Закрыть
UA
Жизнь

Как снимать клипы для известных артистов. Правила профессии от режиссера Тараса Голубкова

Поделись:

Тарас Голубков – украинский режиссер, которого вы могли знать по клипам для MONATIK, “Скрябина”, Артема Пивоварова, Melovin или FoSho. В свое время начинал свой путь с Художественной академии как иллюстратор, а сегодня его работы набирают до 80 миллионов просмотров. 

30 сентября исполняется 7 лет с даты премьеры первого музыкального клипа Тараса и начала карьеры клипмейкера. Специально для Marie Claire к профессиональной годовщине расспросили режиссера про его 7 основных правил работы с поп-артистами. 

С FOSHO

1. Создавайте сценарий клипа только после знакомства с артистом и его музыкой

Для меня всегда важен артист. Это касается работы с любым исполнителем – начинающим или топовым, дебютантом или тем, кому нужен ребрендинг.

Артист для меня – это ядро не только в рамках клипа, а еще и всего действия, настроения и энергии. Даже если он не появляется в самом клипе. Основная идея и концепция создается только тогда, когда я лично узнаю автора. Особенно это касается топовых артистов с историей, или когда мы делаем ребрендинг. В любом случае идет столкновение с почерком исполнителя, его вайбом и с тем, что он транслирует. В таких случаях очень важно личное общение.

Мы все меняемся – сегодня одни, а завтра другие и крайне важно перед запуском работы понимать, чем человек живет, чем дышит, чего хочет и какое у него настроение и планы на будущее.

Читайте также: САША САМСОНОВА О СОТРУДНИЧЕСТВЕ С СЕСТРАМИ КАРДАШЬЯН, ВИДЕНИИ КРАСОТЫ И МЕЧТЕ СНЯТЬ ФИЛЬМ

Поэтому всегда, когда начинаю писать сценарий и креативить, пользуюсь своим первым правилом и знакомлюсь с артистом. Мне нужно пообщаться с человеком, уловить его настроение, обменяться референсами. 

Отталкиваясь от этого, я буду предлагать свои варианты сценария, что же это может быть и как выглядеть.

Следующий  фактор, от которого я  отталкиваюсь в своих идеях и сценариях – это музыка артиста.  Я никогда не использую идеи или концепции из заготовок или шаблонов. Меня часто об этом спрашивают, но я понял, что такому принципу следовать просто не могу. Мне обязательно нужно прочувствовать самого человека и его творчество, а потом придумывать идею. Иначе это превращается просто в математику. 

На съемках клипа «Дежавю/Позови» Артема Пивоварова

2. Заразите артиста идеей 

Очень важно “заразить” артиста своей идеей. Попасть ему прямо в сердце.

Нужно очень тщательно подготавливаться к этому процессу, набраться терпения и погрузить человека в вашу атмосферу, очень детально рассказав о процессе, вашей концепции и идее. Артисты – это всегда творческие люди, которые загораются идеями. Вам нужно так задеть их своими работами и концепциями, чтобы они влюбились в них. 

3. Пишите собственные сценарии

Я приверженец того, чтобы работать по своим сценариям и идеям. Это не значит, что я абсолютно не слушаю артиста и не учитываю его желаний. Совсем нет, мы всегда в диалоге с артистом и он в любой момент может высказать свои пожелания и предложения. Но если говорить рекламным языком – я работаю по брифу. Бриф очень нужен и полезен. Бриф “делайте, что хотите” – это тоже бриф.

Мне сложно работать по готовым сценариям, где расписана каждая минута и действие, каждый спецэффект и костюмы для балета. Потому что когда я не могу ощутить все нюансы, я рискую не воплотить идею в жизнь так, как видел это другой человек. Для меня важным правилом является то, чтобы работа была выполнена именно по моему сценарию, относительно того брифа, который мне дают.

На съемках клипа для FOSHO

4. Хореография и синхроны – в первой половине съемки

Я советую всегда стараться снимать хореографию в первой половине съемки. 

Я понимаю, что это не всегда получается с учетом тайминга, света и локаций. Но это моя рекомендация – хотя бы большую часть хореографии снимать в первой половине съемочного процесса.

