоря Козловского в плену ДНР тоже меня глубоко поразил своей духовной силой. Возможно, кто-то из его учеников или друзей когда-нибудь напишет книгу о его жизни. Эту книгу я бы ждал.
Если выбирать саундтрек к жизнеописанию Сковороды из рок-баллад, которая была бы самой уместной?
Я бы выбрал “Thick As a Brick” от Jethro Tull. Этот альбом радостный, пасторальный, ироничный и мудрый.
Читайте также: «НАШ ФИЛЬМ О ЕВРОПЕЙСКОМ ПРОШЛОМ ДОНБАСЕ, НО МЫ ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ ВСЕ, ЧТОБЫ У ДОНБАСА» НА ПОЛЕНЧУК О ФИЛЬМЕ «ЕВРОДОНБАС»