Для нас подготовили цикл материалов современные исследователи родной культуры, авторы паблика Твердая Крица.
В восемнадцать она руководила кинотеатром. В двадцать – уехала в Париж изучать кинематограф. Дальше были путешествия в Марокко, Китай, Вьетнам, Бали, Австралию, Новую Зеландию, Таити, Сан-Франциско, Нью-Йорк… Она – София Яблонская, первая украинка, совершившая кругосветное путешествие, оставив после себя наследие, которое мы только начинаем открывать.
София родилась в 1907 году в селе Германов на Галичине в семье греко-католического священника. Отец девушки – отец Иван Яблонский, перевез семью в Таганрог во время Первой мировой войны, однако ненадолго – через шесть лет вернулись в Галицию. София, имея живой характер, постоянно тянулась к учебе: посещала учительскую семинарию и курсы кроя и шитья, позже училась книговодству и поступила в драматическую школу. В 18 лет София с братом Ярославом переезжает в Тернополь: здесь они начинают заниматься кинотеатрами. “Видя своими глазами столько нищеты, она хотела поскорее добиться чего-то лучшего. Она хотела всему научиться, все знать. – так вспоминала о Софии ее подруга Марта Калитовская.
В 1927 году София Яблонская уехала в Париж искать себе другую жизнь от той, которая обычно ждет галицких пополн. Такой отъезд молодой девушки (еще без сопровождающей) удивил местных. В то время в столицу мира из бедной Галиции могли выехать только талантливые стипендиаты Андрея Шептицкого. В Париже Яблонская изучает фотографию и документальное кино, пытается играть в фильмах, зарабатывает деньги, работая моделью и дружит со многими известными деятелями парижской богемы. Здесь она знакомится с писателем и путешественником Степаном Левинским, который увлекался культурой Востока, и закрепило в ней мечту поехать на Дальний Восток.
Под влиянием своих богемных друзей, Яблонская совершила свою первую трехмесячную поездку в Марокко (январь-март 1929 года). Она вернулась в Париж с сотнями фотографий и рукописью путешествий, из которой родится книга «Чар Марокка», изданная на украинском языке 1932 года во Львове.
Поселилась София в Марракеше на крыше одного дома. Свой опыт путешествия описывала непосредственно и человечно – не было у нее имперского превосходства французов, под властью которых тогда находилось Марокко. В «Волшебстве» она пишет:
“Я беды на претенсиональное поведение Манрие (знакомый Яблонской – прим. авт.). Этот француз чувствует себя полным владельцем Марокко и обращается с арабами, как с невольниками. Стыдно мне за его резкий тон голоса, за его самоуверенность…”.
Познакомилась Софья и с местным каидом (вождем), который сперва принял ее за переодетого мужчину, а все из-за того, что Софья смогла обыграть его в шахматы. Он позвал ее навестить его гарем – Яблонская шутливо писала знакомому французу, что если не вернется вечером, то он сможет найти ее в качестве восьмой жены в гареме каида. В гостях также пришлось объяснять вождю кто такие украинцы, думавшие, что русские и украинцы одна нация:
“Я стала объяснять ему разницы между нами и русскими, нарисовала карту Украины и ее соседних стран, чтобы он лучше понял ее положение, наконец, сказала я, что нас есть около сорока миллионов и что Украина в полтора раза больше Франции. Эти все объяснения я знаю лучше молитвы, потому что частенько случается мне повторять их французам и другим чужеземцам, ничего не знающим о нашем существовании.”
У Марокко София побывала на землях берберов в Сахаре, куда ее предостерегали ездить знакомые, поскольку эта территория еще не была занята французским Иностранным легионом. Однако София уехала и описала чрезвычайное гостеприимство арабов, которым нельзя было отказывать, потому что «ничего больше не обижает арабов, как неохота к еде». Там же она чуть не попала в плен – пришлось бежать на машине под выстрелы агрессивного каравана.
Вернувшись в Париж, София послала рукопись к критику Михаилу Рудницкому, который писал о Чаре Марокко
: “…красочный стиль, живая обсервация, жизнерадостная улыбка. Главный стиль; он, и только он, есть проявление таланта. Все остальное: чужие слова, грамматические ошибки, правописание, можно всегда перед другом исправить, перечеркнуть, вырезать. Глаза, которым автор смотрит на мир, вставить в текст нельзя”.
