В 2024 году исполняется 100 лет со дня рождения популярного французского исполнителя Шарля Азнавура. Его песни известны не только во Франции, но и далеко за ее пределами. Сын иммигрантов, который рос в бедности, он всего достиг сам в этой жизни. Азнавуру никто не пророчил карьеру артиста, из-за его низкого роста, неприметной внешности и специфического голоса. Впрочем, впоследствии это и стало его характерными чертами, когда он строил свою карьеру. Чтобы почтить память такого великого артиста, режиссерский дуэт Гран Кор Маляда и Мехди Идира снял художественную биографическую ленту под названием «Месье Азнавур». Главную роль в ней воплотил французский актер алжирского происхождения — Тагар Рахим.
12 декабря лента «Месье Азнавур» выходит в украинский прокат. По этому случаю Marie Claire публикует эксклюзивное интервью с актером, который воплотил на экране Шарля Азнавура — с Тагаром Рахимом. Он рассказал об особенностях подготовки к этой роли, многочасовых уроках вокала и музыки, исследовании истории жизни Азнавура и многом другом.
Кем для вас был Шарль Азнавур, прежде чем вы сыграли его? Как вы восприняли предложение воплотить его образ на экране?
Шарль Азнавур всегда был частью моей жизни: его песни сопровождали мое детство, а затем поддерживали меня, когда я приехал в Париж. Я постоянно слушал его музыку. Он вдохновлял меня мечтать, путешествовать, переносил в другой мир.
Первым делом продюсер Жан-Рашид Каллуш, который женат на дочери Шарля Азнавура и инициировал этот проект, рассказал мне о фильме, но не планировал предлагать мне эту роль. В дружеской атмосфере мы обсуждали идеи по кастингу, и я даже не задумывался, что могу воплотить этот образ.
Но однажды, когда я возвращался с заграничных съемок, Жан-Рашид сообщил мне, что Гран Кор Маляд и Мехди Идир собираются предложить мне сыграть Азнавура. Я был поражен и высказал свои сомнения, ведь не видел никакого очевидного сходства между ним и собой.
Из любопытства я начал пересматривать документальные фильмы о нем. Со временем меня очаровали его манеры, его жизненный путь. И я начал замечать мелкие сходства между нами, понимая, что этот образ был не так далек от меня, как я себе думал.
Я, как спортсмен: вызовы пробуждают во мне инстинкт выживания, заставляя отдаваться делу полностью. Поэтому я позвонил Гран Кор Маляду и Мехди Идиру, чтобы сказать, что я согласен!
Вы принимали участие в разных этапах работы над сценарием…
Гран Кор Маляд и Мехди Идир предложили мне этот проект, и мне очень понравилось работать с ними. От версии к версии мы встречались, чтобы обсудить прогресс в написании сценария. Пока они работали над текстом, я погрузился в изучение жизни Шарля Азнавура. Я просмотрел все доступные видео, все фильмы, в которых он снимался; прослушал все его песни.
Я также проводил «расследование» в его семье, которая искренне приняла меня. Я общался с его женой Уллой, второй дочерью Катей, сыном Мишей, сестрой Айдой; ездил в Лос-Анджелес, чтобы встретиться с его старшей дочерью Седой. Они делились своими воспоминаниями, его радостями, страхами, слабостями, сильными сторонами и комплексами. Я задавал им множество вопросов и записывал их ответы.
Этот артист самостоятельно прокладывал свой путь и посвятил себя делу целиком. Он вынужден был строить свою жизнь вопреки трудностям и преодолевать все преграды, которые французское общество того времени ставило перед сыном иммигрантов. Все это сделало его боевым и подняло на вершину.
Задумывались ли вы об общих чертах между вами и им?
Да, и я их нашел, особенно в его отношении к семье, хотя у него это имело другой оттенок, чем у меня. Для него самым важным было обеспечить своих близких материально. Для меня же главное — это эмоциональная безопасность моих детей.
Кроме того, как и Шарль, я сын иммигрантов, выходец из того же социального слоя. Мы оба самые младшие в семье.
Мы — артисты, которые с детства мечтали об этом и стремились разрушить границы, исследовать чужие территории. Мы оба — перфекционисты, что может быть одновременно источником страданий и вдохновения, когда плоды труда приносят удовольствие.
Вы встречались с Шарлем Азнавуром?
Да, однажды. Жан-Рашид пригласил меня на один из его концертов. На сцене он меня поразил. Ему было более девяноста лет, а его энергия только возрастала на протяжении всего выступления — это было невероятно! Он также поражал своей искренностью перед публикой, с которой умел установить дружескую связь.
Как вы работали над таким масштабным проектом? Что вам помогало?
Я всегда вхожу в роль через физичность. А здесь пришлось создавать образ с нуля. Мне пришлось похудеть, чтобы наши силуэты совпадали. Кроме того, у нас разное строение тела, поэтому я должен был изменить свою осанку. Я работал с очень хорошими тренерами: Даниэлем Люкарини — для вокала, и Паскалем Люно — для комплексного подхода.
Также мне нужно было научиться играть на пианино и овладеть чувством ритма, ведь у Шарля Азнавура это было буквально в крови.
Как вы работали над языком и жестами?
