25 января в украинский прокат выходит отреставрированная версия фильма Дэвида Линча «Потерянное шоссе»< span style="font-weight: 400;"> – ленты, которая славится своей мистичностью и чудаковатостью от режиссера, которого можно смело назвать иконой сюрреализма не только в кино, но и в искусстве в целом.
В преддверии ретроспективного проката кинокритикиня Елизавета Сушко специально для span>Marie Claire собрала шесть фильмов, которые удачно сочетают в себе психосексуальность и сюрреализм и держат внимание настолько сильно, что как бы ни было странно, мистически , страшно или даже некомфортно – остановить просмотр невозможно. Все они были сняты в ХХ веке, но сегодня актуальны и интересны.
«Потерянное шоссе», реж. Дэвид Линч (1997)
Линч — гений сюрреализма. Его самые известные работы, нуарные запутанные ленты, часто детективы, стали классикой и имеют фанатов(-ок) через годы. «Утерянное шоссе» не покорил ни критиков (инь), ни прокат в свое время, но ленту можно смело назвать одним из чистейших провел Линча. Cценарий к этому фильму он писал вместе с Барри Гиффордом, автором романа «Дикие сердцем». Запутанный сюжет и глубокие персонажи просто тогда выглядели как самоцитирование, но на самом деле именно это играет со зрителем в игру, которую можно смело назвать зрительским опытом.
Перевести сюжет линейно просто невозможно. У него есть несколько начал и несколько решений, а понять, что для этого правда – сложно. Это подчеркивает игра, которую Линч вместе с оператором Питером Демингом ведут с визуальной частью фильма. Но нужно ли найти правду? Но действительно ли важно, кто убийца и кого убили на самом деле – изменяющую жену или «Дик Лоран мертв»? Такой сюрреалистический сон-головоломку и отправляет Линч своего фаната(-ку).
«Гуммо», реж. Гармони Коррин (1997)
В 2023 году Гармони Корин сказал, что больше не интересуется кино в классическом его значении, и гораздо больше его нервные окончания возбуждают видеоигры. Поэтому он и представил на Венецианском кинофестивале свой AGGRO DR1FT, который этой зимой будет показан в Штатах в стриптиз-клубах и выставочных центрах с участием режиссера. Но он снимал контраверсионное кино с самого начала своего пути. «Гуммо» тому подтверждение.
Его герои и героини — бесталанные дети в Ксени, штат Огайо. Они убивают свое время на улицах — мучают кошек, бродят и учатся жить в жестоком мире. Их городок пострадал от торнадо в 70-х и больше никогда не восстановится. Как и их жизни, в которых не хочется возвратиться домой. Это часто противное кино, и его высказывание именно в этой неприятности.
«Суспирия», реж. Дарио Ардженто (1977)
До того, как Лука Гуаданьино снял одноименный триллер с Дакотой Джонсон и Тильдой Свинтон, итальянский режиссер снял ленту в жанре джалло — спекулятивном на человеческих страхах, но к черту. о танцовщице, попадающей в мистические обстоятельства. Именно «Суспирия» 1977 года закрепила законы жанра, которые и сегодня подражают европейским режиссерам.
Закрученный сюжет, яркие цвета, страстная кости музыка и много сексуальных сцен — все это совмещено в стенах танцевальной школы с таинственными убийствами студенток.
>
«Сало, или 120 дней Содома», реж. Пьер Паоло Пазолини (1976)
Одна из самых сложных лент для просмотра из списка — последняя работа итальянского режиссера, которая вышла на экраны уже после его смерти. Киноинтерпретация книги Маркиза де Сада «120 дней Содома» стоит на садомазохизме, фашизме и насилии как на трех китах. Изображение сексуальной пытки возмутило всю Европу. Но зачем картину смотреть сегодня?
После двух лет постоянных санкций, ленту признали произведением искусства. Жестоко убитый режиссер гиперболизирует чувство реальности и наделяет то, о чем не говорят формой: для кого-то безумия, для кого-то боли, а для кого-то приемлемой нормой существования. Фильм имеет кучу триггеров и не рекомендуется для просмотра, если вы не готовы к насилию.
«Сладкий фильм», реж. Душан Макавеев (1974)
Еще один провокационный фильм в истории кино. В этот раз французская эпатажная сатира о сливках общества. Режиссер подстегивает традицию конкурсов красоты, секс-труда и развратности в глазах общества и за свои секс-сцены запрещен во многих странах мира.
Созданная в традициях черной сатиры, это смешная и очень политическая гиперболизация, в которой обмазываются шоколадом, проверяют целомудрие на телешоу и обматывают плывущие Сеной тела в пластиковые пакеты.
«Кабинет доктора Калигари», реж. Роберт Вине (1920)
Немецкий экспрессионизм в кино 20-х, как и в живописи, проложил дорожку для будущего сюрреализма. «Кабинет доктора Калигари» считается классической работой тех времен.
Впервые в истории кино фильм изображает изменение человеческого сознания. Немой фильм повествует о маленьком городке, где происходят таинственные убийства. Доктор Калигари прибывает на места преступлений и разбирается по глубинным причинам.
Сценарий фильма был задуман Карлом Майером и Гансом Яновицем как метафора безумия власти, которая ввергает подчиненный ей «спящий» народ в страшные бедствия, — подразумевалась, конечно, проигранная Германией Первая мировая война. span>
Читайте также: ПОЧЕМУ ДЖЕЙКОБ ЭЛОРДИ — СЕКС -СИМВОЛ ГОДА. РАЗБИРАЕМ НА ПРИМЕРАХ.