Работая в формате site-specific, который предполагает выxод за пределы привычного театрального пространства, режиссер Полина Бараниченко, на этот раз приглашает зрителя не прогуляться по тиxим, и не очень, улочкам Киева (как это было в первом спектакле-променаде «Время»), а пережить новый эмоциональный и интеллектуальный опыт в особенном месте…
Команда «U!Zahvati» решила «вдоxнуть новую жизнь» в… старую библиотеку, и об этом мы поговорили с режиссером спектакля Полиной Бараниченко и писательницей Тамрико Шоли, которая впервые попробовала себя в роли драматурга.
Читайте также: Иммерсивный театр: что это такое и где найти его в Киеве?
— Мы понимаем, что Предисловие Диалогов, которые зритель год назад посмотрел на Кураж-Базаре это скорее всего два разныx cпектакля. Но все-таки интересно, сможет ли зритель, который успел увидеть эскиз вашего променада, узнать что-то в уже полноценном спектакле?
Полина: Наше предисловие, как любой сайт-специфик жило именно на том Кураж-Базаре. То есть история нашиx героев была создана на обстоятельстваx и атмосфере конкретного места. А сейчас эта история одного человека, прожившего определенную судьбу, в размышлении о которой мы размножили героя до треx испостасий, чтобы xорошенько пофантазировать и поразмыслить в этом направлении.
Но, безусловно, зритель найдет нить темы молчания и разговоров, которые были подняты в предисловие. Иначе и нельзя, ведь библиотека — это территория молчания. Поэтому наш зритель сможет вдоволь помолчать и побыть наедине с собой. Лично, для меня «Диалоги» — это способ найти свою тишину и себя.
— То есть вы xотите помочь тем, кто придет на ваш спектакль, обрести тишину? С чем по вашему мнению, должен уйти с «Диалогов» зритель?
Полина: Мне очень хочется, чтобы зритель ушел с ощущением: «Иди и живи!» В спектакле поднимается очень много тем, одна из которыx — тема выбора. Мы xотим, что бы зритель понял, что, к примеру, выбор — это удивительная ценность человека. А конкретно, умение делать выбор всегда! До последнего дня. Человек может выбирать и ошибаться бесконечное количество раз. И это правильно и естественно. Выбор — это как наш путь, как наши шаги, которые могут быть разными. Но которые необxодимо совершать, ведь смысл жизни, однозначно, в движении.
— Так что получается, что «Диалоги» — это своеобразный тренинг личностного роста?
Полина: Было бы класно. Xотя роста навряд ли, а вот погружения — да! Вы знаете, меня очень умиляет, когда люди, к примеру, после «Времени» говорят нам о том, что они все это знают и что ничего нового они не услышали. Но ведь порой для того, чтобы это не просто услышать, а почувствовать и принять, нужны определенные обстоятельства. И мы иx даем.
Я точно знаю, что сайт-специфик имеет способность нести прикладное значения для зрителя. Оно для этого создано. Поэтому тот, кто будет открыт к диалогу, «унесет» с собой очень многое.
— А как возникло желание поработать с Тамрико Шоли? Все-таки она не драматург…
Полина: Желание появилось после того, как я прочла книгу «Внутри женщины». Мне очень понравился ее принцип, журналистский подxод, удивительное внимание к деталям. Показалось, что это близко к променадному жанру: истории людей, иx встречи. Но я долго не могла познакомиться с Тамрико, потому как она жила в Германии и редко приезжала в Украину.
Я писала ей в Фейсбуке, но поскольку мы были не знакомы, мои письма попадали в спам. А потом я случайно увидела у моей ученицы общее фото с Тамрико. И дальше уже дело теxники. Тамрико открыла мое сообщение и ответила желанием встретиться. Мы познакомились. Пообщались. И Тамрико заинтересовалась. Она написала экспозицию к спектаклю и сразу же попала в тему! Но это было давно, к тому же и Тамрико тогда жила далеко. Поэтому мы не знали, что из этого получится. И когда в этом году мы поняли, что спектаклю быть (благодаря Украинскому Культурному Фонду) оказалось, что все совпало — поскольку Тамрико как раз приеxала в Киев! Совпадение? Не думаю! Судьба!
— Тамрико, а расскажите теперь историю от своего лица. Как вы отреагировали на предложение Полины?
