Разрушенная мозаика «Пожарные» будет восстановлена! Исследуем: за что следует любить украинское архитектурное наследие.
Татаренко Ірина
02 июля, 2023
Поделись:
Главная/Мода/Разрушенная мозаика «Пожарные» будет восстановлена! Исследуем: за что следует любить украинское архитектурное наследие.
На этой неделе громадский резонанс получила новость о разрушенной мозаике «Пожарные» в бывшем павильоне противопожарной безопасности ВДНХ (Экспоцентр Украины). Мзаика была выполнена из редкой дорогой смальты, панно воспевало героизм пожарных, и приобрело новые смыслы в наши дни. Сообщение о действиях об уничтожении украинского наследия киевского фотографа Дмитрия Соловьева за считанные часы получило широкую огласку. Руководство ГСЧС и ВДНХ прислушалось к призыву и пообещало восстановить разрушенное ими произведение искусства в его первоначальном виде, используя уцелевшие элементы оригинала. Радуемся этому решению и вместе с журналисткой Наталией Кушнир a> Итого исследуем за что стоит любить украинское ахитектурное наследие, как научиться его ценить и беречь, а также как найти вдохновение в его красоте и даже замиксовать с современной модой.
(Материал был опубликован в журнале Marie Claire Ukraine.)
Фото: instagram/ukrainianmodernism
В Украине официально насчитывается 401 историческое населенное место. Это вполне юридический термин, который простыми словами означает населенный пункт (город или городок), где сохранилось историческое, культурное и архитектурное наследие. Еще проще – это 401 место в Украине, включая Крым и Донбасс, куда интересно поехать туристам и посмотреть на красивые объекты из прошлого.
Обида в том, что эта цифра указана в постановлении Кабинета Министров 20-летней давности и имеет мало общего с реальностью. Ведь на самом деле в Украине не очень тщательно заботятся как исторические города, так и исторические здания. А стоит, убеждена общественная активистка и основательница ОО «Культура против хамства» Юлия Никитина. Ведь, говорит она, в большинстве городов мира люди приходят в исторический центр – и речь не только о туристах, но и о местных жителях, которым также время от времени нужен глоток красоты. В то же время, мало кому хочется гулять, отдыхать и наслаждаться ею в районах современной хаотической застройки, а именно в это превращаются украинские города.
«Иностранные режиссеры приезжают в Украину снимать клипы, фильмы, рекламу. Им интересны именно наши локации. Нам следует научиться правильно использовать модернистскую архитектуру, чтобы улучшить уровень туризма. И это еще одна причина, чтобы хранить, а не разрушать», — Дана Павлычко, директор Osnovy Publishing.
Старинная архитектура вытесняется новой и современной. Это плохо? Директор международного архитектурного бюро Zaha Hadid Architects Кристос Пассас говорит, что город не может застыть во времени – он должен развиваться и меняться. В то же время, рассказывает архитектор, несколько лет он наблюдает за ситуацией в Киеве и видит здесь много интересных старинных домов, которые, однако, неухожены и разрушаются.
ЧТО НУЖНО ЗАЩИЩАТЬ
В общей сложности за последние лет сто досталось архитектуре всей Украины, которая пострадала и от уничтожения советской властью, и от Второй мировой войны, и от современного строительства, хотя особенно пострадали города Левобережья и Киев, дольше находившиеся под советской властью. Поэтому, говорит архитектор, соучредительница ОО «Карта Реновации» Даша Корба, особенно важно сохранять то, что осталось.
У каждого будут свои критерии важности того или иного объекта. В условиях, когда этот вопрос недостаточно четко урегулирован официально, как рассказывает Даша Корба, законодательство охраняет только здания-звезды. «То есть все другие ценные здания, фоновая застройка, многие объекты модернизма не имеют официальной защиты – фактически у нас легализовано уничтожение целого пласта архитектурного наследия. Например, этот вопрос урегулирован в Польше, пусть и неидеально: там, если здание достигло 100 лет, оно автоматически охраняется законом», – рассказывает она.
Интересно и ценно и более новые здания – в Украине это, в частности, дома в стиле советского модернизма и объекты монументального искусства, которым в последнее время уделяется все больше общественного внимания. Например, о своей любви к ним часто рассказывает Ната Жижченко, посвятившая им клип группы Onuka GUMA. А дизайнерский бренд podyh<< /a> создал коллекцию одежды, вдохновившись модернистской архитектурой Киева.
Как рассказывает искусствовед и исследовательница советской эпохи Женя Моляр, такие объекты создавались в течение короткого 30-летнего периода в условиях жестких идеологических ограничений. «< Начало периода создания украинского советского монументально-декоративного искусства приходится на 1955 г., когда после смерти Сталина кардинально изменился подход к архитектуре: здания стали очень простыми, с большими вертикальными плоскостями, которые и стали использовать для монументальной пропаганды. Это стало новым видом искусства, который базировался на синтезе архитектуры и визуальной составляющей, и все это наложилось на оттепель и движение шестидесятников. Так что сюда присоединились художники, которым было тесно в области очень цензурированного соцреализма. Сложился парадокс: с одной стороны, советские мозаики были пропагандой, а с другой – они стали возможностью для творческого самовыражения ряда ярких художников, среди которых особенно выделялись группа Ивана Литовченко, Валерия Ламаха, Эрнеста Коткова и Владимира Прядко, которые делали оформление Речного вокзала в столице, Иван-Валентин Задорожный, создававший витражи на киевском фуникулере и Домах культуры в Кременчуге и Белой Церкви, Алла Горская, работавшая по всей Украине, включая Донетчину, дуэт Анатолия Гайдамаки и Ларисы Мищенко, а также Галина Зубченко и Григорий Прише много работ в киевских научно-исследовательских институтах и ведомственных инфраструктурных объектах (Институт рака, Институт ядерных исследований, стадион "Наука")», – рассказывает Женя Моляр.
