Ирина Вишневская, Анастасия Усатюк, Елена Небесная, Маргарита Болгар, Рита Рудун, Наталья Федоришин, ZO, Мария Чарута, Александра Тертышна, Катя Лапочкина, Ирина Рылач — художницы, участвующие в выставке “НАИВНА”, продолжающейся в выставке Я Галерея в рамках художественного проекта «Она – художница: актуальный наив Украины и Британии» ответили на вопросы Marie Claire.
Елена Небесная
Почему вы выбрали именно такое направление искусства?
Я начала рисовать, когда активно экспериментировала в искусстве. Инсталляция, фотография, онлайн медиа, – в то время я училась в Школе современного искусства и отчаянно искала подходящую мне форму для самовыражения. Накопленный за время эмоциональный опыт просился наружу и блокнот для скетчей всегда был со мной — в метро, на работе и в постели перед сном. Со временем показалось, что рисункам не хватает цвета: под рукой оказался обычный детский фломастер, и так все и понеслось) Рисую маркерами на бумаге и холсте. Мне нравится наивность штриха фломастера, ведь в творчестве я позволяю себе полную свободу и сознательно подчеркиваю это определенной «детскостью» выбранного инструмента.
Кто или что вас вдохновляет творить?
Образы будущих картин могут приходить когда-либо — неспешным утром за чашечкой кофе в любимом кофейне, после насыщенной эмоциями поездки, или посещение новой выставки любимого художника. В самом деле, вдохновение для меня это о состоянии замедления, желании оглянуться и увидеть мир вокруг. Иногда даже необычный узор на обоях может заинтересовать. Вообще то, что занимает мои мысли в течение определенного времени, заставляет невольно обращать внимание на похожие образы вокруг. Феминность, исследование собственной уязвимости и чувственный опыт взаимодействия с собственным телом – темы большинства моих работ, и на каждом последующем этапе своей жизни я как бы меняю линзу в моем метафорическом объективе и смотрю на них с другой стороны.
>
Маргарита Болгар
Почему вы выбрали именно такое направление искусства?
Иногда думаю, что это не по собственной воле. Так получилось. Я потеряла отца на пороге 21-летия. Мать сказала, что больше ничем не поможет. Пришлось зарабатывать на жизнь самой с этого года. Долго думала о заочном. Слушала исповеди многих академистов. Поняла, что заочное все равно не даст ту подоплеку, которую получают при стационаре. И это 4 года несвободы в творческом процессе. А может, и больше. . Затем внутреннее чувство непрестанно повторяло, что я, возможно, потеряю тот уровень абсолютного свободного полета в живописи. Итак. Когда закрепилось за мной амплуа наивиста, я решила быть им в самом широком смысле этого понятия. Поняв, что простота в наивном искусстве меня манит как магнит и к ней несется мое сердце.
Кто или что вас вдохновляет творить?
Снаружи сегодня меня вдохновил Киев. Завтра надеюсь, будет еще что-то. Я человек, который очень любит неожиданное внешнее оптимистическое влияние.
Что касается внутреннего. Ну какой-то паттерн меня ведет. Желание высказаться против условностей. Хаха. Если честно – сама не знаю. Это какая-то внутренняя скрижаль, звенящая, задавая вибрации всему моему естеству. Так что прошу у Богов милости, ничего у них не просить и иметь возможность рисовать больше времени.
Рита Рудун
Почему вы выбрали именно такое направление искусства?
Я всегда отражала в своих работах мое настроение и внутренний мир, мои какие-то впечатления или мысли. В реализме это было бы очень тяжело, пожалуй, иногда даже невозможно, поэтому я выбрала именно это направление.
Кто или что вас вдохновляет творить?
Я такой человек, который видит красоту и своеобразную эстетику во всем. Больше всего меня вдохновляют путешествия, новые люди, иногда мои какие-то мнения. Ищу вдохновение всегда и во всем.
Наталья Федоришин
Почему вы выбрали именно такое направление искусства?
Проект «Быть собой» — это первое и единственное исследование в моем творчестве в стиле наивного искусства. Я анализировала и воспроизводила проблемы взрослых людей путем детской наивности, ведь у каждого из нас живет маленький ребенок, который является золотом нашей жизни, который надо беречь, слушать и давать свободу выбора. Это был вопль души, полная свобода в своем проявлении. Чтобы не потерять ту первичность идеи и незашёренности, я решила не вдаваться в академизм, правила и нормы и приняла решение, что нужно отпустить шаблоны красивого, правильного и стать здесь честной и даже обнажить свою душу. И именно стиль наива подходил для этого больше всего.
