Уж кто бы говорил: насколько селебрити честны в своей борьбе за экологию?
«Хочешь изменить мир – начни с себя». Эту формулу перемен от Махатмы Ганди знают, пожалуй, все. Кроме селебрити-активистов, занятых пропагандой осознанного потребления. Наш колумнист Роман Щербаков решил разобраться, кто из знаменитостей не так уж свят, как хочет казаться.
С момента, когда западный мир начал переносить производство в Китай и другие страны с дешевой рабочей силой, пролетариат как класс выродился если не полностью, то почти полностью. И вышло так, что леваки, которые сегодня правят умами в цивилизованных странах, задумались: раз больше не удается гнобить проклятых капиталистов за то, что они эксплуатируют рабочих, забирая себе прибавочную стоимость, то нужно придумать для этого какой-нибудь новый вопиющий повод. Благо окружающая действительность сама предлагает отличные варианты.
Мы гадим там же, где живем, и делаем это в таких масштабах, что мир недалекого будущего даже для человека без фантазии рисуется как глобальная помойка. И кто в этом виноват, если не проклятые капиталисты, навязавшие нам бездумное, лихорадочное и неэтичное потребление. Идея простая и понятная – именно поэтому она так легко заходит в головы современным городским невротикам, шведским подросткам с синдромом Аспергера и, конечно, обласканным славой звездам мирового шоу-бизнеса. Потому что, когда ты, например, записал несколько песен, которые стали хитами и принесли миллионы, у тебя в голове (при условии хорошего воспитания) рано или поздно заворошится этот неприятный «червячок», мол, хватит думать только о себе – нужно же как-то передать добро по кругу. И коль выпала честь стоять на пьедестале, то нужно с этого пьедестала обязательно вещать что-нибудь социально важное.
Проблема приходит с осознанием, что как петь и сочинять музыку – ты знаешь. Как играть мимическими мышцами перед камерой – ты знаешь. Как ходить по подиуму и вилять бедрами – ты знаешь. А вот как вещать с пьедестала что-нибудь социально важное – нет. Где-то здесь звезды шоу-бизнеса как раз и попадают в жернова господствующей в мире экоидеологии, из-за чего порой бывает смешно, а порой – грустно.
Осознанное потребление по-королевски
Все мы хорошо знаем эту голливудскую актрису с колючими карими глазками, которая сначала увела рыжего из королевской семьи, а теперь лезет вон из кожи, чтобы стать инфлюэнсером мирового уровня. Без упора на осознанное потребление в этом деле сегодня никак, поэтому Меган Маркл отчаянно топит за этичные бренды, которые изготавливают одежду из переработанных материалов, вроде пионера данного направления – Stella McCartney.
В этой связи особо запомнился тур Меган и Гарри в Австралию, когда они в сжатые сроки посетили 76 официальных мероприятий, на каждое из которых герцогиня принаряжалась отдельно. Использование такого количества шмотья, хоть и переработанного, на одного человека идет вразрез с одним из главных постулатов осознанного потребления – умеренностью. Ну а про минимализм здесь говорить вообще не приходится. В итоге критики обрушились на Маркл с обвинениями, что из-за нее все девушки, мечтающие выйти за принца, становятся жертвами импульсивного шопинга.
Интересно, что Гарри сражается за экологию не менее рьяно. Однажды он сообщил, что заведет с Меган максимум двух детей (потому что каждый ребенок – это человек, а значит – производитель мусора). Гарри – частый гость конференций по климату, что не мешает ему регулярно летать на частных самолетах. Один раз журналисты насчитали четыре таких перелета за полторы недели. Изюминка в том, что во время частных перелетов количество вредных веществ, которые двигатель самолета выбрасывает в атмосферу, в пересчете на человека (если сравнивать с обычными рейсами) увеличивается в шесть-семь раз. Вот такая она – забота о климате по-королевски.
Полеты во сне и наяву
Вообще самолеты – одно из самых слабых мест звездных экоактивистов. Потому что пить воду не из пластиковых, а биоразлагаемых бутылок, вроде тех, что производит стартап Just Water Джейдена Смита, сына Уилла Смита, – селебрити более-менее научились. Носить одежду из выловленного в океане и переработанного пластика, которую, например, создает компания певца Фаррелла Уильямса Bionic Yarn, – тоже не проблема.
Выпустить линию экоодежды и лично съездить в Бангладеш, чтобы проверить, комфортные ли созданы условия для тамошних пролетариев, как это делала Эмма «Гермиона» Уотсон в сотрудничестве с брендом People Tree, – да пожалуйста. Некоторые звезды готовы даже отказаться от святого – процесса зарабатывания денег. Например, группа Coldplay отменила тур в поддержку альбома Everyday Life.
Мы мечтаем о шоу без одноразового пластика и с использованием солнечных батарей,
– объяснил фронтмен Крис Мартин.
Но сегодня осуществить это нереально – вот музыканты и решили взять паузу на два года, чтобы заняться подготовкой экоконцертов в будущем.
При всем при этом отказ от частных самолетов для большинства звезд – реальная проблема. Кэти Перри, чтоб вы знали, не только поцеловала девушку с вишневой помадой, но и записала для Детского фонда ООН ролик о том, как изменение климата вредит здоровью младенцев. А когда ее позвали на экоконференцию в Италию – села на велосипед и два месяца крутила педали, чтобы туда добраться. Шутка. Конечно, она прилетела на частном самолете (интересно, сколько раз она подумала о младенцах во время этого перелета?).
