Острый юмор и безумная любовь к своей земле — это метафорическое, но от этого не менее мощное оружие, которым пользуется Наталья. Она киевлянка, ставшая главной героиней документального фильма «Цветы Украины» режиссера Аделины Борец. Созданная в украинско-польской копродукции, лента впервые была представлена широкой аудитории на Краковском фестивале. Украинская премьера работы состоится в рамках старейшего в нашем государстве кинофеста — «Молодость». О глубине конфликтов фильма, его особом аудиальном сопровождении и четком нарративе работ режиссера мы пообщались с Аделиной Борец.
Фильм рассказывает о 67-летней Наталье, которая всю жизнь провела на собственном приусадебном участке посреди Позняков. Ее окружают цветы, козы и многоэтажки — казалось бы, рай на земле. Но жизнь складывается так, что Наталья вынуждена бороться с двумя большими угрозами — расскажете, пожалуйста, как именно выстраивается конфликт в ленте?
Вначале мы показываем, как действительно там прекрасно, какой там рай на земле для наших героев. К нутру конфликта подлезаем, заявляя сначала одного антагониста: девелопера, который приходит торговаться с пани Натальей по поводу участка. Женщина над ним прямо смеется. Уже потом приходит большая опасность. И война. Именно это противостояние создает коллапс угрозы. Мы проводим параллели между большой корпорацией против маленького человека и аналогично развиваем метафору на примере борьбы России с Украиной.
«Цветы Украины» снимали три года — думаю, за время съемок накопился довольно большой объем материала. На чем, в итоге, решили сделать акцент? Ведь, будучи честной, название сначала натолкнуло меня на мысль, что в фокусе будет исключительно киевская архитектура и борьба за свое место под солнцем.
«Цветы Украины» начинались 3,5 года назад во время акции протеста на крыше здания Цветы Украины — отсюда и название. За время съемки все изменилось — осталась героиня, с которой мы продолжили работать. Началось полномасштабное вторжение, время точило ленту — можно было бы сделать о Наталье и ее комьюнити целый сериал. О каждом. Но я решила выкраивать истории и фокусироваться исключительно на Наталье — я увидела в ней сопротивление, которое есть у всей нашей нации. Наталья — это неидеальная героиня, как и Украина. Но в нее все равно влюбляешься — потому что чувствуешь себя как дома.
В ленте звучит музыка группы ДахаБраха — чем обусловлен именно такой выбор саунд-сопровождения?
С ДахойБрахой мне посчастливилось сотрудничать еще в начале своей карьеры. Мой первый короткометражный документальный фильм тоже сопровождает саундтрек группы. Работая над «Квітами України», я понимала — музыка ДахиБрахи щемяще и четко описывает темы корней и дома. Она четко воспроизводит то, что у нас внутри — то, что не исчезнет, даже если кто-то придет и это разрушит. Для меня было важно, чтобы этно-мотивы без слов передавали зарубежной аудитории суть нашей идентичности. Мне кажется, что эта музыка идеально подходит фильму — хотя, в то же время, понимаю, что в Украине, возможно, это уже немного приелось, но, надеюсь, что некоторым людям, которые не так сильно в контексте, будет интересно послушать. А те, кто считают музыку ДахиБрахи известной и популярной, надеюсь, найдут что-то новое для себя.
«Цветы Украины» создан при поддержке Польши. Каким образом не украинская сторона повлияла на процесс создания фильма и пришлось ли что-то изменить из-за их комментариев? Какой в целом была реакция польских зрителей на ленту и на буднично-проблемную жизнь Киева без прикрас?
Да, конечно. Лента создана в основном за европейские средства. Украинский Культурный Фонд был одним из первых, кто финансировал этот проект — это было еще во время, когда «Цветы Украины» был идейно другим фильмом и отличался от того, что получилось в финале. Это, мне кажется, единственные украинские средства.
Зрители в Польше очень тепло восприняли эту историю — думаю, для них было сюрпризом посмотреть что-то радостное об Украине во время войны. Они одновременно и плакали, и смеялись. Поэтому, я думаю, это большой плюс «Цветов Украины». Фильм вдохновляет. Все, кто ко мне подходили после показа, благодарили, что эта лента наконец-то дает надежду. Хотя и не без ноты грусти. Нам повезло, что не было сильного влияния со стороны Польского Института или других фондов — все доверяли героине. Нам удалось быстро собрать средства и профинансировать фильм, за что я сильно благодарна.
Ваш игровой фильм рассказывает о пожилом мужчине Степане, который обожает собак. Позволю себе заметить, что в Ваших работах начинает вырисовываться четкий нарратив старший человек + его тесное взаимодействие с живой природой. Что именно Вас привлекает в этих образах? Планируете ли и дальнейшие фильмы выстраивать вокруг этой темы?
Игровой фильм «Внимание, добрый пес!» тоже будет продемонстрирован на «Молодости«. Вы верно подметили, что у меня есть нарратив старших людей — я не хочу романтизировать этот образ, но желаю уделить ему определенное внимание. Меня воспитывали бабушка и дедушка: с годами я замечаю, как пожилые люди медленно прощаются с жизнью. Все становится для них менее интересным. Конечно, примером Натальи из «Цветов Украины» я могу все свои слова перечеркнуть, потому что она совсем другая по натуре. Но в целом, мне кажется, это очень недооцененные в Украине люди, которые очень сильно переживают свою старость. У них маленькие пенсии, о них забывают их дети, они доживают свои годы в одиночестве у себя в селах. Мне от этого очень щемяще и больно.
Также на меня повлияла моя работа: со своей командой я езжу на деоккупированные территории, где остались пожилые люди. Мы работаем с ними, снимаем материалы для иностранных неприбыльных организаций. Эти люди вызывают у меня восторг и удивление — насколько они могут найти в себе силы смириться с бедой, которая всех нас застала врасплох.
Наверное, тема пожилых людей и мой интерес к ней раз за разом проявляется в моих работах потому, что эти люди содержат в себе опыт, о котором можно долго рассказывать. Наши пожилые люди словно научились мириться со своей смертью. Мой фильм «Внимание, добрый пес!», кстати, именно об этом — старший пан Степан пытается смириться со смертью, поэтому берет пожилых собачек из приюта: у него они доживают свои последние дни. Всех приглашаю к просмотру этой ленты также.
Единственный мой фильм, который был не о пожилом человеке — «Райский дом» (2021). Он был наоборот про подростка. В моих будущих планах: нарративы любви. Сейчас я работаю над игровым фильмом о близнецах, также над мелодрамой и документальным фильмом о брейк-дансере, кризис в семье которого сильно влияет на его участие в Олимпийских играх.
Автор: Анастасия Тимусь, член Союза Кинокритиков Украины
Фото: пресс-служба КМКФ «Молодость»