Почему стоит посетить этот спектакль?
В этом спектакле заложено столько тем, столько важных вопросов, месседжей, столько историй и чувств. «Москалица», режиссура Влады Белозоренко по повести Марии Матиос, может, как никогда, актуальна именно в эти дни. Еще в прошлом году автор у себя на странице написала: «Ибо целые клубки змеи шипят со всех сторон на Украину… и нет ни от кого твердой помощи и защиты… и нет надежды ни на кого, кроме самого себя. Ну, точно, как в Москалице». Через год все лишь стало еще острее.
Мы будто снова переживаем те партизанские времена, предчувствие опасности, снова русское войско рядом, давление и угроза оккупации, не знаешь чего именно ждать, агрессия, паника окружает повсюду. Прослеживается цикличность времени, и именно за последний месяц, особенно в эту неделю мы остро это переживаем, что-то созвучно вопросу героев к Москалице «что будет с Украиной?» «Видно в этот раз оно останется здесь навсегда» – речь тогда была о периоде уже после Второй Мировой, однако та самая красная нить протягивается уже в наше настоящее.
Кроме того, это представление о ценностях, о человечности, несмотря на обстоятельства, о жизни одинокой, но сильной женщины, которая, оказавшись в ужасных жизненных условиях, где-то на грани леса, в стуже, одинокая, в старой облупленной конюшне для скота (туда ее выслали военные, «пожалев» и не отправив в Сибирь), где только мыши шуршат и тишина. Страшно представить себя и жизнь в таких обстоятельствах, особенно задумываясь теперь об угрозе внезапной оккупации, необходимости спасаться, остаться без своего дома, каким бы он ни был.
Для меня лично эта история близка еще и тем, что перекликается с историей моей семьи. Бабушка, как и Москалица, жила под лесом и во время войны была связной у партизан, за что ее выслали на 10 лет в Сибирь. Когда же бабушку выслали, ее мама, приказывали «ты никого не измени, никого не выдай, потому что это большой грех, лучше умереть».
А еще – это история переживания человека перед встречей со Смертью. В тексте оригинала появление Белой Девы (Смерти) эпизодично, а Белозоренко выводит ее на первый план, как психолога, который ведя диалог с Севериной о ее жизни, пытается докопаться до настоящей сущности этой старой озлобленной женщины. Собственно, это рассказ о важности Жизни, даже такого маленького, незаметного на первый взгляд человека как Москалица, но совершившего столько добра и отважных поступков. В начале спектакля, рассказывая о жизни и смерти матери Москалицы Екатеринки, Белая Дева говорит фразу: «Ночная катастрофа следа целой человеческой жизни не оставила. И тела узнаваемого на берег не вынесла. Так, будто и не жил человек никогда… не радовался и не плакал, а только был для того, чтобы удобрить землю своим тленом. Вот и вся цена человека». Как это затрагивает. Следует жить так, чтобы все-таки твоя жизнь имела цену, ведь каждая жизнь важна и ценна.
Как ты готовилась к этой роли?
Когда предложили эту роль — было волнительно, увлекательно и страшно одновременно, потому что это была моя первая полностью драматическая роль, да еще такая… большая, непростая, эмоциональная, психологическая, к извращению себя наружу… Но это был вызов себе, а такие я всегда принимаю, потому что это возможность познания и роста.
Я погрузилась в текст, в проведение подобных параллелей с жизнью и судьбами в моей семье, в задачи, которые передо мной поставила режиссер: нужно было параллельно вести две хронологически противоположные линии – одной – историю того, как простая девушка, в силу жизненных обстоятельств. стала именно такой, какой она показана в начале спектакля: острой, ворчливой, немного ругательной, озлобленной (история рассказывается с момента ее встречи в старом возрасте со смертью), а другой — рассказывая эту же историю жизни показать, какой на самом деле светлая и добрая была эта одинокая женщина, если очистить ее от тех нажитых и приобретенных при жизни «толстых шкур» и «лохмить», которые так хорошо ее защищали от человеческих кривотолков, злых языков и сплетен.
«Людей она и не боится, и не сторонится — но пускать к себе не хочет. Время теперь не такое, чтобы кого-то пускать ближе, чем во двор. Так что в душу придется пускать — не в дом».
Сложная работа, но очень интересная. Больше бы таких.
Она, «моя» Москалица, появилась в момент моей большой боли и переживаний, внезапной смерти папы, поэтому, во многом мне удалось очень по-настоящему ощущать ее переживание на пороге смерти, ее страхи, чувства, оттягивание этой последней мгновения… Возможно, к тому, я бы не смогла так понять, почувствовать и передать чувство Москалицы как сейчас… иногда душу рвет.
«.. Сквозь широкое — чуть ли не во всю стену — окно Северина смотрит, как падает снег. Он вертится и увядает, словно бессильный человек, из которого вытекают последние минуты жизни, но еще больше всего хочет задержать свою кончину, поэтому всеми фибрами души сопротивляется Женщине в Белом…»
Это был действительно неоценимый опыт такого крутого обучения и развития, много работы над собой и над своими артистическими навыками, самоуглубление, возможность пережить и прожить, работа с замечательными партнерами…работа и творчество с таким фантастическим режиссером как Влада Белозоренко и над таким крутым материалом Марии Матиос.
Теперь это одна из моих любимых ролей.
Что ты взяла для себя от своей героини? Что привнесла в нее?
Когда работаешь над характером персонажа, то, конечно, ты с ним в какой-то мере срастаешься (или лучше сказать сливаешься?), поэтому потом и говорят, что так органично получилось. Я стараюсь как можно больше углубиться в другого человека и понять его, почувствовать переживания, представить ту атмосферу в которой она жила и перенести это все на сцену. Конечно, у меня с Москалицей есть много эмоциональных и исторических параллельных линий, однако над персонажем пришлось изрядно поработать и она у меня все еще растет, наполняется, развивается, однако – это уже моя Москалица. Очень близка и родная. Иногда коллеги, которые смотрели представление, говорят мне, что не узнают меня в этой роли, особенно на исходе рассказа – такая я там чувственная, открытая, нежная и светлая. Но это тоже я, просто это та частица моей души, которую я позволяю себе открыть только на тот короткий миг на сцене, а дальше снова надеваю свою жизненную броню (все мы так делаем, разве нет). (Смеется.) Такова жизнь. (Смеется.) А еще я обогатила лексику Москалицы своей родной прекрасной западноукраинским диалектом. Такая – аутентичная бабка из леса. (Смеется.)