Людям важна красота. Мы различаем ее в природе, архитектуре, произведениях искусства и других людях и наслаждаемся созерцанием. Гармония и баланс дают удовольствие мозгу.
Однако представления о красоте, преимущественно женской, были и очень изменчивы. Часто они побуждали травмировать тело — например, китайскую перевязку стоп. «Красивые» маленькие ножки были нефункциональными, по ним было невозможно ходить. Сколько женщин от этого пострадало?
Ведь именно от женщин ожидают покорности и соответствия этим стандартам. Отличие осуждается и, по меньшей мере, вызывает удивление, больше всего — агрессию и желание вписать в общепринятый стандарт.
Однажды я общалась с девушкой, которая искренне верила, что выйти из дома без макияжа — это «неуважение к окружающим». Это побудило задуматься — а как отличить красоту для себя и навязанные и чрезмерные практики красоты?
Прежде всего стоит назвать имя крупнейшего монстра — индустрия красоты. Эта злая королева имеет многомиллиардные корпорации из производства и распространения товаров и услуг для совершенствования внешности человека и повышения его привлекательности. Вроде бы все хорошо, если люди сами этого хотят. Но действительно ли сами?
В этих классических социальных рекламах показано, как индустрия красоты сотрудничает со СМИ и рекламной индустрией, усиливает влияние мифа о красоте, придумывает новые требования к внешности, формируя искусственные потребности и привлекая растущая аудитория в потреблении (часто ценой психологического вреда женщинам):
А что по цифрам? Сколько миллиардов стоят все эти товары и процедуры?
По данным Euromonitor International, в странах Западной Европы на косметику и парфюмерию тратят как минимум 120–150 евро в год, в Польше — 90 евро, в Украине — 30– 35 евро.
Компании по продаже косметических средств в США утверждают, что рядовая женщина в возрасте от 16 до 65 лет по крайней мере пять раз в год покупает косметические средства и продукцию по уходу, тратя примерно $43 на каждую закупку, то есть $215 в год. При жизни типичная женщина тратит на косметические продукты минимум $15 000. Если класть эти $215 на стандартный пенсионный счет (например, IRA), то к 70-летию сумма достигнет $100 000.
В среднем 35% женщин ежедневно используют более пяти продуктов для макияжа, а 80% — ежедневно употребляют по крайней мере три средства по уходу за кожей. Каждую минуту в США продают шесть туш для ресниц.
Зачем это все? Согласно исследованию компании Coty, 30% потребительниц воспринимают индустрию красоты как помогающую им быть уверенными в себе, а 70% женщин стремятся с ее помощью что-то изменить в себе или откорректировать.
Это желание быть лучше, чем ты есть, внушает миф о красоте< span style="font-weight: 400;">, утверждая, что женщина недостаточно хороша от природы и требует постоянного совершенствования.
По словам исследовательницы Наоми Вульф: «Красота — это валютная система, как золотой стандарт, состоящий из эмоциональной отчужденности, политики, экономики и сексуальной репрессии».
Миф о красоте существовал всегда, однако распространение набрал с развитием масс-медиа. Это мощный инструмент, который реагирует на продвижение женского движения и замедляет его, разъединяя женщин и устанавливая контроль над их действиями.
Парадоксальность заключается в том, что здесь совсем не идет о том, чтобы все женщины были красивыми. Во-первых, невозможно, чтобы все соответствовали навязанному, искусственно созданному стандарту красоты. Во-вторых, этому стандарту невозможно отвечать вообще, ведь противоречивые требования, диктуемые мифом, специально недостижимы, чтобы даже идеальная, каноническая красавица нашла в себе «недостатки» и понесла деньги в индустрию красоты.
Задача мифа о красоте, считает Наоми Вульф, — отбирать у женщин ценные ресурсы, которые можно потратить на куда более производительные вещи.
Хотя красота — это, казалось бы, лишь один из аспектов жизни, однако миф о красоте работает на более глубоком уровне, контролируя почти все другие сферы — карьеру, здоровье питание, дружбу, отношения, секс.