Постоянно слушая, как говорит Азнавур, я постепенно начал перенимать его манеру речи. Это удалось быстрее всего. То же самое касалось и осанки: я внимательно наблюдал за каждой деталью в фильмах, интервью. На сцене, во время концертов, его жестикуляция была еще одной важной чертой. Это было что-то уникальное, что он довел до совершенства с годами. Ничто его не останавливало. Он пел на всех языках и даже создал песню на языке жестов! Это показывает, насколько он был открыт к экспериментам. И это еще одна общая черта между нами: я тоже люблю открывать новое и неизвестное. Возможно, мы с Шарлем Азнавуром разделяем определенный страх перед пустотой.
А как насчет танца и пения?
Я брал уроки танца для сцен, которые этого требовали. Но больше всего времени ушло на пение: от шести до восьми часов в неделю в течение шести месяцев, во время съемок я продолжал заниматься вечером. То же самое с пианино — я должен был много репетировать, чтобы выглядеть убедительно. Ведь вопрос дублирования меня в музыкальных сценах даже не стоял! Все сцены с игрой на пианино снимались именно с моими руками. Для того, чтобы выполнить эти планы, а также все музыкальные и концертные сцены, я работал на пределе возможностей… как и Шарль! Этот вызов был частью путешествия, которым стал этот фильм.
Каких ошибок вам нужно было избежать?
Главное было не копировать Шарля Азнавура, чтобы избежать карикатурности. Идея заключалась в том, чтобы мы с ним «встретились» на полпути. Это также касалось грима: мы использовали микропротезы, благодаря чему руководитель по гриму Каате Ван Дам проделала феноменальную работу. Важно было найти баланс между образом и моим собственным восприятием персонажа.
Как и в других проектах, я предложил Мехди и Фабьену дать сценарий на анализ психологу, чтобы получить ее оценку психологии персонажа. Это помогло нам лучше понять неврозы Азнавура, его отношения с семьей, а главное — лишить образ художественной «святости» и увидеть его как обычного человека со своими сильными и слабыми сторонами. Это было чрезвычайно полезно. Я узнал много вещей из его жизни, которые не обязательно попали в фильм, но которые я интегрировал в ДНК своего персонажа.
Костюмы также, вероятно, помогли вам в работе над образом?
Это очень важно! Для фильма я примерил, пожалуй, сотню костюмов. Они отражают разные этапы жизни Азнавура — от бедности до эксцентричности, когда он достиг славы и носил роскошные меха, широкие брюки и другие яркие вещи. Костюмы похожи на экзоскелет: они должны точно отражать персонажа. Я считаю, что работа Изабель Матье над костюмами была просто великолепной.
Как вас направляли Мехди Идир и Гран Кор Маляд?
Я пришел на съемки после шести месяцев интенсивной подготовки. Мехди Идир и Гран Кор Маляд всегда организуют чтение сценария со всеми актерами, даже с теми, кто имеет только одну реплику. Они очень внимательно слушают интонацию каждого. Их работа с актерами начинается именно за столом. Это очень ценно для всех, ведь позволяет лучше познакомиться и прийти на площадку более расслабленными.
Мне не очень нравится много репетировать — я предпочитаю работать непосредственно на съемках, чтобы выкладываться на полную. К моменту съемок мы все были настолько подготовлены, что оставалось лишь настроиться на детали. Они всегда позволяли мне экспериментировать. Когда основные дубли были готовы, мы делали еще один, так называемый «фристайл», где я пробовал что-то новое. Иногда это приводило к неожиданным, но удачным моментам.
Когда у Мехди и Гран Кор Маляда были разные идеи насчет сцены, мы снимали оба варианта, чтобы у них был выбор во время монтажа. Они всегда находили нужные слова, чтобы поддержать актеров. Если кто-то нервничал, они проявляли необычайный такт и понимание. Они четко знают, чего хотят, много работают и обладают редким даром эмоционального интеллекта, который передается всей команде.
<Как вы работали с партнерами? Все складывалось естественно, каждый выкладывался на максимум. С Бастьеном Буйоном (исполнил роль товарища Азнавура — Пьера Роша, ред.) у нас было замечательное взаимодействие. Мы много смеялись, внимательно следили за игрой друг друга, обсуждали сцены после съемок и порой давали советы друг другу. Мне очень понравилось работать с Мари-Жули Боп (исполнила роль Эдит Пиаф, ред.). Ее интерпретация роли Пиаф была впечатляющей и тонкой. Также хочу отметить менее заметных, но не менее важных партнеров — актеров второго плана, которые проявили невероятный энтузиазм и преданность своему делу.
Какой момент на съемочной площадке стал для вас особенным?
Сцена, где я пою La Bohèmeна разных языках в Гранд-Рексе. Это был мой последний день пения, и я наслаждался каждым мгновением. Я завершал долгое путешествие. Казалось, что зрителей это очень тронуло. После песни я бросил знаменитый белый платок, и Мехди подхватил его. Это был замечательный момент.
Каким вы вышли из этого проекта? Чему он вас научил?
Я вышел из него измотанным, но счастливым. Я понял, что способен преодолевать страхи и браться за масштабные вызовы. Это была самая сложная роль, которую я когда-либо играл. После завершения съемок меня переполняли одновременно облегчение и ностальгия. Это было лучшее человеческое приключение, которое я пережил на площадке. Гран Кор Маляд и Мехди Идир работают в дружеской, семейной атмосфере и приглашают всех в этот круг. На их площадке царило настоящее братское единство. Искренняя дружба бесценна. Именно об этом и рассказывает этот фильм.
Что вы чувствуете, когда сегодня слышите песню Азнавура?
Я слушаю ее сердцем, и это сразу возвращает меня к необычайным воспоминаниям. Мое сердце начинает биться быстрее: это чистая радость.