Если есть важные синхроны, где предполагаются крупные планы артиста, когда он поет – их нужно тоже снять в первой половине съемок. Не стоит оставлять такие материалы на вторую половину или конец рабочего процесса. Мы все люди и все устаем, поэтому лучше снимать эту часть клипа в самом начале.

Читайте также: АЛАН БАДОЕВ ОТ «А» ДО «Я»

На съемках клипа SLEZA «Проблема»

5. Будьте точно уверены в каждой своей сцене 

Пятое правило касается сценария – я должен четко быть внутри себя уверен в каждой сцене. Процесс отбора делится на две части: этап написания сценария и этап раскадровки. 

Сначала ты рассматриваешь историю в контексте тех сцен, через которую ты ее рассказываешь. Все ли сцены нужные? Все ли правильно рассказаны? Все ли достаточно яркие и нужные с режиссерской точки зрения? Нужно сразу ответить на эти вопросы и максимально хладнокровно отсечь лишнее, чем снимать все подряд, а потом на этапе монтажа выбросить.

На этапе раскадровки мы историю иллюстрируем и переводим в кадры, ракурсы, понимаем, как именно это будет выглядеть. На этом же этапе ты понимаешь хронометраж и поместится ли твой визуальный ряд в трек. Возможно, какую-то сцену можно показать одним кадром, а не тремя, как задумывал. Можно даже брать нарисованные кадры и попробовать собирать их в видеоряд под музыку. Это тоже дает примерное понимание. На втором этапе ты еще раз себя проверяешь по сценам, все ли они нужны с режиссерской точки зрения. Рассказывает ли эта сцена твою историю. Яркая ли она? Имеет ли она право оставаться в видеоряде? Если такие вопросы или сомнения все же остались, то будьте готовы к ЧП на площадке. У вас не должно быть фраз “посмотрим, будем ли успевать” или “решим на площадке”. Все вопросы нужно решать “на берегу” на этапе раскадровки, когда вы с оператором и со всей командой пройдетесь по точкам, где все будет происходить. Вы можете импровизировать, но когда у вас есть четко спланированная основная история и вы можете позволить себе эксперимент, к которому все готовы. Это не экстренная ситуация. А экстренные ситуации возникают, когда вы откладываете принятие решений на потом.

6. Детализируйте сценарий

Даже самый абстрактный сценарий я стараюсь сделать максимально детализированным. Нужно зафиксировать всю основу до начала съемок. 

Если это хореография – максимально проработать все движения на репетициях, сделать раскадровку с оператором. 

Конечно, нужно оставлять место для спонтанных решений, ведь площадка всегда диктует свои правила. Иногда можно представлять съемку по-своему, а на деле, в кадре это смотрится совсем иначе. Тогда мы пытаемся найти максимально визуально выгодное решение уже на месте.

Читайте также: КУЛЬТУРНЫЙ КОД РЕЖИССЕРА ГЕРМАНА НЕНОВА

Чтобы вся работа была слаженной, я изначально обрисовываю картину действий и каждого члена команды посвящаю в курс дела. Таким образом команда углубляется в процесс все больше и больше и имеет лучшее представление о проекте и финальной картине. 

Раскадровка всегда дает более предметное понимание вещей, с ее помощью людям легче ориентироваться. Это можно сравнить с передвижением по городу: когда ты знаешь улицы города – ты быстрее доедешь до нужного места, но не зная всех дорог, ты начнешь петлять, а путь станет гораздо длиннее.

7. Будьте требовательными

Нужно быть требовательным к себе, к продукту, который вы производите и к команде, с которой работаете. Тогда люди в команде будут чувствовать это. 

Как правило, топ артисты максимально требовательные, нужно это принимать и понимать. Вам отдают трек, в который было вложено много сил. Автор передает вам свое творчество. Стоит вести проект так, как будто ты снимаешь клип для себя. Требовательность должна быть ко всему: начиная от идеи и локаций, заканчивая дедлайнами. Как только артист видит, что вы тоже живете в таком подходе, то сразу чувствует это и начинает доверять вам. Если этого не происходит, то могут возникать какие-то конфликтные ситуации, недоразумения и т.д. Именно поэтому нужно возвести в привычку ответственность к процессу и  работу на максимум. 

Также читайте