[caption id="" align="alignnone" width="1121"] «20-й век», 1980-е. Автор: Владимир Бовкун. Институт общественного здоровья НАМН Украины, Киев. (Фото: книга Decommunized: Ukrainian Soviet Mosaics, автор Евгений Никифоров.)
Важно, что советские мозаичные панно никогда не были украшением объектов – идея художественного решения зарождалась вместе с архитектурной идеей. Поэтому и беречь нужно не просто панно или картину, а цельный объект. Двумя самыми яркими примерами борьбы за объекты советских времен в Киеве стали мозаика Аллы Горской «Ветер» в киевском ресторане «Ветряк», которое удалось отстоять несколько лет назад, и здание «Цветов Украины», где в самом разгаре судебные баталии между защитниками здания и инвестором.
«Дом Мурашко на Большой Житомирской в Киеве – абсолютно уникален. Давно интересуюсь его судьбой. Там жила одна семья, которая долго не хотела оттуда выселяться. Дом постепенно разрушался, его не раз поджигали. Это подлинная история борьбы. Те жители до сих пор там живут, мы поддерживаем контакт. Дом оставили в покое. Но его судьба, как и других исторических зданий, странна и несправедлива», — Егор Гордеев, ведущий «Завтрака с 1+1», «Твой вечер», продюсер «Твой день».
Коллекция Kyiv modernism, бренд PODYH
Отдельно стоит поднять вопрос советской символики в тогдашних объектах. Естественно, сейчас мы расцениваем их как пропагандистские элементы. Однако, как подчеркивает Женя Моляр, следует быть более умеренными в этом вопросе, ведь это была цена, которую вынуждены платить художники за возможность творить и вообще жить. Когда сын Аллы Горской сказал очень важное мнение: представьте, чем рисковали бы художники, которые тогда не включили бы в свое произведение какой-то советский символ. Кого-то, как Аллу Горскую, физически убивали за их деятельность, кого-то исключали из Союза художников, что фактически означало социальное убийство», – рассказывает она.
Об уникальном кейс рассказывает Ксения Кравцова – председатель правления Фонда АРВМ, который занимается художественным наследием художников Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко. Речь идет о реконструкции Центрального автовокзала в Киеве, который несколько лет назад продали частному инвестору и где эти два художника более 50 лет назад создали свою первую монументальную мозаичную работу.
Как напоминает Ксения, первой реакцией на новость о частном инвесторе был шок, ведь обычно архитектура города не сохраняется в частных руках. «Но мы начали искать выходы на нового владельца, а он в свою очередь искал авторов здания автовокзала и мозаик, стремясь выяснить их ценность», – вспоминает она. Наконец, благодаря совместной работе с архитектором реконструкции удалось практически полностью переработать проект, максимально сохранив мозаики и реставрировав их. Над этим работали как профессиональные реставраторы, так и около 200 волонтеров, а часть мозаик на колоннах выкладывали из оригинальных остатков материалов, которые Владимир Мельниченко сохранил еще с 1960-х. Средства на работы активисты собирали самостоятельно, но часть дал сам инвестор. Более того: впоследствии дал часть денег и на восстановление «Стены памяти» на Байковом кладбище – уникальной монументальной памятки авторства Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко, которая из-за недовольства советской власти была залита бетоном почти сразу после ее создания.
>
ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ
В условиях неэффективных действий власти функцию защиты архитектурного и культурного наследия взяли на себя активисты, которых ежедневно становится все больше и все лучше разбираются в ситуации. Для начала можно просто почитать разнообразные аккаунты в соцсетях и блоги, посвященные как интересным объектам, так и борьбе за них. К примеру, «Карта реновации» имеет курс на эту тему – эти инструкции они выложили в свободном доступе на своей странице в фейсбуке. В конце концов можно прямо спросить совета у тех, кто уже прошел путь борьбы за сохранение какого-то объекта и имеет опыт.
Даша Корба объясняет, что чрезвычайно важен мониторинг объектов и ситуации вокруг них, иначе они попадают в темную зону и выпадают из поля зрения, что позволяет делать с ними что угодно. В то же время, говорит она, следует учитывать, что борьба потребует значительного ресурса – и временного, и эмоционального, и финансового.
«Когда-то мы с коллегами делали проект по созданию информационных табличек – это сразу привлекает внимание к объекту, он перестает быть обыденным и превращается в произведение искусства. Конечно, нужно популяризировать культуру через блоги, аккаунты в соцсетях, издание книг и листовок, отдельные проекты и акции», – рассказывает Женя Моляр.
[caption id="" align="aligncenter" width="1002"] Автор мозаики неизвестен. 1960-е. Специализированная школа №52, Киев. (Фото: книга Decommunized: Ukrainian Soviet Mosaics, автор Евгений Никифоров.)
Чтобы защитить ценные для города или лично для вас объекты, Юлия Никитина рекомендует универсальный, по ее словам, рецепт из трех составляющих: сформулировать свои цели, подготовить доказательную базу и начать регулярно писать об этом в социальных сетях. Чем ярче будут сообщения и акции, тем больше шансов привлечь внимание единомышленников и власть имущих. «Публичность – единственное реальное оружие активиста», – убеждена Юлия.
Как метко заметила Женя Моляр, стоит только один раз обратить внимание, и дальше разнообразные архитектурные и художественные объекты сами начнут проявляться в вашей жизни, даже там, где вы раньше их не замечали.