Колумнист Marie Claire Светлана Давыденко —куратор выставок в Европе и Украине, рассказывает о молодых художниках, с которыми познакомилась за последние несколько лет. Ее первая колонка о немецком художнике Вольфганге Гантере, который использует бактерии как краски и невольных соавторов своих работ.
С Вольфгангом Гантером мы познакомились в прошлом году на групповой выставке в Берлине. После он пригласил меня к себе в мастерскую обсудить совместный проект в Киеве. Предварительно ознакомившись с его работами и имея некоторое представление о технике, я все же не могла и предположить, что меня на самом деле ожидает. Первое, что производит впечатление, это не сама мастерская, где Вольфганг завершает свои работы, сканирует и печатает их, а именно вход в лабораторию.
Следует сказать, что как куратор я часто бываю в студиях художников и скульпторов, но тут даже я застыла от страха у открытых дверей не решаясь войти. Немного опасная, с отталкивающим запахом «параллельная вселенная» художника, где происходят микробиологические опыты и поиск новых видов бактерий с идеальными формами и цветом. Колоссальная работа стоит за уже понятными зрителю произведениями, которые можно увидеть, например, в берлинском Futurium.
Что же на самом деле тут происходит?
Вольфганг заинтересовался процессом разложения после переезда из Карлсруэ в Берлин. По стечению обстоятельств привезенные пленки он оставил в ведре с водой, и фотоэмульсию стали поедать микроорганизмы, значительно изменив первоначальную картинку.
Уже понимая, что определенный штамм по-своему влияет на изображение и цвет, художник начинает выращивать бактерии самостоятельно. Сам процесс оказался сложным и опасным, поэтому Вольфганг едет на обучение к биологам, чтобы освоить управление процессом развития бактерий, и достигает невероятных успехов. Ученые идут ему навстречу, а музеи позволяют снимать на пленку картины Пикассо, Дюррера, Да Винчи и других классиков, даже зная, что позже на фоторепродукции картин будут подсаживать бактерии и следить за процессом разложения и уничтожения их копий.
Каждый день художник фиксирует процесс, который может занять месяцы и даже годы. На его выставках обращаешь внимание на гору уже использованных диафильмов. В такой момент зритель понимает, какая невероятная работа была проделана художником на пути к поиску идеального для него изображения. Процесс интересен еще и тем, что результат непредсказуем. Влияние на великие картины крошечных организмов, создающих свою жизнь, свою реальность, наблюдаемое под микроскопом и зафиксированное художником, преподноситься зрителю в неожиданных и впечатляющих масштабах. Все это вовлекает и погружает нас в мир эстетики изменений и распада.
Посещение мастерской художника или его выставки доносит важную мысль: что увядание — это часть жизни, и нам разрешили за ней подсмотреть.
Фото: Nika Gargol, также взяты с сайта художника wolfgangganter.de
Читайте также: #BOOKSHELFY: АЛЕКСАНДР БЕЛЯК, РЕЖИССЕР