Сегодня героиней нашей рубрики «Girl power» стала Юлия Орлова — генеральный директор издательства Vivat. В этой сфере Юлия больше десяти лет и знает, какие книги предпочитают украинцы и как заинтересовать читателя. Кроме того, наша героиня — не только успешная бизнес-леди, но и мама, жена и идейная вдохновительница большого коллектива.
Мы спросили у Юлии Орловой о главных принципах в работе издательства Vivat, ее пути в большой издательский мир, подборе сотрудников, культуре чтения украинцев и о том, каково быть женщиной на руководящей должности.
Практически всю жизнь я была связана с книгами.
На протяжении 11 лет руководила собственным бизнесом, издательством «Аргумент-Принт». А шсть лет назад произошло слияние «Аргумент-Принт» с фирмой «Пеликан» — так родился Vivat. Сейчас наше издательство, входящее в ГК Factor, — одно из крупнейших в стране, оно успешно работает и развивается.
Но это сейчас. А тогда, в 2013, время для запуска нового бизнеса оказалось не самым удачным. Создание издательства совпало во времени с переломными событиями в нашей стране — революцией, потом войной. Это был серьезный вызов. Тогда мы издавали большую часть книг на русском языке, активно реализовывали их в Донецкой области, в Крыму. С началом войны эти два региона, приносившие значительную часть доходов, отпали. Зато осталась колоссальная дебеторская задолженность наших бывших партнеров в этих областях. Деньги нам так и не вернули. Со временем мы поняли, что о них можно просто забыть.
Недооценивать женщин — большая ошибка.
Тогда нам пришлось полностью трансформировать бизнес, причем в кратчайшие сроки. Мы полностью изменили издательский портфель и систему дистрибуции. Стали издавать книги на украинском языке и ориентироваться на центральную и западную часть страны. Для всего украинского бизнеса это было тяжелое время. Но Vivat «выплыл».
Сейчас я, конечно, сталкиваюсь с затруднениями: идейными, кадровыми, системными. Но я не воспринимаю их как проблемы, скорее, как вызовы. Преодолевая их, получаю колоссальное удовольствие — это мой «двигатель», источник энергии и вдохновения.
Действительно выбивает из колеи, пожалуй, только потеря важных и нужных сотрудников. Они оставляют после себя пустоту, которую очень трудно заполнить. Во всех смыслах.
На протяжении 11 лет я была собственником бизнеса, вот уже шесть лет являюсь генеральным директором издательства Vivat. В этой связи о дискриминации либо о каком-то ущемлении моих прав со стороны коллег говорить не приходится.
Как раньше, так и сейчас мужчины (партнеры, конкуренты) часто недооценивают женщин. И это здорово!
Это дает колоссальное преимущество, которым лично я активно пользуюсь. Я слушаю, задаю вопросы, получаю максимум полезной информации. И использую ее таким образом, что оппонент со временем понимает: женщин недооценивать не стоит.
Вообще, недооценивать женщин — большая ошибка. Ведь женщина становится на тропу войны (конкурентной, в частности) лишь тогда, когда уверена в своей победе. Женщина намного продуманнее, в голове у нее всегда есть план Б, сразу несколько выигрышных стратегий. Мужчина же ввязывается в борьбу в любом случае, часто не просчитывая шаги наперед. А значит, рискует остается позади своей недооцененной соперницы.
То, как к тебе относятся зависит от того, как ты себя ведешь.
В этом смысле мне повезло: еще в юности я получила и усвоила хороший урок. Я была на важных переговорах вместе с моим коллегой-мужчиной. Это были очень продолжительные, трудные, стрессовые переговоры. Я устала, перенервничала. В какой-то момент в ответ на неприятную реплику я просто выскочила из комнаты переговоров в слезах.
Разумеется, я рассчитывала, что коллега после встречи станет меня утешать, но вместо этого он лишь сказал: «Никогда не смей плакать на переговорах. Если взялась играть во взрослые игры – веди себя по-взрослому». Вначале я обиделась, но позже поняла, что эта фраза была наилучшим проявлением поддержки. С тех пор я ни разу не позволяла себе эмоциональные проявления на деловых мероприятиях. В любой ситуации остаюсь коллегой, партнером, руководителем.
Ни моему мужу, ни моей дочери дома не нужен директор. Потому переступая через порог, я играю другую роль – роль партнера, соратника, помощника.
Для меня важно, чтобы мои близкие видели во мне человека, который всегда будет на их стороне. Мы с моей семьей всегда должны быть в одной лодке. Это залог существования крепкой семьи.
