На официальных страницах в социальных сетях NAMU проходит выставка Олега Соколова, подготовленная в рамках музейной программы «Клетка» в партнерском сотрудничестве с Музеем современного искусства Одессы. Почему это событие нельзя обойти вниманием рассказали кураторы экспозиции Татьяна Осадчая и Анна Алиева.
Почему актуально сейчас говорить о творчестве Олега Соколова? По какому принципу был избран именно его?
Татьяна Осадчая: Чтобы зацепить современного зрителя, должно было обладать безупречной исполнительской техникой. Надо быть личностью, чьими глазами ты хотел бы посмотреть на этот мир. В этом плане Олег Соколов является уникальным художником: он был очень образованным, остроумным человеком с тонким чутьем.
Эта выставка, собственно, – его творческий дневник-манифест, где много интуитивного, бессознательного и субъективного. Он предлагает совершенно новую эстетическую парадигму, в которую хочется погрузиться.
Анна Алиева: К столетию Олега Соколова одесское сообщество провело ряд событий и представило зрителю творческое наследие художника. Со временем стало ясно, что искусство Соколова необходимо представлять на национальном уровне, он во многом дал толчок современному искусству Одессы. Творческий метод Соколова стал прообразом метода одесского концептуализма.
Какая сквозная идея творчества Олега Соколова?
Т.О.:Основа его творчества – авторские интерпретации музыки, художественных произведений и явлений. Это эмоциональное, интуитивное и математическое осмысление синестезии искусств.
Г. А.: Синтез искусств, где сочетаются визуальное, нарративное и аудиальное. Соколов продолжает традицию, начатую художниками еще в начале ХХ века – вслед за Кандинским, Барановым-Россин, позже – Сумаром, Юрьевым – это попытка передать музыкальный строй с помощью визуального ряда. Даже Дисней в своей «Фантазии» в 1940 году обращался к этой теме.
Какие произведения – главные в творчестве Соколова?
Т.О.:На самом деле, любой из этапов его творчества представляет немалый интерес. Совершенно новаторские абстрактные композиции 50-х годов. Он один из первых, кто тогда использовал текст как полноценную единицу художественной выразительности. В середине 60-х он открывает нам поп-арт, работы, которые призвал к жизни космос. В 70-х – яркая, динамичная графика, аппликации. Развивался сам – развивалось и его творчество. Даже спустя десятки лет он иногда возвращался к старым работам, дополняя их.
Г. А.: Каждый из его периодов интересен, но мне бы хотелось выделить графические произведения 1950–60-х годов. Это, в основном, монохромные работы, близкие к каллиграфии – минималистичные, но многозначные. Также интересны его арт-буки. Это такие тетради или альбомы, которые являются, с одной стороны, дневниками, с другой – это документация и архив – у них есть эскизы, стихи, газетные вырезки, пьесы. В общем, много иронии и даже сарказма, граничащего с абсурдностью и лиризмом.
Фото предоставлены пресс-службой
Читайте также: СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО: КИНЕТИЧЕСКИЕ ИНСТАЛЛЯЦИИ ВАСИЛИНЫ БУРЯНИК, ТОННАЯ СОЛИ, ВОДЫ И НЕЙЛОНА