Закрыть
UA
Павло Маков 9
Жизнь

В Киеве состоялась презентация будущего проекта национального павильона Украины на 59-й Венецианской биеннале современного искусства

Поделись:

17 января в галерее The Naked Room состоялась презентация проекта национального павильона Украины на Венецианской биеннале — самой известной международной выставке современного искусства.

Павел Маков 9

В 2022 году Украину в Венеции будет представлять харьковский художник Павел Маков с проектом «Фонтан истощения. Высокая вода».

Кураторами украинского павильона стали соучредители галереи The Naked Room < /i>Мария Ланько и Елизавета Герман, и куратор и главный редактор IST Publishing< /span> Борис Филоненко. Комиссаром павильона выступило Министерство культуры и информационной политики Украины в лице заместителя Министра по вопросам европейской интеграции Екатерины Чуевой.

На мероприятии сокураторши павильона Мария Ланько и Елизавета Герман среди прочего объяснили выбор работы и художника для представления Украины.

«Для нас Павел Маков — не только один из самых выдающихся украинских художников нашего времени. Важно, что он не останавливает развитие творческой практики, экспериментирует, не боится возвращаться к своим старым, но актуальным работам. Искусство Макова политическое, но не прямолинейное. Выбранная совместно с Павлом работа рассказывает об универсальных глобальных вопросах с помощью художественной метафоры и красоты самого художественного объекта».

Павел Маков 5

Павел Маков 2  Павел Маков 7  

Сокуратор Борис Филоненко совершил экскурс в историю «Фонтана истощения». Как исследователь творчества Макова он раскрыл контекст возникновения работы и рассказал о ее многочисленных трансформациях: от образа на рисунках и офортах в 1990-х годах до полноценного действующего объекта в 2022 году на 59-й биеннале в Венеции.

Автор фонтана Павел Маков поделился личной историей создания работы и глубже погрузил в разные этапы ее эволюции. История «Фонтана истощения» берет начало с середины 1990-х годов, когда Харьков переживал заметные изменения городского ландшафта и социальных отношений. Заброшенные бездействующие фонтаны, инфраструктурные аварии в водоснабжении подтолкнули Макова обратиться к мотиву воды и истощению ресурсов. Место впадения реки Лопань в реку Харьков привело художника к образу воронки с двумя воронками. Собранные в обширную конструкцию, воронки образовали «Фонтан истощения» — символ времени и места, которое исследовал Маков. Вопреки попыткам художника, фонтан так и не был установлен в городском пространстве Харькова. Однако за четверть века он не является локальным символом и получит воплощение на международной выставке в Венеции — городе, который ежегодно переживает подъем высокой воды, засуху в каналах и живо обсуждает проблему истощения. 

Архитекторами экспозиции павильона выступает офис «ФОРМА», впервые презентовавший архитектурное решение проекта.

Его расположение на перекрестке главной экспозиции биеннале и зоны национальных павильонов усложнило работу архитекторов. Однако они смогли использовать локацию по назначению и превратить украинский павильон в зону рефлексии и эмоционального отдыха. «Мы проводим параллели с городским пространством, где люди двигаются по собственным маршрутам. Место с фонтаном способно разбивать эти потоки, предложить человеку остановиться и побыть в покое. В этом случае углубиться и побыть наедине с работами художника». Среди других вызовов проектирования — работа с памятником архитектуры, где невозможно проведение воды для обеспечения работы фонтана Для воплощения замысла архитекторам пришлось создать самодостаточную конструкцию с наносной системой.

Павел Маков 6

Павел Маков

Комиссар павильона и заместитель Министра культуры и информационной политики Екатерина Чуева приобщилась к презентации проекта. Она отметила, что участие в Венецианской биеннале — важное событие как для художественного сообщества, так и для Украины как государства-участника. История Венецианской биеннале насчитывает уже 126 лет. Из них Украина принимает участие только за последние 20, хотя едва ли не первым, кто осознал важность репрезентации страны в выставке, более 100 лет назад был коллекционер и благотворитель из Украины — Богдан Ханенко. Однако в его времена права такой репрезентации Украина была лишена: им пользовалась Российская империя, которой и принадлежал возведенный на средства Ханенко павильон в Венеции. Сегодня же у Украины есть собственный голос, который благодаря участию в Венецианской биеннале «слышит» не только художественное сообщество. В то же время, участие в таких событиях делает современное искусство более «видимым» и в Украине, что важно для дальнейшего развития художественных практик — и, наконец, для развития украинского общества. 

Венецианское биеннале современного искусства продлится с 23 апреля по 27 ноября 2022 года. Украинский павильон будет работать на протяжении всей выставки.

Читайте также: ИДЕИ МОДНЫХ ЛУКОВ НА 2022 ГОД ОТ УКРАИНСКИХ ХУДОЖНИКОВ