Разумеется, мы можем быть не согласны с друг другом, можем спорить. Но в глобальном смысле мы всегда — соратники и партнеры, всегда заодно.
Непрофессиональные люди не могут делать хорошие книги!
Для меня существуют четыре ключевые характеристики человека, сотрудника.
Первая – вовлеченность. Мне важно, чтобы человек был увлечен тем, что делает, важно видеть, как горят его глаза во время работы. Потому самая неприятная реплика, какую я только могу услышать от своего сотрудника — это «я сделаю так, как вы скажете». Я воспринимаю это как знак равнодушия.
Вторая важнейшая характеристика — это честность. Она относится к тем качествам, которые я ценю больше всего не только в сотрудниках, но в людях вообще. Честный человек не станет присваивать себе лавры, выдавая работу всего коллектива за свою. Честный человек всегда найдет в себе силы признать неправоту, сознаться в ошибке. И через это легко можно переступить — кто из нас не ошибается? Через обман, неискренность переступить куда сложнее.
Отсюда проистекает третье качество, которое я ценю в подчиненных. Если коротко, это следование принципу «быть, а не казаться». Знаете, ведь я даже не веду страницу в Instagram как раз потому, что мне кажется, эта социальная сеть основана на обратном принципе — «казаться, а не быть».
Ну и последнее качество, по очередности, но не по важности, конечно, это желание развиваться.
Заметьте, я ни слова не сказала о профессионализме, который важен в любой сфере, а в нашей и подавно. Ведь непрофессиональные люди не могут делать хорошие книги! Но знаете, ведь никто не рождается профессионалом, им нужно стать. И для этого, на мой взгляд, этих четырех личностных характеристик как раз достаточно.
По правде говоря, на резюме я вообще не смотрю. Даже считаю их пережитком прошлого.
Что может сказать мне фото человека? Ничего. Я не выбираю сотрудников исходя из их внешности, гендерной принадлежности, возраста или религиозных воззрений. Потому персональные данные, которые обычно указываются в резюме, мне неинтересны.
Что касается предыдущего опыта, для меня не столь важно, что человек сделал в других компаниях. Мне важно, что он сделает в моей, то есть я хочу понимать, кем он является сейчас. А сделать какие-либо выводы об этом можно лишь после личной встречи. И хорошо, если этой встречи будет достаточно, чтобы сделать верное заключение. На собеседовании я обращаю внимание на личностные характеристики в первую очередь.
Не люблю, когда человек пытается себя «продать». Не люблю, когда достижения организации, в которой он работал, выдает за свои собственные. На собеседовании несложно обмануть, я это понимаю. Но уже в первые недели работы, все становится на свои места, становится ясно, что на самом деле представляет из себя сотрудник.
В этом плане очень больно обжигаться. Когда я принимаю на работу нового человека, представляю его команде, коллегам, которые рядом со мной многие годы, они мне доверяют. Они рассчитывают, что новый сотрудник соответствует тем ценностям, которые мы исповедуем, подходит по человеческим качествам и по духу. Потому, когда люди разочаровывают, я огорчаюсь не только потому, что допустила ошибку, но и потому, что подвела команду.
Главные ценности в коллективе издательства Vivat — честность и вовлеченность. Это главное.
Для наших людей книга — это в первую очередь польза.
У нас в стране складывается достаточно интересная ситуация в плане читательских предпочтений. Во всем мире, в США, в Европе, люди читают ради досуга, чтобы отдохнуть, расслабиться. Потому в большинстве стран самые популярные книги — художественные.
В Украине, к сожалению, наоборот. К сожалению потому, что читательские предпочтения нации продиктованы в первую очередь реалиями жизни в стране, политизированной, переживающей социальный кризис. Потому для наших людей книга — это в первую очередь польза. У нас куда большим спросом по сравнению с романами, с художественной литературой, пользуется non fiction сегмент: книги о бизнесе, саморазвитии, психологии. К сожалению, не теряют популярности книги по самопомощи, самолечению — это тоже маркер. В Европе и США такой ситуации нет.
Задача №1 для нас сегодня — издать книгу, которая заинтересует человека, который в принципе не читает.
Могу отметить, что для современных украинцев книга — все еще хороший подарок. Спрос на подарочные издания есть, он немаленький.
Изменить эту культуру и приобщить уже взрослого и состоявшегося человека к чтению можно. Для этого нужно совсем «немного» — вызвать интерес. Задача №1 для нас сегодня — издать книгу, которая заинтересует человека, который в принципе не читает. Для этого пробуем новые форматы, ищем необычные темы, следим за тенденциями в бизнес-сообществе, чтобы издавать литературу, соответствующую последним тенденциям.