Закрыть
UA
Вікторія Якуша студія Yakusha
Жизнь

Влияющая на мир: Виктория Якуша, основательница студии Yakusha

Поделись:

Влияет ли человек на пространство и мир вокруг себя? На этот вопрос в течение тысячелетий пытались ответить философы, затем их эстафету перехватили физики, но дать исчерпывающий ответ, не проронив ни звука, смогли только художники. Именно такими ответами полна студия Yakusha — пространство, в котором потоки бурной энергии мирно сосуществуют с постоянством и исконными темами. При этом они не конкурируют – наоборот! – создают баланс, который люди ищут поколениями. Наверное, поэтому, оказываясь здесь, зрители в большинстве своем замирают, останавливаются, и как будто впервые прислушиваются к тому, что происходит внутри себя и вокруг.

И это не случайность. Дело в том, что именно человек влияет на пространство, и в данной многопрофильной студии таким человеком стала ее основательница Виктория Якуша. У этой женщины много ипостасей: она любимая, она четырежды мать, она исследовательница и победительница, но при этом – и живая хрупкая женщина, позволяющая себе сомневаться, недостатки, разочарования и мечты. Такие черты постепенно вырезали из нее архитектор и дизайнер, которая уже 18 лет воплощает свои идеи в реальность. 

Соединить, чтобы зазвучало

Эти 18 лет были очень бурными как в жизни самой Виктории Якуши, так и в истории Украины. Пожалуй, поэтому основными чертами ее творчества стали параллельно развивавшиеся в бизнесе и характере гибкость и стабильность. Об этом свидетельствует даже выбор материалов с подобными метафорическими качествами, давно играющими главную роль в студии Yakusha – это традиционные и даже исконные глина, песок, солома, сочетающиеся между собой в современном звучании. Именно поэтому стиль, в котором творит Виктория Якуша, называют живым минимализмом – это сдержанность форм в сочетании с безграничностью внутреннего содержания. 

И такой подход стал решающим для обретения имени не только внутри своей страны, но и за рубежом. Ибо чем иначе можно объяснить то, что именно Виктория Якуша стала первой и единственной из украинских дизайнеров и дизайнеров, приглашенных к участию в Art Basel — самой влиятельной артвыставке мира. Особенно очевидно, что произошло это еще до начала полномасштабной войны России против Украины, когда украинская культура вдруг разразилась на весь мир из-за политического контекста и своеобразной формы поддержки. 

Однако, в случае с творчеством от студии Yakusha основа успеха — не сочувствие или вынужденная позиция жертвы, а умение «видеть» пространство формами и объемами, «проговаривать» ими до зрителей на универсальном языке прикосновения и созерцания. Та внутренняя рефлексия, которая транслируется в творениях Якуши, отозвалась людям из разных стран. Она оказалась способна легко переступить границы языков, культур, мировоззрений, вернув каждого в извечное состояние естественной чистоты. Пожалуй, именно поэтому как специалисты, так и просто зрители действительно открылись к восприятию украинской культуры в видении Виктории, нашли в ней что-то извечное, но не застывшее и устаревшее, но пластическое и близкое.

На самом деле творения Виктории Якуши успели не просто оценить, но и наградить как продукты украинского самосознания и нестандартного креатива высокими наградами на таких конкурсах:

  • Best professional Floor Lamp — SONIAH Lamp
  • Best Curio show Design MiamiBasel
  • Restaurant and bar interior of the year Dezeen Awards

Это лишь небольшой перечень из тех 19 наград, которые стали доказательством мирового признания и принятия в ряды дизайнерской элиты.

Творить будущее всеми методами

Секрет успеха работ Виктории Якуши может понять каждый, кто видит их. Это удивительное ощущение, что ты прекрасно знаешь автора, а автор знает жизнь и наслаждается ею. И это не удивительно, ведь кто еще может так понимать смыслы существования, как женщина, родившая четырех детей, а значит – творящее будущее всеми доступными методами. Это не просто способность или талант, это – миссия женщины и любого человека. 