Эмоциональное выполнение работ, заметная халатность и символические образы лучше всего передают проблемы тревожности, апатии, дезориентации и дают понять, что образы искренни, несколько хаотичны, но в этом хаосе есть своя гармония.
Кто или что вас вдохновляет творить?
Больше всего вдохновляет желание. Желание творить, видеть в явлении мои мысли, «переработку» увиденного мной на холсте, бумаге или на экране планшета.
Вопрос о вдохновении действительно очень образный. Творить хочется всегда, конечно, есть моменты, когда нужно отдохнуть, «переварить» эмоции и события. Но все, что меня окружает, является тем огоньком, чтобы писать новые работы. Идеи есть повсюду: в путешествиях, в наблюдении за людьми и их реакциями на события, в бытовых сценках моей жизни, вдохновение в близких отношениях, в проживающих эмоциях, в еде. Потому что вопрос процесса потребления меня очень заинтересовал в последнее время. Все вдохновлено, главное это увидеть и почувствовать.
ZO
Почему вы выбрали именно такое направление искусства?
На вопрос «Почему мы занимаемся искусством?» есть только один ответ: «Потому что.» Когда есть вопрос «Почему?», то вроде должен быть какой-то ответ, какая-то причина, а его не искать. Может, потому что другие искусства когда-то выели душу или мозги?
В детстве я посещала школу изобразительного искусства. Это было очень интересно. Иногда я рисовала что-то невероятное и потом мне говорили, что я сделала что-то неправильное. Хорошо, что я недолго туда ходила. В наше время профессиональные занятия любым искусством были опасны тем, что по окончании их чувствительный человек больше никогда не мог этим заниматься…
Мне нравится откровенность и детскость наивного или народного искусства. «Народного» не в значении «Петриковская роспись» и т.д., а скорее в абсолютной непосредственности, простоте и искренности высказывания. Это можно встретить где угодно… и ты сразу понимаешь, что это было кому-то крайне необходимо и в этом есть правда, и в этом есть человек и это так классно…
Кто или что вас вдохновляет творить?
Меня вдохновляет покой. Время, когда можно успокоиться и услышать что-то другое кроме суеты. Но в целом, все это не так важно, и все это не о том…
Мария Чарута
Почему вы выбрали именно такое направление искусства?
Честно говоря, на этот вопрос мне ответить сложно, так как я не считаю, что отношусь к определенному конкретному направлению искусства. По крайней мере, сознательно. Я никогда не выбирала, в каком стиле и какой технике я хочу работать. Я просто беру инструменты и делаю так, как чувствую нужным в данный момент. В плане творческого замысла я руководствуюсь импульсом, эмоцией. В плане техники я имею цель точный, педантический перенос фантазийного образа на физический носитель (в моем случае полотно). Я не выбирала ни одного направления искусства. Все, что я делаю – это перевожу изображение со своей головы в формат физического мира. Посредством картин я фиксирую свой внутренний мир в определенный период времени. Картины – это мой дневник.
Кто или что вас вдохновляет творить?
В первую очередь, меня вдохновляю я сама и те эмоции, которые возникают у меня в реакцию на внешний мир и людей, которые его населяют. То есть меня вдохновляет сосуществование с окружающими. И, конечно, меня тоже вдохновляют искусство и художники. В данный момент я увлекаюсь фильмами от таких режиссеров как Дарио Ардженто, Марио Бава и Серджо Мартино. Итальянский кинематограф пробуждает во мне определенное художественное окрыление. Также коллекционирую старые пластинки.
Александра Тертышна
Почему вы выбрали именно такое направление искусства?
Не связываю себя ни с каким направлением искусства. Я и есть направление. Что-то от фовизма, от карикатуры, от импрессионизма и сюрреализма. А теперь попытайтесь соединить это все в один стиль сами. (Улыбается.)
Кто или что вас вдохновляет творить?
Однозначно люди. Человеческие руки. Знакомясь с кем-то, сразу обращаю внимание на руки и пытаюсь угадать, сколько они уже успели сделать. Вдохновляет человеческая деятельность и творчество. Полсотни строителей могут возвести небоскреб, в стократ больше их самих, как настоящие муравьи. Разве это может не вдохновлять?