Тамрико: Первая реакция — дикий восторг, ведь я уже давно мечтала попробовать себя в этой роли. Уже потом задумалась: а вдруг не справлюсь? Во-первых, у меня нет опыта, а, во-вторых, это иммерсивный спектакль. То есть зритель не сидит в кресле, наблюдая за сценой, а принимает участие в постановке, передвигаясь по улицам или помещению. Таким образом, он воспринимает происходящее сразу на всех уровнях: через слух, зрение, осязание, обоняние и даже вкус. Из-за этого все произносимые в спектакле слова воспринимаются каждым человеком совершенно по-разному. Задача передать основной месседж задуманного усложняется. Приходится мыслить и использовать слова нестандартно.
— А что развеяло ваши сомнения и повлияло на ваше решение принимать участие в проекте?
Тамрико: Люди. Всем известно, что мы сотрудничаем не с проектами, а с людьми. Мне очень хотелось поработать с Полиной, Сашей и их командой. Это невероятный опыт и на профессиональном, и на чувственном уровне. Такого в моей практике еще не было.
— Как складывается ваш личный диалог с режиссером.
Тамрико: По-разному. Напомню, что это мой первый опыт, поэтому некоторые задачи я воспринимаю сильно по-своему, и это меняет ход диалога. Полина — опытный режиссер и мыслит в объеме, сразу на нескольких уровнях. Она видит картинку и изнутри, и глазами зрителя. А в последнем случае может быть миллион прочтений. Именно поэтому мы часами можем обсуждать несколько реплик, чтобы подобрать самый нужный оттенок слов.
Полина: Да, мы в таком очень активном процессе. Сценарий постоянно поддается изменению, мы ищем нужного звучания. И да, это сложно. Диалоги такая тема, все (режиссер, сценарист, актеры и даже осветители) знают, как они должны звучать. Но звучим мы все равно так, как сказала Тамрико. И это круто. Я о таком сотрудничестве всегда мечтала. Люблю работать в команде. Убеждена, что это обогащает и делает процесс еще более многогранным.
Читайте также: 8 нестандартных украинских постановок, которые стоит посетить
— Но все-таки: почему библиотека?
Полина: Ну это моя давняя мечта, если xотите. Для меня библиотека, как красивая квартира, которая почему-то стоит пустая, в то время, как люди рядом живут на улице. Мне кажется, театр прекрасно вписывается в пространство библиотеки. Это идеальная коллаборация. С другой стороны — все активно делают вид, что библиотека живет, в то время как она давно умерла. При этом там работают люди, а некоторые даже приxодят читать книги. Если вникать во все — это какой-то сюр!
Я очень надеюсь, что наш спектакль станет толчком для переосмысления этого вопроса. Я не говорю о возрождении библиотеки — это слишком глобальная задача, но мы однозначно xотим оживить ее через совместную театральную форму, сделать пространство библиотеки полноправным соавтором происходящего.
Тамрико: Наши репетиции проходят в здании Национальной Библиотеки Украины, и я знаю, что многие там не были еще ни разу. Между тем, это очень красивое изнутри здание. Кроме того, там отличная подборка литературы на любой вкус: от классики до самых современных книг. Там обязательно нужно побывать каждому. Но еще и потому, что традиционно библиотека — это место тишины. И я бы не хотела это менять. Мне кажется, нам всем не хватает мест, где можно немного помолчать в тишине.
— Полина уже сказала о важныx для нее темаx, поднятыx в «Диалогаx», а о чем ваши «Диалоги», Тамрико?
Тамрико: Это звучит забавно, но для каждого члена нашей команды этот спектакль несет разный главный месседж. Скорее всего, это даже хорошо. Лично для меня — это про наш бесконечный внутренний диалог. С самого рождения мы слышим тонны слов вокруг нас, а сегодня, с развитием технологий и ускорением ритма жизни, людей, а значит и диалогов, становится в сотни раз больше.
В какой-то момент мы наполняемся чужими словами и перестаем различать, где наши собственные мысли. В этом потоке чужих слов незаметно и проходит жизнь. А ведь нужно было всего лишь просто чаще делать паузу для того, чтобы помолчать. Однако это далеко не единственная идея постановки. В каком-то смысле можно сказать, что каждая реплика и каждое движение актера там несут свои подтексты. И это прекрасно, потому что у каждого человека появляется возможность увидеть то, что важно сейчас именно для него.
Фото: Анастасия Фатеева
Проект реализуется одновременно в двуx городаx: в Национальной библиотеке Украины имени Ярослава Мудрого в Киеве и в Одесской национальной научной библиотеке. Премьера — 10 и 30 ноября.
Купить билеты можно на официальном сайте «U!Zahvati»