Проблема образовательного неравенства в стране возникает остро: почти треть украинских детей имеют меньший доступ к образовательным возможностям. Это дети, проживающие в деревнях и маленьких городках. Чтобы доказать, что место рождения не должно определять будущее ребенка, украинский общественный деятель Оксана Матияш отказалась от работы “на английскую королеву”, и, окончив Оксфордский университет, вернулась в Украину.
Как вы получили работу в Великобритании?
Ровно 4 месяца назад я вернулась в Украину после завершения магистерской программы по публичной политике в Оксфордском университете. Моя стипендия не предусматривала условия возвращения в Украину после окончания учебы, поэтому я изначально была настроена получить профессиональный опыт в Великобритании. В условиях пандемии работу было найти нелегко, но благодаря неудобству стипендии The Weidenfeld-Hoffmann Trust такая возможность появилась.
До Оксфорда я уже работала над судебной реформой в Украине, поэтому когда меня пригласили на собеседование в новую структуру Службы судов и трибуналов Ее Величества (на английском институте называется Her Majesty’s Courts and Tribunals Service), мне удалось поразить своих потенциальных работодателей. Приглашение на работу я получила менее чем за 24 часа. Конечно, предложение я сразу же приняла.
Почему вы отказались от предложения, которое открывало множество перспектив?
Изучая публичную политику в Оксфордском университете, я еще не знала о существовании программы «Учись для Украины». Но тогда я познакомилась со своими одногруппниками из Индии и Великобритании, которые были участниками подобных программ в своих странах. Сеть, в которую входят эти программы, называется Teach For All. «Учись для Америки» — настолько успешная модель, что после участия выпускники часто поступают на MBA в бизнес-школы Гарварда, Стэнфорда и Принстона. В Великобритании эта программа вообще входит в топ лучших работодателей для выпускников по всей стране.
Моя одногруппница-британка рассказывала о том, что она два года работала учительницей в очень необеспеченной лондонской школе. Одногруппник из Индии также был учителем в одной из самых отдаленных провинций. Через два года участия в программе ему даже дали национальную награду за его достижение.
Меня поразил тот факт, что эти люди были готовы на два года переехать в совершенно неизвестную среду ради высшей цели. Не жертвовать собой, но все же выйти из зоны комфорта. Я подумала, что было бы очень круто, если бы в Украине существовали такие программы. Оказалось, что в Украине подобная организация тоже существует.
Когда мое обучение на магистратуре завершалось и я должна была начинать работу в Службе судов и трибуналов ЕЕ Величества, я вдруг узнала, что “Учись для Украины ищут руководителя. Именно тогда я осознала, какое сильное влияние оказывают на нас школьные учителя. Ведь попасть в Оксфорд мне отчасти помогла моя учительница по английскому языку. Она поверила в меня тогда, когда все остальные говорили, что я не смогу поступить в университет в Киеве из-за того, что я из малоимущей семьи. Ее поддержка помогла мне составить ВНО на отлично и поступить в бюджет в один из лучших вузов страны. После этого я поняла, что невозможного не существует, если ты веришь в себя, и даже Оксфорд показался не столь «дальним».
Воспоминания моих одногруппников и моя собственная история стали причинами, почему я решила присоединиться к “Учи для Украины”. «Работу на королеву» пришлось оставить. Мне даже не пришлось выбирать. Я хотела помочь детям, как когда-то учителя помогли мне. Как бы пафосно это ни звучало, но формирование нашей страны зависит от каждого из нас.
Расскажите больше о программе «Учи для Украины», в чем ваша деятельность?
«Учи для Украины» — программа лидерского развития для молодежи, которая является частью глобальной сети организаций Teach For All (Обучай для Всех), объединяющей подобные программы в 60 странах мира. Мы работаем над тем, чтобы каждый ребенок в Украине имел возможность реализовать свой потенциал с помощью качественного образования, несмотря на то, где он родился. Ведь почтовый индекс не должен определять будущее ребенка.
Мы привлекаем молодых и талантливых людей, обладающих хорошими знаниями одного из школьных предметов и готовых на два года поехать работать вдохновляющими учителями в маленькие населенные пункты. За это время наши участники преподают в школах, организуют внеклассные инициативы, работая не только с учениками, но и с родителями. Участники становятся ролевыми моделями для детей, помогают им узнавать новое, расширять кругозор, узнавать возможности, которые предлагает мир.
Не все наши участники имеют педагогическое образование. К примеру, в программе участвовала девушка, которая являлась дизайнером ювелирных изделий. Она всегда хотела работать с детьми, но не знала, как это сделать. После прохождения подготовки, предусмотренной программой, она поехала преподавать изобразительное искусство в село, расположенное на границе Львовской и Закарпатской областей. На самом деле, в этой местности было не очень много возможностей для социализации, для внеклассного времяпрепровождения, для чего-то объединяющего детей и родителей. Чтобы вовлечь родителей в учебный процесс, девушка организовала уроки арт-терапии. Семьи, живущие в такой местности, ежедневно сталкиваются с большим количеством вызовов. Очень редко им приходится заботиться о себе и проводить время не только с пользой, но и в удовольствие. Арт-терапия им очень помогла. Это настолько эффективно сработало, что родители относились к урокам даже с большим энтузиазмом, чем дети.
После прохождения программы участники получают колоссальный трансформационный опыт. Однако не все дальше продолжают карьеру учителя. Это, прежде всего, программа развития лидерства. Участники развивают свои коммуникативные, организаторские способности. Многие выпускники «Научай для Америки» и «Научай для Великобритании», например, стали социальными предпринимателями, пошли работать в консалтинг, открыли собственные школы, стали директорами, работают в министерствах и попадают в списки Forbes. Приятно, что большая часть участников продолжает свой профессиональный путь по образованию и повышает популярность и престиж профессии среди молодежи.
С какими вызовами сталкиваетесь вы как организаторы?
Сейчас наш вызов — привлечение участников. Мы недавно объявили прием анкет на участие в программе. Мы хотим, чтобы о «Учи для Украины» знал каждый молодой человек, который ищет среды больших возможностей. Наша основная задача как организаторов – сделать так, чтобы этим людям не нужно было нас искать. Мы должны найти их быстрее, чем они начнут искать.
Мы масштабируемся. За три года существования программы у нас было 25 участников. В этом году мы будем стартовать с 50 молодыми лидерами. Мы учимся, как правильно искать и отбирать этих людей.
Фото предоставила Оксана Матияш
Читайте также: ПОМОГАТЬ УКРАИНЕ ЧЕРЕЗ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ: ИСТОРИЯ ЛУЧАНКИ