В ее работах читается не желание стать первой, успешной, известной и оцененной несмотря ни на что, а откровенная попытка быть полезной, понятной, и при этом не потерять способность остаться собой. Эти качества ныне стали самыми дефицитными, а потому – самыми востребованными в обществе, но в студии Yakusha их концентрация выходит за пределы. Поэтому зрители всегда отмечают, что понимают, какой личностью является человек, создавший этот дизайн. Предметы и вещи ее авторства рассказывают о ней так же, как о писателе – повесть, о фотографе – любимые снимки, и о композиторе – его музыка. 

Счастье как миссия

Несмотря на творческий космополитизм Виктория остается украинкой, которая продолжает говорить с миром на любимом языке дизайна. Конечно, война изменила ее душу и соответственно ее работы. В то время как многие соотечественники избрали в современном творчестве язык ненависти к агрессору, Якуша избрала противостояние равновесием и наслаждением жизнью. 

Это не просто слова, которые “времени”. Дело в том, что война застала женщину в Брюсселе, вдали от адских событий. Но она не смогла быть сторонним наблюдателем, как ломаются геокультурные плиты. Она сразу приехала в Украину, потому что этого требовала необъятная энергия связи со своей землей, со своими корнями. Здесь за короткий период произошла еще одна трансформация: Виктория впитала силу Украины, которая не дает уничтожить ее и воскрешает снова и снова на протяжении веков. 

Не останавливаясь ни на мгновение

Именно эта мягкая сила стала узнаваемым стилем работ Якуши. Но ее качество отличается от классического понимания: оно не разрушает, а наоборот – изменяет и формирует представление людей во всем мире об украинской культуре и украинцах как таковых. Во время длительной войны нарративов, которую уже много лет выигрывает самая агрессивная империя современности, мягкая сила Виктории является тем, что по эффективности может быть сравнима с военной техникой. Она формирует основу как раз для того, чтобы все необходимое попадало туда, куда необходимо, потому что формирование такой необходимости в воображении мирового сообщества возникает как раз при условии того, что там понимают украинцев, их цели и идеалы. 

Для того, чтобы продолжать вести свою борьбу на мировом уровне, Виктория снова вернулась в самое сердце Европы, откуда ретранслирует свои нарративы во все уголки мира. И это действительно находит отклик, поэтому работы студии уже входят в личные коллекции звезд Голливуда. К примеру, ценительницей творений стала актриса Кристал Рид, а одно из изделий от Yakusha студии украшает дом звукорежиссера Мадонны. 

Места в Пантеоне

Также автор присоединилась ко многим мероприятиям как участник, куратор или соорганизатор, и здесь лишь небольшой их перечень:

  • Milan Design Week | Curator of CONTINUUM space-time installation | Milan, Италия Milan Design Week;
  • Paris Design Week | Collectible Curated Edition | Париж, Франция
  • Dutch Design Week | Сохраняемые ZTISTA line и clay decor в Kazerne Creative Hub | Каzerne, Нидерланды
  • Design Miami/Basel | ‘Stepping on Ukrainian soil’ | Miami, США
  • Design Miami | Curio ‘The Land of Light’ collection Miami, США
  • Salone Art & Design | Gallerie Philia | Нью-Йорк, США
  • Milan Design Week | Curator of CONTINUUM space-time installation | Milan, Италия Milan Design Week |
  • Stockholm Design Week | FAINA в Fenix ​​Palace и ‘Temperament’ экскурсии по Sahara Widoff | Stockholm, Sweden
  • London Design Fair | London, England
  • Саатчи Галерея — Представление Марии Примаченко музей комплекса в Марии Прымаченко экспозиции | London, England и другие. 

На этих мероприятиях дизайнер громко заявила о том, что именно в украинском наследии остается постоянным, а что, наоборот, меняется очень быстро. 

Изменения, вызванные войной, каждый переживал по-своему, и каждый — не легко. Для Виктории Якуши само творчество стало балансиром, который позволил не застыть, дышать и жить дальше, заново осознавать себя и окружающее. Так родилась новая — еще более сильная — человек и новая коллекция, основным мотивом которой является свет, идущий изнутри. Тот свет, который не способен заглушить какую-либо тьму извне.