Закрыть
UA
Жизнь

Small Talk: Ярослав Деркач – художник, который придает новые формы традиционным украинским символам

Поделись:

В киевской галерее ЦЕХ (ул. Кирилловская, 69) открылась персональная выставка «Гопак» художника Ярослава Деркача. Серия представляет 15 металлических объектов, символизирующих традиционные понятия украинской культуры. Казак, трембита, мазанка, сабля, сонях – это только некоторые из объектов-символов, которые увидят на выставке зрители. Впрочем, не стоит ожидать привычных изображений: рефлексия автора направлена ​​на переосмысление народных архетипов и трансформацию их в совершенно неожиданные образы, что наслоением смыслов будут побуждать аудиторию к новым прочтениям.

По какому принципу были выбраны предметы, вошедшие в экспозицию «Гопак»?

Если говорить о символах, то я выбирал самые узнаваемые. Трезубец, казак, трембита, флаг, мокоша – всем известные, устоявшиеся образы, однако представлены так, что когда смотришь на них, видишь что-то другое.

В общем, если обращаться к названию, то гопак как танец – это сногсшибательные прыжки, а гопак как метафора в визуальном искусстве – это «прыжки» идей, форм и ассоциаций. Проект «Гопак» – это 15 объектов, которые являются узнаваемыми символами Украины, однако они испытывают метаморфоз и приобретают неожиданные дополнительные смыслы. Если треугольнику добавить селедку, получится «Казак Треугольник», квадрат с ногами станет «Артистой», «Сабля» может продолжиться лабиринтом, а «Трембита» превратится в гвоздь. Трансформация постоянных феноменов – именно это цель проекта. 

Что не вошло?

Вошло все, что должно было войти. Чего не должно быть, того и нет.

Почему вы работаете именно с металлом? Это не самый простой в работе материал.

Металл – интересный для меня материал. Он обладает агрессивными качествами, но может быть и сверхлегким. Металл может обнажить свою фактуру по максимуму, но ее можно скрыть так, что железо теряет все свои признаки и мимикрирует в нужных направлениях. Такие его качества позволяют воплотить любые художественные замыслы.

В целом, за последние 17 лет я прошел путь от фигуративной живописи до работы с объектами. Были эксперименты и с инсталляцией – одна из таких работ – «Подиум», созданная для группового проекта «Спорт» в Литве. (Инсталляция «Подиум» Ярослава Деркача сейчас находится в одной из европейских публичных коллекций – прим. ред). Металл возник тогда, когда стали больнее интересные объекты, чем живопись. В 2014 году я переехал из Луганска в Киев, появились возможности работать с новым материалом.

«Тризуб», 2023

Какие цели вы сегодня преследуете как художник?

Сейчас в арт-процессе меня интересует жанр, который я бы назвал концептуально-ассоциативным, а основной метод, с которым я работаю – это метод лишения. Ассоциация, как известно, возникает тогда, когда одно представление влечет за собой другое. Ассоциации многомерны, потому что любая вещь имеет много измерений. Ассоциации устанавливают связь между всем, в результате чего разнородные явления сливаются в амальгаму (смесь разнородных вещей, идей — прим.ред), а значения становятся бесконечными. Это важно на всех уровнях: идеи, формы и материала. Ну и собственно во времена визуального перенасыщения, в которые мы живем сейчас, я выбираю путь лишения, выбираю минимализм и суровую геометрию, потому что на самом деле самые простые вещи оказываются самыми сложными.

Расскажите ваше первое воспоминание об украинской культуре или о визуальном искусстве. Что это было?

Первые, что приходят в голову, будут отцу исполнения народных песен и его же карикатуры. Мой отец – учитель украинского языка и литературы, он знает миллион украинских песен, и с детства не было ни одного застолья без его упорных исполнений. Что касается визуального искусства, то это тоже связано с отцом – он мастерски и очень быстро делал (да и продолжает делать) карикатуры, которые с детства вызывали у меня смех. Думаю, эти карикатуры и народные песни в родительском исполнении повлияли на меня как можно больше.

Ваш родной город – Луганск. Что вы упоминаете, когда думаете о нем?

Природу, прежде всего. Луганщина и вообще Донбасс – это сплошная степь, невероятно красивая. У нас было очень жарко летом, а зимой ветер такой, что все засыпало. Интересна радикальная природа, лесов много. Была в этом своя романтика – грубая, но все же была.

Какое антивоенное произведение вы считаете шедевром, таким, который смог повлиять на общество и изменить его?

Поистине антивоенными произведениями я считаю те, которые максимально изображают войну — то есть парализующие своей ненавистью и ужасом, а не — упаси бог! — дряблым пацифизмом. В это время война становится тем, чем она есть.

Если брать визуальное искусство, то это прежде всего экспрессионизм, в литературе – возможно, разные трансгрессивные тексты, в музыке – скажем, black metal. Пусть это будет произведение, которое я впервые прочитал на антивоенную и антиутопическую тему — Обезьяна и суть Олдоса Гаксли. А смог ли он повлиять на общество и изменить его зависит от количества прочитавших его…

«Булава», 2023

« Гопак», 2023

imgonline-com-ru-Resize-3FOoAoi0aknlRg.jpg» alt=»» width=»1001″ height=»667″ /> «Калина», 2023

«Казак-треугольник», 2023

Фото: Игорь Васильев, Виктория Бодун

Читайте также: SMALL TALK: ПАВЛО МАКОВ, ХУДОЖНИК ОБ ИНСТАЛЛЯЦИИ «ФОНТАН ИЗНОШЕНИЯ. ВЫСОКАЯ ВОДА»

Также читайте