Многие возразят, что польза, которую звезда принесла экопросвещению, превышает вред атмосфере от ее единичного частного перелета. Но потом читаешь пост Ким Кардашьян, которая хвастается, что Кэти Перри выручила ее на Met Gala, срочно привезя на бал… накладные ногти – и входишь в ступор, пытаясь ответить на вопрос: как именно певице удалось по-быстрому добраться в Нью-Йорк из Лос-Анджелеса?
Протест из первого класса
Впрочем, проколы случаются и у тех, кто к аэропортам даже не приближается. В сентябре прошлого года все «нехорошие взрослые», посмотрев новости о Саммите ООН по изменению климата, неожиданно для себя узнали, что где-то в Швеции есть девочка-подросток, которая по пятницам прогуливает школу, участвуя в экопикетах, и, оказывается, это происходит по их, «нехороших взрослых», вине.
Грета Тунберг обвинила сильных мира сего в том, что своими пустыми речами и мыслями только о деньгах они украли ее детство (напомним, шведке повезло родиться в одной из самых благополучных стран мира), а также подвели человечество к порогу массового вымирания: «Как вы смеете?! – с желваками на лице сотрясала воздух Тунберг. – Вы воплощение зла!» Однако вскоре журналисты заподозрили саму Тунберг в том, что и она является воплощением, но только не зла, а лицемерия.
Дело вот в чем: чтобы не замарать климатическую совесть авиаперелетами, Тунберг путешествует по Европе на поездах (а на Саммит ООН она вообще добиралась через Атлантику на экояхте, потому что круизные лайнеры тоже сильно загрязняют атмосферу). И вот в декабре прошлого года Тунберг возвращалась домой с экоконференции в Мадриде и по пути запостила жалостливое фото, где она с кучей чемоданов сидит прямо на холодном полу в тамбуре поезда и с грустью смотрит в окно (вероятно, думая о неумолимом таянии ледников в Антарктиде).
Дорогая Грета, мы рады, что вы присоединились к нам на поезде, который на 100% использует возобновляемые источники энергии. Было б еще лучше, упомяни вы, как профессионально наш персонал обслуживал вас на вашем месте в первом классе…
– отреагировал в Твиттере перевозчик Deutsche Bahn.
Вообще люди, привыкшие ни в чем себе не отказывать, с особой страстью любят призывать окружающих затянуть пояса потуже и заняться самоограничением ради спасения мира. Леонардо Ди Каприо известен как ярый защитник прав животных. Еще в молодости он уговорил стать вегетарианкой Гвинет Пэлтроу и сделал это так убедительно, что она крепко сидит на овощах уже более 20 лет. А в 2015-м Ди Каприо спродюсировал фильм Cowspiracy – документалку о том, что производство мяса вредит природе сильнее выхлопных газов. Выступая в поддержку фильма на Scottish Business Awards, он посрамил ведущего Криса Эванса:
Тебе стоит урезать красное мясо в рационе ради природы.
Интересно, что несколькими часами ранее Ди Каприо видели в мясном ресторане The Chop and Ale House – и это не единственный случай. Журналисты The Sun клянутся, что актер наминал болоньезе на афтепати премии BAFTA, а шеф-повар лос-анджелесского ресторана Workshop Майкл Бекман заявил, что Ди Каприо заказывал у него стейк. Наконец, все мы видели своими глазами, как актер пожирал сырое мясо бизона в фильме «Выживший».
Восстание вымирающих
Другая звезда экрана – Бенедикт Камбербэтч – много раз заявлял, что сидит на веганской диете и не носит одежду из натуральной кожи. Ну, не носит и слава богу – пока актер не лез в экоактивисты, до его личных предпочтений никому не было дела. А потом Камбербэтч принял участие в движении «Восстание вымирающих» – заявился на очередную акцию, когда на Трафальгарской площади в Лондоне активисты приволокли катафалк с надписью: «Наше будущее», и начал позировать для фото с протестующими.
Британские таблоиды тут же принялись полоскать актера за лицемерие, припомнив ему участие в рекламе MG Motor, когда Камбербэтч за рулем автомобиля с двигателем внутреннего сгорания с шиком проехался… как раз по Трафальгарской площади. И даже больше – актер стал амбассадором марки в Индии, где уровень смога уже такой сильный, что скоро единственной возможностью добраться до Тадж-Махала будет продвижение наощупь.
Ситуация сложилась патовая, но тут подсуетились пиарщики «Восстания вымирающих», выпустив пресс-релиз с официальным признанием в лицемерии:
Вы правы, мы не живем углеродно-нейтральной жизнью. Индустрии, частью которых мы являемся, оставляют огромный углеродный след. Все мы застряли в сырьевой экономике, и без систематических изменений наш стиль жизни, наносящий вред климату и окружающей среде, не изменится.
Письмо вместе с Камбербэтчем подписали и другие звезды, вроде Джуда Лоу, Сиенны Миллер и фронтмена группы Radiohead Тома Йорка.
Что ж – это какой-никакой прогресс: раз селебрити постепенно осознают свое лицемерие, есть надежда, что рано или поздно они станут не только громкими проповедниками осознанного потребления, но и достойными примерами для подражания.
Коллаж: Галя Оболенская
Фото: Unsplash.com