Закрыть
UA
картины Соклова
Жизнь

Small Talk: Татьяна Осадчая и Анна Алиева, куратор выставки «Олег Соколов. Цвет, музыка, слово» в NAMU

Поделись:

На официальных страницах в социальных сетях NAMU проходит выставка Олега Соколова, подготовленная в рамках музейной программы «Клетка» в партнерском сотрудничестве с Музеем современного искусства Одессы. Почему это событие нельзя обойти вниманием рассказали кураторы экспозиции Татьяна Осадчая и Анна Алиева.

Олег Соколов художник

Почему актуально сейчас говорить о творчестве Олега Соколова? По какому принципу был избран именно его?

Татьяна Осадчая: Чтобы зацепить современного зрителя, должно было обладать безупречной исполнительской техникой. Надо быть личностью, чьими глазами ты хотел бы посмотреть на этот мир. В этом плане Олег Соколов является уникальным художником: он был очень образованным, остроумным человеком с тонким чутьем.

Эта выставка, собственно, – его творческий дневник-манифест, где много интуитивного, бессознательного и субъективного. Он предлагает совершенно новую эстетическую парадигму, в которую хочется погрузиться.

Татьяна Осадчая

Татьяна Осадча

Анна Алиева: К столетию Олега Соколова одесское сообщество провело ряд событий и представило зрителю творческое наследие художника. Со временем стало ясно, что искусство Соколова необходимо представлять на национальном уровне, он во многом дал толчок современному искусству Одессы. Творческий метод Соколова стал прообразом метода одесского концептуализма.

Анна Алиева

Какая сквозная идея творчества Олега Соколова?

Т.О.:Основа его творчества – авторские интерпретации музыки, художественных произведений и явлений. Это эмоциональное, интуитивное и математическое осмысление синестезии искусств.

Г. А.: Синтез искусств, где сочетаются визуальное, нарративное и аудиальное. Соколов продолжает традицию, начатую художниками еще в начале ХХ века – вслед за Кандинским, Барановым-Россин, позже – Сумаром, Юрьевым – это попытка передать музыкальный строй с помощью визуального ряда. Даже Дисней в своей «Фантазии» в 1940 году обращался к этой теме.

Какие произведения – главные в творчестве Соколова?

Т.О.:На самом деле, любой из этапов его творчества представляет немалый интерес. Совершенно новаторские абстрактные композиции 50-х годов.  Он один из первых, кто тогда использовал текст как полноценную единицу художественной выразительности. В середине 60-х он открывает нам поп-арт, работы, которые призвал к жизни космос. В 70-х – яркая, динамичная графика, аппликации. Развивался сам – развивалось и его творчество. Даже спустя десятки лет он иногда возвращался к старым работам, дополняя их.

Г. А.: Каждый из его периодов интересен, но мне бы хотелось выделить графические произведения 1950–60-х годов. Это, в основном, монохромные работы, близкие к каллиграфии – минималистичные, но многозначные. Также интересны его арт-буки. Это такие тетради или альбомы, которые являются, с одной стороны, дневниками, с другой – это документация и архив – у них есть эскизы, стихи, газетные вырезки, пьесы. В общем, много иронии и даже сарказма, граничащего с абсурдностью и лиризмом.

Олег Соколов

Читайте также:

Почитателям каких музыкальных и художественных направлений будет понятно и близко искусство Олега Соколова?

Т.О.:Сфера интересов художника была душе широкой, это сказалось и на его работах. Он переосмысливал Кандинского, Вазарелли, Скрябина, Штайнера, Булгакова. Его вдохновляла и японская философия, и физика. Если вам интересен он-конформизм, абстракции, коллажи, цветомузыка и изо-поэзия, то вы найдете что-то для себя.

Г. А.:В первую очередь поклонникам всего необычного и непохожего на другое. Соколов был художником в широком смысле этого слова – его интересовали все проявления искусства, он видел его сущность как универсальную. Что касается музыки, то он много произведений посвятил интерпретации музыкальных произведений Шнитке, Скрябина, Вагнера, Мусоргского. Со стороны визуального мне кажется, что его произведения могут заинтересовать дизайнеров и вообще тех, кто ценит эксперименты с формой.

Есть расхожее мнение, что талантливые авторы должны опережать свое время. Согласны ли вы с этим мнением? Удалось ли это Олегу Соколову?

Т.О.:Пытаться сознательно «упреждать время» – изначально ложный путь. Наиболее востребованными оказываются художники, не просто отражающие время, в котором живут, а делают это честно, без заигрывания со зрителем и желанием понравиться всем. Именно поэтому популярность к ним приходит гораздо позже.

Олег Соколов прекрасно понимал, что его творчество было «недопустимым», «нереалистичным» для советского времени. Официальные выставочные пространства были для него недоступны. Впрочем, он сплачивал вокруг себя «альтернативную публику», с которой охотно делился своим творчеством, философией.

Сам художник прекрасно понимал, что признание со временем к нему придет. С изменением социальных и политических контекстов так и сложилось, однако он этого уже не застал.

Г. А.:Считаю, что тезис о том, что настоящий художник всегда пророк, был актуален для Соколова. В своем искусстве он рисковал, работая почти всю жизнь в государственном учреждении – музее, Соколов был в состоянии обойти официальный художественный процесс. Он использовал необычные для художественного продакшена материалы – найденные вещи, афиши, оставшиеся от музейного оформления. Сочетал техники, экспериментировал, не боялся заигрывания с нарративом советской действительности. Все это позволило ему действительно опережать свое время, и сейчас художественное наследие Соколова мыслится в парадигме современного искусства.

арт Соколов

Фото предоставлены пресс-службой

Читайте также: СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО: КИНЕТИЧЕСКИЕ ИНСТАЛЛЯЦИИ ВАСИЛИНЫ БУРЯНИК, ТОННАЯ СОЛИ, ВОДЫ И НЕЙЛОНА

Также читайте