Закрыть
UA
Мода

Итоги кинофестивального 2018 года

Поделись:

FreeSentsov, «Донбасс», борьба за гендерное равенство: каким был кинофестивальный 2018 год.

В 2018 году в киноиндустрии произошла череда значимых событий, которые так или иначе повлияли на общество в целом. О переменах в мире фестивального кино и о самых главных его событиях в уходящем году специально для Marie Claire рассказала генеральный продюсер Одесского международного кинофестиваля Юлия Синькевич.

Юлия Синькевич — генеральный продюсер Одесского международного кинофестиваля

 

Смена директоров фестивалей

Два года Берлинский кинофестиваль держал интригу, кто же будет возглавлять киносмотр после того, как закончится контракт с Дитером Коссликом, занимавшем пост директора 16 лет. В ноябре 2017 года 79 ведущих немецких режиссеров, среди которых Марен Аде, Кристиана Петцольд, Фатих Акин, опубликовали открытое письмо, в котором говорили о системном кризисе Берлинале и требовали смену концепции и руководства фестиваля. Руководство обвиняли в том, что фестиваль утратил свое художественное значение, делая акцент на социально-политическом аспекте. Оставались неясными критерии отбора фильмов в программы, фестиваль игнорировал новые тренды и тенденции.

Работники киноиндустрии были услышаны, и на смену Дитеру Косслику придут сразу два человека. Художественным руководителем станет Карло Шатриан, который с 2013 года возглавляет кинофестиваль в Локарно, а исполнительным директором — Мариэтт Риссенбик, которая руководит компанией German Films. Шатриан и Риссенбик приступят к исполнению обязанностей с 2019 года. Соответственно, в Локарно тоже новое назначение. Директором стала Лили Хинстин.

Читайте также: Лучшие документальные фильмы 2018 года

 

Кадр из фильма «Донбасс»

Триумф украинских фильмов

Украину в Каннах представляли сразу две работы и обе были отмечены наградами. Главной премьерой была трагикомедия Сергея Лозницы «Донбасс», снятая в копродукции Германии, Украины, Нидерландов, Франции и Румынии. Это картина, которая выворачивает войну на востоке Украины наизнанку, показывая дикость происходящего. Фильм был показан в рамках второй по важности конкурсной программы фестиваля «Особый взгляд» и удостоился приза за лучшую режиссуру.

Вторая картина — «Женщина на войне» совместного производства Украины, Франции и Исландии. В «Неделе критики» фильм отметили за музыкальное оформление.

2018 год для украинского кино стал действительно международным. Вышло несколько копродукционных фильмов, множество картин были показаны на крупных фестивалях и завоевали награды. К примеру, премьера фильма Марыси Никитюк «Когда падают деревья» состоялась в Берлине в секции «Панорама». Эта же картина «поехала» на кинофестиваль в Гоа, где была отмечена исполнительница главной роли Анастасия Пустовит как лучшая актриса. Главную награду за лучший фильм забрал «Донбасс», а «Вулкан» Романа Бондарчука, который также был показан в Карловых Варах, завоевал специальный приз жюри параллельной конкурсной программы режиссерских дебютов. Документальное кино не отставало. На Канадском международном фестивале документального кино Hot Docs показали фильмы «Папа — мамин брат» и «Ленинопад».

Читайте также: Номинанты на «Золотой глобус»: список лучших фильмов 2019 года

 

Акция в поддержку Олега Сенцова на Берлинском кинофестивале

 

Поддержка Олега Сенцова

В 2018 году внимание мировой общественности было приковано к незаконно заключенному в России украинскому режиссеру Олегу Сенцову, который 145 дней голодал с требованием освободить всех украинских политзаключенных на территории РФ. Еропейский парламент вручил ему премию «За свободу мысли» имени Андрея Сахарова. В поддержку Олега Сенцова выступила, в частности, Европейская киноакадемия. Около двух тысяч работников киноиндустрии по всему миру, среди которых Аки Каурисмяки, Кшиштоф Занусси, Майкл Ли и другие кинодеятели, подписали обращения к правительствам своих стран с просьбой освободить Сенцова.

Кинофестивали тоже пытались обратить максимальное внимание на украинского политзаключенного. На экране Каннского кинофестиваля появился баннер с надписью: «Владимир Путин — президент России до 2024 года. Олег Сенцов — заключенный России до 2034 года. Немедленное освобождение Олега Сенцова!» Во время открытия Берлинале его директор Дитер Косслик, призывая освободить корреспондента Die Welt из турецкой тюрьмы, вспомнил и про Олега Сенцова. «Надеюсь, мы сможем достичь того, что вскоре они будут на свободе», — сказал тогда Косслик.

Члены жюри Венецианского кинофестиваля, в свою очередь, призвали власть РФ освободить Олега Сенцова, назвав его незаконно заключенным. Под обращением подписались Наоми Уоттс, Кристоф Вальц и председатель жюри Гильермо дель Торо.

Одесский кинофестиваль создал специальный интернет-проект #FreeSentsov с целью распространения информации о судьбе режиссера. На церемониях закрытия и открытия фестиваля в зале Оперного театра для Сенцова было зарезервировано символическое место. А все показы ОМКФ открывались роликами в поддержку режиссера. Кстати, российские фестивали тоже не стояли в стороне. Освободить голодающего Олега Сенцова призывали участники «Кинотавра», а члены жюри назвали процесс над украинцем «сугубо политическим».

 

Движение за гендерное равенство

Этот год ознаменовался движениями за права женщин. Начавшееся в 2017 году движение #MeToo привела продолжилось в Германии движением iamnotyourdoll. Фестивали оставались в центре этих событий. В мае в Каннах прошел женский марш. Держась за руки, 82 женщины, среди которых были Кейт Бланшетт, Сальма Хайек, Леа Сейду, Джейн Фонда, Марийон Котийяр и Кристен Стюарт, прошлись колонной по красной дорожке и выстроились на лестнице. Число выбрано не случайно — оно символизирует количество женщин-режиссеров, которые представляли свои фильмы в рамках конкурсной программы фестиваля за всю его 71-летнюю историю. Причем картин мужчин-режиссеров за это время было 1688. 

О гендерном равенстве говорили и на Одесском кинофестивале. Была проведена конференция «Cinema: Backstage. Гендерное равенство — миф и реальность», в рамках которой обсуждалась ситуация нарушения гендерного баланса в индустрии. В кино работает много женщин, но лишь малая их часть принимает ключевые решения, находится на высших позициях. Остается нерешенным вопрос с равной оплатой труда, условиями работы для матерей и так далее. Об этом нужно говорить, чтобы найти пути решения проблемы, не замалчивать ее. Понемногу фестивали начинают следить за балансом фильмов, представленными мужчинами и женщинами, а также за гендерным балансом в жюри.

Читайте также: Главные события, по которым мы запомним 2018

 

Борьба с Netflix и Amazon

Многие считают, что такие платформы как Amazon и Netflix поменяют глобальную систему дистрибуции фильмов. Одной из основных тем в Каннах было противостояние кинофестиваля и компании Netflix. В 2017 году директор киносмотра Тьерри Фремо заявил, что в конкурсных программах Канн могут участвовать только те фильмы, которые в дальнейшем выйдут во французский прокат. Берлинский кинофестиваль занял аналогичную пощицию, а вот Венецианский не побрезговал и включил в свои программы фильмы стриминговых сервисов. Так что пока нам остается следить за отношениями между компаниями и фестивалями, лишь пытаясь предугадать исход противостояния.