Украинский художник Василий Грубляк известен своими световыми объектами и инсталляциями на острые, социальные и глубокие личные темы. Проект «русский поцелуй» возник в продолжении привычной практики Грубляка создавать работы по многим составляющим.
Проект создан и представлен в рамках L’AiR Arts в историческом Atelier 11 Cité Falguière, одном из первых международных арт резиденций в мире.
Инсталляция «русский поцелуй» стала логической рефлексией на военную агрессию россии в Украине. С 24 февраля 2022 ежедневно проводятся обстрелы украинских городов и сел. Ракеты попадают в жилые дома и объекты инфраструктуры, а их обломки калечат, иссекают лица, дробят кости, отрывают конечности. Понятие ракетного обломка стало настолько привычным, что идея взять его за материал пришла естественно, даже когда автор еще не видел их вживую.
Обломки от двух ракет С-300 были доставлены с острова Хортица солдатом ВСУ. В 16-18 веках на этом месте находилась Запорожская Сечь – военный лагерь украинского казачества, знаменитый символ несокрушимого духа народа. Собраны они были в два этапа. После следственных действий на месте прилета ракеты с воронки была собрана первая часть. Когда она была упакована и ждала отправки по почте, на базу, где жили наши военные, прилетела вторая ракета. К счастью, жертв не было. Но коробка с обломками была иссечена новыми обломками. Так, по мере подготовки проекта, по общему замыслу наслаивались новые смыслы.
Обломки действительно оказались очень легкими и даже красивыми. Созданные из сплава алюминия, меди, титана и железа, они стали смешанной техникой для художественного выражения. Создание инсталляции кропотливый и трудоемкий процесс. Каждая из них вручную подвешена на почти невидимой леске. Создается чувство, что смертоносные детали парят в воздухе и уже готовы выполнить свою первоначальную задачу. Обломки этих ракет, которые сейчас демонстрируются в центре Парижа – города-символа красивой жизни, не убили никого. Но в этих фрагментах навсегда сохранится намерение россии — уничтожить больше украинцев.
Важно понимать, что основные части этих ракет были собраны следователями и вовлечены в доказательства преступлений, совершенных россиянами в Украине. Аналогично и эта инсталляция, являясь художественным произведением, также становится фиксацией преступления.
Первое визуальное впечатление о работе Грубляка может быть как об эстетическом дизайн-проекте или кинетической скульптуре. Каждый отдельный обломок может стать так называемым сувениром из страны, где идет война. Но сама работа цельная и предполагает имерсивность — погружение зрителя в специально созданную для него реальность. Посетитель находится как в эпицентре взрыва, окруженный смертоносными деталями. Да, осознание ужасающей разницы между первым впечатлением и реальной сущностью проекта способно вызвать чувство причастности.
«Русский поцелуй» принципиально не может считаться законченным произведением. Пока в Украине идет война, пока по украинцам стреляют российскими ракетами, эта инсталляция может быть увеличена в бесконечное количество раз. Пропорционально тому, как растет количество смертей, увечий и разрушений, несущих эти обломки. Но даже тогда работа не будет слишком велика по отношению к тому горю, которое принесли ее составляющие.
За год ведения полномасштабной войны в Украине было выпущено 5000 ракет.
Текст: кураторша Светлана Старостенко