Спецпроекты now:

Цена роскоши: что такое этические бриллианты и почему о них так много говорятЦена роскоши: что такое этические бриллианты и почему о них так много говорятЦена роскоши: что такое этические бриллианты и почему о них так много говорятЦена роскоши: что такое этические бриллианты и почему о них так много говорят
Sustainability

Цена роскоши: что такое этические бриллианты и почему о них так много говорят

В эпоху, когда уровень социальной ответственности бизнеса играет почти такую же роль, как стоимость его акций на бирже, к брендам приковано максимальное внимание. Принимая это во внимание, ювелирные компании все чаще открывают для себя этические и синтезированные бриллианты – то есть те, которые были получены, не нанося никому вреда. 

Первопроходцы

Бриллиантовый бум охватил планету с конца 19 века – когда ныне международная корпорация De Beers открыла на территории современной ЮАР алмазные рудники. Тогда им очень помогло не только то, что основатель бизнеса, сын английского приходского священника Сесиль Родс, оказался в нужном месте в нужное время. На руку сыграл еще и грамотный маркетинговый ход: рекламный слоган Diamonds are Forever («Бриллианты навсегда»), вбивавшийся на подкорку потребителям даже через фильмы о Джеймсе Бонде и образ Мерилин Монро, до сих пор цитируется и приносит дивиденды ювелирному бизнесу. 

Но со стремительным развитием цифровых технологий и интернета еще одна растиражированная фраза – из песни Мэрилин Монро 1953 года о том, что «лучшие друзья девушек это бриллианты», – стала вызывать у части потребителей серьезные сомнения. Общественные организации и активисты начали наперебой говорить о том, что алмазные рудники забирают не только здоровье, но и жизни тех, кто на них трудится. А деньги, полученные на африканском континенте от продажи драгоценных камней, идут на финансирование кровавых режимов и войн – в то время, как те самые бриллианты сияют всеми гранями в цвете софитов на мировых красных ковровых дорожках. 

Читайте также: ДАЛИ НАЧАЛО: ДИЗАЙНЕРЫ, КОТОРЫЕ ПЕРВЫМИ СТАЛИ ДЕЛАТЬ МОДУ ОСОЗНАННОЙ

В поисках защиты

Поэтому в 2003 году по решению ООН был начат Кимберлийский процесс – система противостояния выходу на рынок так называемых «кровавых» или «конфликтных алмазов». Суть его сводится к тому, что весь путь драгоценного камня от рудника до потребителя четко контролируется, и сегодня все уважающие себя ювелирные бренды с мировым именем являются участниками этого процесса – сотрудничая с поставщиками алмазов, имеющих сертификаты процесса Кимберли.

Тем не менее, для правозащитников и активистов Кимберлийский процесс не является залогом того, что драгоценные камни были получены честным путем и не нанесли вреда ни одной жизни. Так, например, еще в 2011 году международная организация по защите прав человека Global Witness настаивала в своих докладах на том, что уверенности в том, что алмазы поступают не из зон конфликтов и добыты они были не детским трудом как не было, так и нет.

В связи с этим в последние годы в ювелирном деле активно стали говорить об альтернативных этических бриллиантах – то есть, созданных искусственным путем. 

Незаменимых нет

В природе алмаз формируется в мантии Земли на протяжении от 1 до 3 миллиардов лет и оказывается на поверхности вместе с вулканической магмой. В лабораториях же современные ученые выращивают камни, аналогичные по свойствам и внешнему виду, за несколько недель – таков срок создания этического бриллианта весом в два карата. 

По химическим свойствам лабораторные бриллианты идентичны тем, что вышли из недр Земли – они также являются самыми твердыми минералами, а избавиться от них можно только путем специального сжигания при высоких температурах (лабораторный экземпляр просто испаряется в виде углекислого газа). При этом, такие камни еще и в два, а то и в три раза дешевле природных. Но у идеи этических синтезированных бриллиантов есть примерно столько же критиков, сколько и сторонников. 

Новые ценности

Так, например, уже упомянутая выше компания De Beers в одном из своих официальных заявлений отметила, что ценность бриллианта измеряется не только его весом, которого теперь можно добиться искусственным путем, но и историей происхождения и формирования каждого конкретного камня и его эмоциональной нагрузкой – которой, конечно же, абсолютно лишены лабораторные алмазы. 

Вторит им и другой крупный игрок бриллиантового бизнеса – «индивидуалист» алмазной промышленности и основатель сети онлайн-торговли алмазами RapNet Мартин Рапапорт. По его мнению, производители синтетических бриллиантов просто обманывают «ведомых миллениалов», спекулируя на ярко выраженном сочувствии этого поколения проблемам экологии, этики и прав человека. Бизнесмен уверен, что ювелирные компании, которые переходят на этические бриллианты, обманывают своих покупателей, не предупреждая их о том, что уже через несколько лет эти камни будут полностью обесценены. 

В принципе, в вопросе ценообразования с Мартином Рапапортом сложно не согласиться: по прогнозам специалистов, к 2026 году в лабораториях смогут производить до 20 миллионов каратов искусственных алмазов. Настоящих драгоценных камней, конечно, пока добывают в несколько раз больше, но как отмечают эксперты, есть явная тенденция к сокращению этих показателей. А это значит, что со временем рынок будет заполнен лабораторными бриллиантами и их цена будет уменьшаться. 

Читайте также: ПОЧЕМУ ЭЛИЗАБЕТ ТЕЙЛОР НАЗЫВАЮТ КОРОЛЕВОЙ УКРАШЕНИЙ?

Впрочем, как отмечают ювелирные эксперты, не стоит наивно полагать, что любой настоящий природный бриллиант является надежным вложением. Ведь если речь идет о ювелирном украшении, то оно со временем теряет в цене также, как и любые товары люксового сегмента – продать дороже можно только культовые коллекции и то со временем, когда они приобретут приставку «винтаж».

Поэтому противостояние природных и лабораторных бриллиантов все еще продолжается. Однако однозначно не может не радовать тот факт, что в современном мире есть альтернатива. И для тех, кто хочет во всем следовать своим этическим принципам и не покупать помолвочное кольцо с бриллиантом, если не уверен в происхождении этого камня, есть пути решения этого вопроса.  

  • эко
  • Карантин с Marie Claire
  • новый номер
  • Печатные версии журналов
  • MC Shop



Понравилась статья? Оцените:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 4,33 из 5)
Marie Claire - женский журнал  - все о моде, звездах и красоте Marie Claire - женский журнал - все о моде, звездах и красоте
Загрузка...