София Яблонская, научившись документальному кино, работает на фирму Societe Indochine Films et Cinema. Компания оплатила командировку Яблонской, которая уехала в кругосветное путешествие, отправляя обратно в Париж документальные фото. Маршрут пролегал из Марселя через Египет в Шри-Ланку, затем Малайзию, Таиланд, Китай, Вьетнам, Камбоджу, Лаос, Сингапур, Индонезию, Австралию, Новую Зеландию, Полинезию, США и обратно во Францию. Работодатели не очень верили в успех украинки в Китае – снять там хоть что-то до сих пор никому не удавалось из-за большой суеверия населения: «Мой труд то и дело перебивала враждебность и паническое бегство тульбицев. Пока я велела расставить киноаппарат, убежали все живые существа, словно перед самым злым духом». Однако Софии это сделала тайком, снимая местных из окна магазина.
Там же в Китае украинка выходит замуж за французского посла Жана Удена с которым будет двое сыновей, в Поднебесной они проживут до 1946 года.
Дома в Галиции Яблонская побывала в 1935 году, где ходила на встречи с читателями. Дарья Виконская в журнале «Женщина» так писала об этих встречах:
«На пристегнутой к стене географической карте цепь красных точек указывает на дорогу вокруг света. Вернувшись на несколько недель к краю, она желает поделиться богатством своих впечатлений со своими земляками. Слышим магические слова: Марсей, Порт-Саид, Джибути, Кольомбо, Саигон. Трехлетний быт в Индо-Китае и поворотная дорога: Сингапура, Ява, Бали, Австралия, Новая Зеляндия, Тагити, Сан-Франциско, Нью-Йорк, в конце назад в Париж. На полтора часа молодая Украинка, которая отбыла это далекое путешествие, становится тем медиа, через посредство которого видим на мгновение белый призрак — четырнадцатиэтажное великолепие океана, слышим величавую музыку раззванного моря, пьянеем от одуряющего запаха тропикальных цветов. ».
Впоследствии, в 1936 и 1939 годах выходят сборники «Из страны рыжа и опия» и «Далекие горизонты», проиллюстрированные фотографиями Яблонской. Это уже не просто репортажи, а рефлексии и психологические наблюдения за собой и окружающими людьми.
В 1939 году Яблонская снова приезжала в Украину, делилась впечатлениями, устроив ряд вечеров, посетила родных и снова уехала, вернувшись в Китай. На прощание украинки из Львова подарили ей украинскую куклу-гуцулку, и с ней София никогда не расставалась. Кукла перебыла с ней все другие малые и большие путешествия, тяжелые времена войны; ее место всегда было на украинском ковре, простеленом в спальне Софии. В том же году умер отец Яблонской, однако из-за оккупации на похороны она приехать не смогла.
По возвращении в Париж в 1946 году, Яблонская начала работать декоратором букетов и заботилась о детях. Однако вскоре Софья пережила тяжелые удары – мать и сестра Ольга умерла, старший сын погиб на алжирской войне, а в 1955 году – умер мужчина. Вскоре после этого украинка переезжает на остров Нуармутье, где мечтал жить ее муж. Там она построила дом, обсаженный подсолнухами и мальвами. Как вспоминает ее подруга Марта Калитовская:
“Летом дом и двор были заполнены детьми. Это не были только ее внуки, приезжавшие на отдых. Это были дети соседей, знакомых, дети местных людей. Достаточно, чтобы однажды они играли с Софией, потом уже прибегали часто сами, испытывая ее приязнь”.
На одном доме Софья не остановилась – стала строить и другие виллы на острове, которые впоследствии сдавала в аренду. В это время начала писать психологический роман-воспоминание «Книга об отце», которое, к сожалению, напечатанным уже не увидела.
София Яблонская погибла 4 февраля 1971 г. возле Парижа в автокатастрофе. Она везла в издательство новую рукопись – сборник рассказов «Две меры – два веса».
“Все, что знали Софию Яблонскую, не могли никогда ее забыть. Она встречала каждого человека с приветливой улыбкой и находила прямой контакт с ним, умея при этом, что самое важное, быть всегда собой.”
– напишет в журнале «Современность» Марта Калитовская через два месяца после смерти Яблонской.
Источники: