Закрыть
UA
Жизнь

Способы понимания современного искусства: взгляд художника

Поделись:

Как воспринимать современное искусство? На какие знания опереться при просмотре той или иной работы? Стоит ли вообще ходить в галереи, если все чаще там мало что понятно.

В преддверии своей выставки «Мольба о бесчувствии» рассказывает Яна Ланде — одесский художник, чьи работы экспонировались в Англии, Америке, Европе, а картину из первой серии работ ГИМН&ОДА прямо на открытии приобрели для музея Гуггенхайм (США). 

Не понимать, а чувствовать

У искусства нет никакой утилитарной функции. Более того — если вам удается объяснить практическую пользу, то, скорее всего, это будет предмет из категорий дизайна или моды. 

То, что искусство находится вне общедоступных понятийных рамок, я реально осознала на последней ярмарке «Арт Базель». Там параллельно выставляются современное искусство и дизайн. Красивые высокотехнологичные предметы из экспозиции Design с понятным назначением имели конкретную стоимость, но их невозможно сравнить с неописуемыми объектами из раздела Unlimited, ценность которых можно будет понять только спустя время. 

Насмотренность и еще раз насмотренность

Считаю, что самый верный способ научиться воспринимать современное искусство — это «воспитывать» глаз. Сначала можно просто ходить на выставки и смотреть. Через какое-то время вы научитесь слышать себя и понимать, что вам нравится, что откликается, а что не вызывает никаких переживаний. Когда будет найдено то, что вам близко, начнет притягиваться то, что вызывает схожие эмоции. И тогда уже можно «подкормить» свой естественный интерес теоретическими знаниями. Такой путь мне кажется наиболее естественным.

Послевкусие, в нем вся суть

Контактируя с современным искусством, человек испытывает разные эмоции — от полного недоумения до восторга или отвращения. Считаю, что очень важным индикатором является послевкусие от увиденного и прочувствованного. Иногда непосредственно в момент восприятия эмоции могут быть диаметрально противоположными тому, что ты чувствуешь после. Именно послевкусие главный индикатор мощности художественного высказывания. Как долго вас «держит» увиденное, происходит ли после внутренняя работа, какие глубинные тайны вашей души были затронуты, о которых вы раньше не догадывались? На этих планах находится основная работа художника.

Погружение на комфортную глубину

Сегодня пространство позволяет черпать любую информацию. Не будучи специалистом в какой-либо сфере, проведя час в интернете в поиске сведений на заданную тему, вы можете легко получить общие представления по интересующим вас вопросам. Дело лишь в том, насколько хватает вашего интереса, чтобы углубиться в материал, и в вашей способности к восприятию и наполнению.

Можно провести, например, такую аналогию. Когда вы плывете по поверхности, то кайфуете от волн, скольжения по глади моря. Но вы также можете нырнуть с маской и увидеть чуть глубже подводный мир, который скрыт от глаз, и получить невероятно яркие ощущения. Конечно, есть еще глубокое погружение: когда вы ныряете, уже будучи натренированным, умея задерживать дыхание, туда, где есть большие перегрузки давления — это сложно, но то, что вам откроется, не сравнится ни с чем.

Такой подход можно применить и к пониманию искусства. Каждый сам себе выбирает уровень подготовки для погружения. 

Больше всего художнику нужны вы

Слово «художник» имеет более широкое значение, чем «человек, пишущий картины». Это может быть живописец, но также и актер, композитор, режиссер, писатель, поэт — словом, каждый, кому есть что сказать через творчество. Сегодня не существует чистых жанров: смешиваются техники и способы самовыражения, подключаются новые технологии, но все работает на одну цель — донести посыл до зрителя. Если художник не был услышан или его никто не понял, то акт творчества остается прерванным, бесполезным, безжизненным. Мы ждем своего зрителя каждый раз с замиранием сердца, потому что самое ценное, что у нас есть, это вы.

Также читайте