Закрыть
UA
Жизнь

«Это первая война, которая проходит через экран смартфона. Поэтому у «Оставайся онлайн» очень актуальный формат»: интервью с режиссером Евой Стрельниковой

Поделись:

Первый в мире скринлайф о жизни во время войны: «Оставайся онлайн» выходит в украинских кинотеатрах28 марта. Его режиссер Ева Стрельникова рассказала о работе над фильмом и собственных кинопереживаниях.

Вы сняли фильм летом 2022-го. Почему почти два года он ждал своего выхода?

Наш фильм снят в уникальном формате скрин-лайф, который достаточно тяжел в производстве, поэтому постпродакшн занял очень много времени. 

Ожидали, что это будет столь кропотливая работа?

На самом деле нет. Никто из команды не знал с каким трудом мы столкнемся и насколько это будет тяжело и долго. Но если сейчас мне снова предложат снять скрин-лайф, то я не прочь снова это воплотить.

Вам пришлось все события первых недель вторжения снова пережить и ощущать на площадке. Для вас лично работа была отрадой в то время или наоборот чем-то тяжелым, от чего потом нужно было морально восстанавливаться?

Работа над этим фильмом, от написания сценария и до постпродакшена, мне давала ощущение будто бы психологической терапии. Я, все равно, воспринимала это, как нечто, что я создаю, а не как происходящее на самом деле. Конечно, когда заканчивался съемочный день, то усталость давалась в знаки и хотелось отдохнуть от всего, но в целом мне кажется, что благодаря этому фильму войну я переживаю значительно легче. 

Интересно, а фильмы какой-то во время отдыха дома смотрите? Можете отключить профессионала и просто созерцать кино?

Ну конечно, что профдеформация присутствует. Ты уже не можешь смотреть как просто рядовой зритель, все равно замечаешь какие-нибудь вещи чисто профессиональные. Когда работали над фильмом, то все внимание было приковано к новостям, а по поводу какого-то видеоконтента, это могло быть что-то легкое и глупое, которое дает возможность мозгу не напрягаться. 

Антон Скрипец – автор идеи и продюсер фильма по совместительству и ваш брат. Как работать с братом? Научились строить барьеры?

С братьями работать тяжело, это однозначно. Что с моим братом-актером, Сергеем Стрельниковым, что с младшим братом Антоном Скрипцем. Трудно, потому что, конечно, ты не можешь настолько отвлечься, чтобы между вами в рабочие моменты исчезали чувства семьи и родственные связи. Конечно, было много приспособлений, но мне кажется, что именно на этом проекте, потому что я с Антоном работаю не впервые, мы постепенно научились правильно чувствовать друг друга именно в профессии.

В настоящее время в Украине несколько скпептически относятся к художественным фильмам о войне. Почему ваш фильм стоит смотреть?

Прежде всего, мы провели достаточно показов для разнообразных фокус-групп, ведь очень хотелось увидеть реакцию и понять, что делать с этим дальше. Мы видели глаза, мы видели эмоции людей и поняли, что это точно нужно и миру, и украинцам. Да, это триггерит, но это тоже инструмент, который помогает миру лучше понять, что у нас происходит.

«Оставайся онлайн» снят в формате «скрин-лайфа». Фильмов такого формата в мире немного, в Украине, тем более. Что побудило вас избрать такое решение? Ограниченный бюджет или желание сразу громко заявить о себе?

Желания громко заявить о себе точно не было, ни у меня, ни у Антона. Конечно, ограниченный бюджет тоже был одним из факторов, но все же главная причина была в том, что все мы жили в таком формате. Говорят, это первая война, которая проходит через экран смартфона, поэтому это очень актуальный формат.

Женщин режиссёрок в профессии меньше, чем мужчин. Как вы думаете, почему? Испытывали когда-то несколько пренебрежительное отношение к себе.

Да, но это скорее было не пренебрежительное отношение к себе, а то, что некоторые жанры кино, по мнению продсеров, не под силу женщинам.< /p>

Например?

Был один проект на ICTV, который мне предложили. Я приступила к разработке самой концепции проекта, она показалась всем очень интересной, я знаю, что я точно заинтересовала, но в последний момент предпочли мужчину. Их довод был в том, что женщина триллер не потянет. Это было около шести лет назад. Это был единственный такой момент, который я болезненно почувствовала, ведь триллер – это мой любимый жанр. Однако продюсерам кажется, что у кого есть яйца, то те должны в этом лучше разбираться.

Как думаете, по кино можно определить пол режиссера? У женщины-режиссера есть какой-то особый почерк?

Я чувствую, когда кино снято женщиной. Мне кажется, что женщины более эмоционально воспринимают взаимоотношения. В мелодраматических историях, мне кажется, мужчины-режиссеры значительно проиграют. Очевидно, что женщины более эмпатичные, более глубокие и эмоциональные.

Кого из женщин-режиссеров можете отметить?

Это София Коппола. У нее присутствует и женское чувство и интересное ироническое видение, поэтому ее работы очень объемны для меня.

Что посоветуете посмотреть из ее фильмов?

Это точно фильм «Мария-Антуанетта». 

Кто ваши учителя в профессии? На каком кино вы росли?

Будучи студенткой, я была юной максималисткой и думала, что у меня нет кумиров, весь опыт я должна приобретать сама. Не повторяйте мои ошибки. Нужно учиться, много читать, ведь читать профессиональную литературу я начала достаточно недавно и поняла, что: «Боже мой, зачем я до этого всего доходила сама и придумывала велосипеды».

Много говорят о том, что мир фильмами готовит человечество к глобальной войне. «На западном фронте без изменений», «Наполеон», Голда и другие. Как считаете, такая теория имеет место быть? Насколько искусством можно подготовить к войне в 21 веке?

Не считаю, что эта теория правдива. Кино — это, конечно, хороший инструмент для воздействия, но не думаю, что им можно предсказать будущее.

Какие мировые шедевры о войне стоит увидеть каждому? 

“Список Шиндлера”, “Мальчик в полосатой пижаме” и конечно, что “Спасти рядового Райана”. Ну и куда же без «Оставайся онлайн». (Улыбается.)

Март в украинском кинематографе щедр на отечественные премьеры. Чувствуете конкуренцию, на фильмов коллег ходите?

Не могу сказать, что чувствую конкуренцию, но я точно чувствую, что украинское кино начинает достаточно быстро расти. Это касается и сильнейших историй и самого качества фильмов. Мы точно по пути к тому, чтобы конкурировать со всемирным кино. Из последнего могу отметить «Уроки толерантности» Аркадия Непиталюка. Еще у него есть хороший фильм «Припутные» 2017 года. Также из фильмов коллег могу посоветовать «Памфир», «Довбуш» и «Бесславные крепостные».

Автор: Юлиан Новак

Читайте также: МУЖЧИНА ГОВОРИТ: АЛЕКСАНДР ЯРЕМА, АКТОР ФИЛЬМА “ОСТАЙ ОНЛАЙН”