Катя Лапочкина
Почему вы выбрали именно такое направление искусства?
Я не могу идентифицировать причину, потому что выбор не был осознанным. Я играю на гитаре, пою, пишу стихи и прозу – все это, конечно же, доставляет удовольствие, радует меня, но за все годы, только живопись стала процессом необходимым мне для полноценной жизни. Это инструмент иллюстрации чувств и мыслей, возникших после обработки информации о внешнем мире и о себе самой. К сожалению, мне не хватило сил продолжать рисовать во время депрессии и это только удручало состояние. Возвращение живописи в мою жизнь стало одним из решающих факторов моего выздоровления. С тех пор я не могу избавиться от ощущения, что «рисовать» это такой же важный процесс моего организма, как «дышать». Не создавать картины чувствуется так же, как и не выдыхать воздух.
Кто или что вас вдохновляет творить?
Двигает мной физиологическая потребность создавать, а при этом исчезать в потоке и по настоящему ощущать «здесь и сейчас». Объекты для моих работ в основном можно разделить на две категории: то, что меня увлекает и то, что меня пугает. Поиск идей происходит в окружении природы, архитектуры, в углублении в воспоминания, сны, в тревоги повседневной жизни, в искусстве кумиров.
Ирина Вишневская
Почему я выбрала именно это направление в искусстве?
На самом деле, у меня нет ответа на этот вопрос – я ничего не выбирала. Когда я увлеклась живописью, мне исполнилось 54 года, к этому времени в моей жизни было уже всё: и больше не было даже хлеб, и вот, в 54 года я снова крепко стояла на ногах, у меня было достаточно денег и очень много свободного времени, настолько много, что вот скуки и одиночества я могла спиться. Чтобы этого не произошло, надо было чем-то с головой увлечься. Поскольку в моем окружении появились художники, я увлеклась живописью – так получилось! Увлеклась настолько, что ушла не только из профессии, но и из тесной квартиры мужа, где не было места для занятий живописью. Я съехала на свою квартиру и стала маниакально писать, писать так, как умела, но художницей-примитивистской себя не считала, мне казалось, что все, что я делаю, похоже на первоисточник – я просто была художницей без профессионального художественного образования. Если же говорит о живописи на коврах, то история ее появления не имеет логического объяснения. Мне было 44 года, когда из Молдовы я переехала в Украину, потихоньку перевезла какие-то личные вещи, включая старые домотканые ковры, попавшие ко мне при разных жизненных обстоятельствах. Они были поедены молью и погрызаны полами. Зачем я их с собой перевезла – мне до сих пор не понятно – их даже негде было хранить! Но они были так красивы! Поначалу думала сделать из них диванные подушки, потом думала сделать из них сумки, но так и не собралась. А когда увлеклась живописью и решилась на первую персональную выставку, на меня, как туман, спустилась идея написать на коврах сюжеты из далекого детства. Так появились триптих «Космонавты в небе над Чадыр-Лунгой» (Чадыр-Лунга – это маленький городок на юге Молдовы) и диптих «Когда в Чадыр-Лунге танцуют, на небе расцветают цветы», ставшие началом серии «Сны моего детства». По своей концепции серия уже закольцована – в ней есть начало и есть конец, но я продолжаю ее расширять, пополняя сюжетами, правда, уже связанными не с моими детскими воспоминаниями и переживаниями, а с историями людей, которые дарят мне старые ковры, сотканные их мамами. , бабушками и прабабушками.
Кто или что вдохновляет вас творить?
Очень сложный вопрос! Я думаю, что в моем случае о вдохновении говорить не стоит. Дело в том, что когда я пишу, я испытываю что-то вроде экстаза, мне очень нравятся эти ощущения, я ищу их, добиваюсь их – это первое. Второе: если я долго не занимаюсь живописью, то чувствую на душе тяжесть и надвигающийся мрак, становлюсь раздражительной, злобной, склочной, а кому нравится таковым быть? Живопись примиряет меня с собой, с окружающей действительностью и с одиночеством, а еще она дает возможность высказаться и быть услышанной, а для меня, профессионального журналиста, это — потребностью, выработанной годами.
Анастасия Усатюк
Почему вы выбрали именно такое направление искусства?
