Этой весной я наблюдала, как сотни тысяч зрителей выходили из кинотеатров потрясенные украинским кино. Представить такое 10-15 лет назад было невозможно. Тогда в кинотеатрах было 2-3 украинских фильма в год, которые собирали крайне мало зрителей, желающих к своему кино. Украинское киноискусство не имело доверия в аудитории, она предпочитала американский, реже европейский кинематограф. Но с годами ситуация изменилась.
После десятилетий определенной стагнации, когда украинские фильмы едва добирались до кинотеатров, индустрия выросла в мощный конкурентоспособный механизм. Украинское кино приобрело статус определенного бренда – оно стало узнаваемым как среди внутреннего, так и зарубежного зрителя. Наши фильмы были представлены чуть ли не на каждом крупном международном кинофестивале и нередко получали там награды. Впервые украинскую ленту наградили на Венецианской кинофестивале — фильм «Атлантида» Валентина Васяновича победил в программе «Горизонты». А его последующая работа уже соревновалась в основном конкурсе этого же фестиваля. Украинские режиссеры Ирина Целик и Марина Эр Горбач получили режиссерские награды на кинофестивали «Санденс». И таких примеров немало.
Вот вот – начинается полномасштабное вторжение россии в Украину. Мы попадаем в совершенно необычную реальность, переживаем шок, тревогу и беспокойство о будущем. Одновременно с этим работаем на международную аудиторию, призываем поддержать Украину, помочь ей. На протяжении долгих месяцев страдает гражданское население, инфраструктура, а также культурная отрасль: российскими обстрелами уничтожаются памятники, архитектура испытывает разрушения, киноиндустрия снова под угрозой стагнации, как годы до этого.
Мы долго шли к тому, чтобы сделать украинский кинематограф таким, как он есть сейчас – с качественными фильмами, узнаваемым стилем, «обласканным» западной прессой и понравившимся украинским зрителем. До 2022 года мы проводили активную работу внутри отрасли: присоединение к фонду Eurimages, внедрение системы кешрибейтов, которая, к сожалению, так и не заработала, съемки боевика Последний наемник от Netflix, которые состоялись в Киеве. Количество фильмов, ежегодно снимавшихся в Украине, до 2022 года постоянно росло. Несмотря на то, что пандемия и связанная с этим приостановка съемок повлияли на отрасль в целом, в 2021 году в прокат вышел 21 украинский фильм.
24 февраля 2022-го изменило все и каждого из нас. За прошлый год мы наблюдали сильный отток кадров, поскольку многие уехали за границу и продолжили деятельность там. Часть кинопрофессионалов сменила профиль деятельности, часть присоединилась к рядам Вооруженных сил Украины или стала волонтерами. Например, сейчас в ВСУ служат продюсер Владимир Яценко, режиссер. > Олег Сенцов, кинооператор Ярослав Пилунский и другие. Актрисы Анастасия Пустовит< /a>, Ирма Витовская, режиссер Тарас Дронь активно занимаются волонтерством. В общей сложности, 75% кинопрофессионалов остались без работы.
Ко всему государственный бюджет испытал перераспределение и сейчас у нас полностью отсутствует государственное финансирование киноотрасли. Единственный вариант для продолжения деятельности – участвовать в программе Украинского культурного фонда на культурной деятельности и подаваться на стипендии. Кроме того, наблюдается кризис доверия к государственным институтам и их руководству, вроде Государственного агентства Украины по кино, УКФ и Министерству культуры и информационной политики.
Все эти факторы способствуют тому, что будущее украинской киноиндустрии кажется сейчас очень туманным. Несмотря на то, что этой весной мы увидели колоссальный успех украинских фильмов в прокате, когда «Мавка» за первый месяц проката собрала почти 100 млн грн, или авторский фильм «Люксембург, Люксембург» Антонио Лукича ворвался в десятку самых кассовых фильмов Украины, в дальнейшем такие кейсы мы вряд ли увидим.
Конечно, спрос на украинское кино не уменьшится, ведь внимание мирового сообщества так или иначе приковано к нашей стране в контексте войны. Тем не менее, уменьшится количество продуцируемого контента. Те фильмы, снятые до начала полномасштабного вторжения, будут продолжать свой фестивальный и прокатный путь. Но их количество существенно сократится по объективным причинам. На экраны попадут игровые ленты, произведенные за счет иностранных и украинских инвесторов.
Наряду с этим, современные реалии дают толчок к расцвету украинской документалистики разных форм: полнометражные фильмы, короткие метры, документальные сериалы. Такой контент дешевле в производстве и актуален, потому что он здесь и сейчас.
В свою очередь, проблемой останется нехватка кадров – уменьшение рынка приведет к сокращению количества работающих специалистов киноиндустрии на 60-70%. Кинопрофессионалам следует адаптироваться к новым условиям, в которых мы оказались и воспользоваться возможностями.
Нам нужно интегрировать украинскую киноиндустрию в европейскую. К тому же нам необходимо работать над восстановлением государственного финансирования отрасли, реформировать государственные институты, отвечающие за сферу культуры и продолжать налаживать сотрудничество с международными партнерами. Нам ведь есть что показать и о чем рассказать миру. Надо только обеспечить украинские киноголоса этой возможностью. В темные времена и кризисные моменты часто рождаются гении, и я верю, что таких появится еще больше. Следует только создать условия для их деятельности и обеспечить необходимыми инструментами создания.
Читайте также: #BOOKSHELFY: РЕЖИСЕР ОЛЕСЬ САНИН