В профессиональной жизни, например, женщина сталкивается с тем, что ей нужно быть «ухоженной» и ожидает, что будут судить не только за карьерные достижения, но и за то, какой у нее вид. Общество, выполняя роль внешнего цензора, постоянно напоминает женщинам, что вид — важная часть работы, гораздо более важная, чем для мужчин на аналогичных должностях.
Если главной характеристикой женщины должна быть красота, она начинает верить в то, что ее главная функция — эстетически удовлетворять других.
Ритуалы красоты, которые она выполняет, далеко не всегда доставляют удовольствие. Они дорогие, болезненные и требуют много времени, энергии. Однако попавшую под власть мифа о красоте женщину сложно убедить от них отказаться. Даже если партнер любит такой, как она есть, то женщина все еще будет прислушиваться к абстрактному обществу больше, чем к любимому человеку, ради которого якобы должно это делать, согласно тому же мифу.
То есть миф о красоте состоит из многих аспектов, которые часто противоречат друг другу. Это подтверждает, что быть «идеальной» в понимании этого мифа невозможно.
Худшее, что в патриархальном обществе «выше» оказывается женщина, которая больше соответствует «стандарту», поэтому женщины начинают относиться друг к другу как к соперницам. Редко речь идет о соперничестве за конкретного мужчину — гендерная социализация женщин заставляет думать, что мы конкурентки, вне зависимости от обстоятельств.
В любой ситуации внутренний цензор, навязанный нам мифом, неустанно наблюдает за другими женщинами, сравнивая их с нами. Она худее или толще? Какие у нее ноги? Насколько верны черты лица? Нередко можно услышать: «Она столько ест и никогда не толстеет — ненавижу ее!». Что это, если не воплощение работы мифа о красоте?
В мире, где царит миф о красоте, ни одна женщина не выигрывает. Те, кто не вписываются в стандарт, испытывают давление и травлю. Вписывающиеся боятся потерять свой статус. А ведь старение никто не отменял.
Красавицы вынуждены доказывать, что их профессиональные достижения настоящие, а не подаренные мужчинами. Некрасивые люди, согласно исследованиям, имеют несколько меньшие карьерные шансы.
Выигрывает в этой ситуации только индустрия красоты, которая ежегодно зарабатывает миллиарды на эксплуатации мифа.
Остановить этот порочный круг можем мы, женщины.
Как? Прежде всего, отказаться от суждений о внешности других женщин и перестать видеть друг в друге конкуренток. Начать смотреть как на подруг и союзниц.
Следует критически относиться к рекламе продуктов, призванных «делать женщин красивыми», и сосредотачиваться на удовольствии, сексуальности, развлечениях, а не на красоте. >
Всегда помнить, что спрос порождает предложение, а следовательно, сознательное потребление — единственное, что может изменить индустрию красоты и ее влияние на нас.< /p>
Речь идет не только о присутствии производителей на россии, компонентах косметических средств или избегании тестов на животных, а о понимании навязывания мифа о красоте через СМИ и поощрения производителей к честной , разнообразной рекламы без объективизации, дискриминации и попустительства неполноценности.
Текст подготовлен в сотрудничестве с экспертным ресурсом Гендер в деталях.
Авторка Екатерина Косач
Для написания использованы экспертные материалы доктора экономических наук Любови Жаровой «Экономика красоты и ее миллиарды» https: //genderindetail.org.ua/season-topic/tema-sezonu/ekonomika-krasi-ta-ii-milyardi-134156.html
и руководительницы переводческого агентства Наталии Слипенко «Как нами руководит «миф о красоте» «font-weight: 400;»>https://genderindetail.org.ua/season-topic/tema-sezonu/yak-nami-kerue-mif-pro-krasu-134215.html< a href="https://genderindetail.org.ua/season-topic/tema-sezonu/ekonomika-krasi-ta-ii-milyardi-134156.html?fbclid=IwAR1O4Qr5NiYLhuyDrfLGi6H-wrJawAcGS8b
Photo by averie woodard on Unsplash
Читайте также: МОДА ИЛИ БИЗНЕС? ПО МОТИВАМ НЕДЕЛИ МОДИ ВЕСНА-ЛЕТО 2023: КОЛОНКА КСЕНИИ КРЯЧКО