Я не выбирала конкретное направление искусства. И вообще я никогда не хотела ассоциироваться с конкретным направлением искусства. Почему? Считаю, что художник – художник, а значит, что творит любыми возможными способами. Моя миссия как художницы передать в первую очередь настроение, эмоцию, образ. Для этого я использую разные инструменты и направления. 1 – музыка. По образованию я виолончелистка. Также владею фортепиано. Но еще в детстве я уже была художником – я сочиняла небольшие легкие мелодии на фортепиано не зная теории музыки и вообще не имея музыкального образования. Это и поспособствовало тому, что в будущем я захотела получить именно такое образование.
И с годами мой интерес к искусству рос, я начала находить новые виды творчества, новые способы для передачи эмоций. Возможно, даже так я смогу это раскрыть в большем масштабе.
Фотография. Как-то в детстве мой отец дал мне свой телефон, чтобы я фотографировала все вокруг. Затем телефон сменился фотоаппаратом. Мой отец сам фотографировал стрит фото и хотел передать мне эти знания и видения мира. Сначала я гуляла по городу в поисках светло-тени, интересных людей, спешащих куда-то, разных животных. Со временем этого мне стало мало. И я стала фотографировать автопортреты. В этот момент именно таким образом я могла передавать эмоции в мир. И находить новые грани себя. Я создавала несколько своих персональных выставок с автопортретами и участвовала в фестивале также с автопортретами.
Стихи. Начинала я с прозы. Когда я еще была совсем ребёнком и не умела писать, я фантазировала и придумывала истории, я просила свою маму записывать мои детские фантазии, диктовала ей сказочки о животных. Уже сейчас я решила перейти в стихи. И через стихи высмеивать наше общество и жизненные обстоятельства. Стихи как шутки, своего рода трагикомедии.
Рисование и картины. Сейчас я предпочитаю картины. Часто мои картины переходят в стихи и стихи в картины. Мое искусство дополняет друг друга, создавая полную картину моей вселенной. Мне важны форма и цвет, что показать первым, что вторым, как сделать так, чтобы созерцатель обратил внимание именно на конкретный силуэт.
А цвет как проводник. Проводник в историю, изображенный и закодированный в образах на картине. Наив стал первым моим знакомством с изобразительным искусством, первым моим спутником и своего рода инструментом для передачи эмоций на холсте.
На данный момент мои новые работы над которыми я сейчас работаю можно увидеть яркие цвета, чаще всего это голубой и розовый. Я объединила свой старый стиль с новым подходом к форме и новым ярким цветом. Можливо, це можна назвати нео-наїв.Але я ніколи не обирала саме цей напрямок. І досі не обираю конкретний напрямок.
Я вважаю, що моя задача творити. Не спираючись на конкретні інструменти та способи. А зрозуміти який саме стиль використовувався у моїх творах — задача мистецтвознавців.
Хто або що вас надихає творити?
Я люблю талановитих людей. І все, що створено талановитими людьми мене надихає. Мене надихає неспинний рух у перед.
Також мене надихає краса. Люди, що постійно йдуть до своєї цілі, створюють нове і цікаве — ось що я вважаю по справжньому крутим та надихаючим, ось, що таке справжній шарм та краса. На мою думку окрім внутрішнього світу важливо й не забувати про зовнішній, за яким також потрібно доглядати. Не має бути перекосів.
Вічна робота над собою. І саме такі люди мене надихають. Мене надихає розум. Мої друзі — це не тільки можливість відпочити та провести гарно час. Для мене друзі — це можливість дізнаватись щось нове, пізнавати світ, вчитися чомусь новому. Ми один для одного вчителі. Щось підкажуть тобі, щось навчиш ти.
Так само і мистецтво. Ми надихаємо один одного.
Ірина Рилач
Чому ви обрали саме такий напрямок мистецтва?
Мені здається, що воно мене обрало. А я залюбки пишу відверто, щиро і правдиво. А ще можливо, я бачу і сприймаю світ інакше. І красу бачу в іншому. Це мої оповідання почуттів, і сприйняття світу розказані через мистецтво.
Хто або що вас надихає творити?
Надихаюсь постійно, розповідями людей, подіями гарними, та не дуже.Надихаюсь своїми переживаннями за все ,що чую і бачу. А ще тваринами.
Фото з особистого архіву