Закрыть
UA
Жизнь

Small Talk: Дарья Онищенко, режиссер фильма «Малевич»

Поделись:
145 лет назад родился всемирно известный украинский художник Казимир Малевич. Он положил начало новому направлению в искусстве — супрематизм, его самый известный образец — картина “Черный квадрат”, одна из самых дорогих картин мира...Малевич” режиссера Дарьи Онищенко. Поговорили с Дашей о работе над фильмом, исполнителем главной роли Виталием Ажновом и о Малевиче, с которым мы не знакомы.

  

Экранный Малевич вашими глазами — он какой?

Создавать байопик всегда не просто, потому что это жанр, перед которым стоят вызовы. Передать историческую правду друг в друга невозможно, и в качестве режиссера и соавтора сценария ты берешь на себя ответственность за тех героев, которых демонстрируешь на экране. Кроме этого у подавляющего большинства исторических персонажей есть родственники, потомки, и для них очень важно, чтобы авторы с уважением относились к их близким. Для меня это уважение – с одной стороны, соответствие историческим фактам, но, что гораздо важнее, – соответствие характеру и внутреннему миру персонажей. Эта граница между выдумкой и правдой в байопике для меня лично находится на той границе, где мы еще можем себе представить, что наш исторический герой мог бы совершить тот или иной поступок в соответствии с его внутренним мировосприятием. Это очень условно, потому что образ, который у меня в голове – совокупность нескольких факторов. Мы работали над сценарием с Татьяной Филевской – исследовательницей Малевича, автором документального фильма о нем и нескольких книгах. Часть моего Малевича – это разговоры с Татьяной и моя работа с ней, но не все. У меня у самого с детства было собственное видение любимого художника, мое интуитивное ощущение его творчества – это тоже перенеслось на экран. И, конечно, очень многое прибавилось благодаря нашим исследованиям во время работы над сценарием: например, во время общения с одной из внучек художника. Но, наверное, больше всего в образ нашего Малевича принес наш главный актер Виталий Ажнов – это уже вместе с ним мы создали Малевича, которого увидит зритель. Также война внесла свои коррективы в этот проект – исторические параллели приобрели большее значение и это тоже повлияло на нашу работу с Ажновым, на наше восприятие истории Малевича. Поэтому я не претендую на полное историческое соответствие в этом фильме – это мой, это наш украинский Малевич, это мое восприятие его биографии и его искусства сейчас во время полномасштабной войны России против Украины.

Какие задачи вы ставили перед исполнителем роли Малевича Виталием Ажновым, но удалось ли ему их решить?

Актёрам я всегда стараюсь предоставить как можно больше свободы. С Виталием Ажновым мы вместе искали нашего Малевича, и этот поиск был очень интересным. В работе над таким образом очень важна каждая деталь – походка, тембр голоса, мимика… Актер становится на время съемок этим историческим персонажем. Но и оставляет, придает своему герою частичку к себе. Мы искали, что общего у Виталия с Казимиром Малевичем, что отзывается ему лично, на чем он может построить свою работу над ролью. Малевич очень загадочная личность. Его творчество было постоянной попыткой убежать от формы, а кино – это формальное искусство. И передать внутренний мир Малевича, его видение живописи – это очень трудно. Но у всех талантливых творческих людей есть нечто общее. И именно это я искала – внутреннюю свободу, творческое начало, определенное безумие и веру в свою собственную гениальность, даже несмотря на критику и сомнения других. Это та мощная сила, которая помогает всем художникам двигаться дальше, добиваться успеха, создавать шедевры, независимо от того, это музыкант, актер, художник и т.д. Это я и нашла в нашем Виталии Ажнове – это актер, который имеет недюжинный талант, безгранично любит свою работу, уже достиг невероятных успехов в своем возрасте. За это я и цеплялась, как за строительные камни, чтобы создать Казимира. И мне кажется, нам это очень хорошо удалось. Виталий смело подходил к работе над ролью, он не боялся импровизировать, пробовать, добавлять что-нибудь новое и это очень обогатило наш образ. Мы создали своего Малевича, иногда слабого, иногда сильного, иногда неприятного зазнайку и эгоиста, иногда заботливого учителя, друга, мужа, иногда страстного любовника, иногда истерического художника. Поэтому я думаю, что он у нас получился настоящий, потому что в нем много человечности и неоднозначности…

После изучения архивов и биографии, какое впечатление о личности Малевича у вас сложилось?

В нашем фильме много фактов из биографии Малевича, многие эпизоды переданы очень реалистично. Но мы объединяли некоторые исторические периоды, потому что показать всю его жизнь последовательно год за годом было бы просто невозможно, а пропустить многое важное тоже не хотелось. Наш Малевич получился очень молодой, исполненный сил и энергии, даже в самые тяжелые времена Голодомора и сталинских репрессий. Он сражается и верит в свою идею. Я думаю, что эта внутренняя сила и была в настоящем Казимире Малевичи. Он был очень харизматичен, с юмором, очень смел и притягивал к себе людей, как магнит. Именно так его вспоминают современники. Он не боялся провоцировать, удивлять, иногда это напоминало эпатаж. Но это было характерно для авангардистов и Малевич быстро совершил себе славу в среде художников. Я думаю, эта открытость к новому, какому-то почти визионерскому видению жизни – очень важная часть философии Малевича – он новатор, а такие человека всегда готовы к тому, что большинство людей вокруг них не поймет. И тем не менее они остаются верны своему видению, своей идее – ломают стереотипы, иногда рискуя всем. Мне кажется, что нашему Малевичу удалось передать на экране именно эти черты художника.

Каков ваш любимый факт, история о Малевиче?

Вокруг Малевича много сплетен, много мифов. Всех до сих пор очень триггерит его самая известная картина "Черный Квадрат". А читая его биографию иногда не можешь удержаться от смеха, потому что он действительно умел устраивать шоу, доставал своим поведением советскую власть, не боялся раздражать… Относительно любимого эпизода из его жизни есть очень важная история, которая, к сожалению, из-за войны не вошла в наш фильм – Малевич только однажды смог сделать выставку за границей, а он об этом очень и очень мечтал. И вот, когда он уехал со своими работами за пределы Советского Союза, с успехом показал свои картины в Варшаве и в Берлине, после этого в Германии он получил срочную телеграмму. Никто не знает ее смысла, но Малевич в тот же день срочно вернулся в Советский Союз и был арестован прямо на вокзале. Я думаю, он знал, что его ждет. Он мог остаться в Европе, но сделал этот выбор и вернулся. Это решение могло быть связано с угрозами его семье, но мне почему-то кажется, что за ним стояло несколько больше – он не хотел показать, что он боится, он не хотел бежать. Те годы очень напоминают то, что происходит в России и на оккупированных ею территориях сегодня. И так же, как и поступок Малевича, сейчас нас вдохновляют новые современные герои – люди, которые не боятся. Это так важно сейчас – знать, что есть кто-то, кто не боится…

На каком сейчас этапе кино и когда зрителям ждать фильм на больших экранах?

Наш фильм сейчас находится на завершающем этапе постпродакшена. Мы заканчиваем работу над музыкой вместе с музыкантом украинской группы “Океан Эльзы” – композитором Милошем Еличем. В Сербии идет грейдинг, в Италии делается саунд-дизайн, а в Украине – компьютерная графика. Так что работа активно продолжается. Очень надеюсь, что украинский зритель увидит наш фильм уже в этом году.

Авторка: Алиса Калюжная

Также читайте