В этом году впервые состоялся Kyiv Design Week, приютивший к себе неделю дизайна в Цюрихе. Событие проходило в рамках программы ReACT4UA за финансирование правительства Германии одновременно на разных локациях Цюриха и Киева. Свой проект европейской аудитории представили, в частности, Savekyivmodernism, отправившиеся с желающими в VR-прогулку по архитектурным объектам брутализма украинской столицы. Соучредительница движенияОльга Терефеева ответила на вопрос Marie Claire.
Как родилась идея проекта?
Не все объекты вызывают откровенный восторг, но «Тарелку» на Лыбидской я увидела еще маленьким ребенком и мне казалось, что это космос, фантастическая фантастика, которой не может быть, но вот она. Потом уже во взрослом возрасте, когда я переехала в Голосеевский район, приезжая каждый раз мимо, всегда на нее смотрела с тем же восторгом. Момент, когда была угроза ее застраивать, и стал внутренним толчком к действиям, которым двигало желание сохранить то, что считаешь невероятно прекрасным.
Какими критериями вы руководствовались, составляя маршрут VR-экскурсии? Какие объекты в нее вошли?
Хотелось выбрать объекты, которые несли в себе еще и смыслы. «Тарелка» стала нашим фронт-зданием. Хотелось раскрыть ее скрытый потенциал музыкально-акустического зала, который по замыслу ее автора должен быть еще и свето-музыкальным. Мы пригласили композитора и музыканта Романа Григорива. Он играл смычком по корпусу ракеты, попавшей в Бучу. Это удивительная, грустная, эмоциональная музыка. Такой перфоманс имел двойное символическое значение: так же, как громкая пауза нависла над концертным залом Тарелки, который не используется по назначению, эта же громкая пауза нависла и над музыкальной карьерой Романа из-за войны, развязанной россией. И все, кто занимался творчеством, тоже на паузе.
Включение Киевского крематория в список нашего маршрута могло бы вызвать неоднозначные реакции. Но я все равно решила его добавить, потому что он тоже космический, призывает к полету — очень грустному, последнему контакту с близкими и родными. Но это место, помогающее морально почувствовать отрыв в небо. На этой локации мы хотели показать, что художники продолжают работать даже в трудных условиях войны. Поэтому даже несмотря на гул сирен дизайнер Юлия Яланжи продолжала красить, имитируя процесс реставрации здания или любой творческий процесс.
Третим объектом мы выбрали Национальную библиотеку имени Вернадского, которая становилась декорацией для многих клипов и футуристических съемок. Сейчас библиотека, которая должна работать и выполнять свои образовательные функции, потеряла частично аудиторию и является символом других украинских библиотек, куда должны были ходить дети, большая часть из которых уехала в другие города и страны. Чтобы прокоммуникировать эту потерю, мы разложили открытыми книги, ожидающие детей, потерявших свои дома, игрушки, учителей, друзей. Эти книги как определенный образ всех педагогов, издателей, тренеров, школ, кружков, которые скучают по ним и очень ждут. Для участия в съемке мы пригласили двух сестер Таню и Полину, которые с родителями переехали из Николаева в Киев, где они чувствуют себя более защищенными подальше от линии фронта и благодаря системам ПВО.
Откуда вы знаете, что такая экскурсия может заинтересовать европейцев?
VR-экскурсия дает возможность человеку почувствовать и немного побыть в Украине. Это качественный мгновенный туризм. Украина сейчас на страницах всех СМИ, людям может и интересно приехать, посмотреть, но это небезопасно. Нашими партнерами стали прекрасные Aspichi, реализовавшие эту культурную телепортацию. Они сняли несколько роликов с разрушенными музеями. Также они сняли путешествие через Бородянку, Бучу, Гостомель для United 24. Благодаря этим путешествиям мы можем показать иностранцам, что у нас классные красивые города, но мы их теряем. И это не декорации, в Украине действительно идет война.
Кроме того, когда я проводила экскурсии для иностранных спикеров, фотографов, архитекторов, никому не интересно пойти смотреть на Андреевский спуск. Им хотелось увидеть именно киевский модернизм. У них нет такого в большом количестве, как у нас. А в Киеве на каждом шагу можно увидеть достопримечательность благодаря нашему украинскому развитию во время советской оккупации.
С кем из авторов-модернистов вы очень хотели познакомиться и это произошло?
Когда-то мы сделали петицию на 70 объектов модернизма, которые хотели добавить в список охраняемых законом. За каждым из них очень интересна история создания, потому что все это происходило во время Советского Союза. Архитекторам тогда было слишком трудно продвигать такие идеи, бороться за них, защищать. Думаю, мне с каждым из них было бы интересно пообщаться. Тогдашние архитекторы завоевали для нас очень много Киева, которым мы его знаем — интересным и современным по тем временам. Мне посчастливилось пообщаться очень близко с автором киевской Тарелки Флорианом Юрьевым. Через архитекторов можно услышать что-то такое удивительное, что прибавляет стоимости, смыслов для любви к Киеву. Это очень мощные люди были и есть.
Расскажите о деятельности вашего движения. Над какими проектами вы работаете?
Только что закончился проект для Kyiv Design Week в рамках недели дизайна в Цюрихе. Кроме VR-путешествия по архитектурным объектам брутализма Киева, мы показали две документальные ленты. Первая — «Цвет фасада: синий»режиссера Алексея Радинского. Фильм рассказывает о «Тарелке», построенной в 1971 году архитекторами Флорианом Юрьевым и Львом Новиковым. Вторая лента — «Шепот шагов» от Фонда АРВМ, исследующая жизнь и творчество украинского художественного дуэта Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко, известны созданием монументально-декоративных проектов в Киеве 1960-1980-х годов. >
Далее мы займемся оцифровкой зданий. Уже есть соответствующее согласие от ЮНЕСКО для использования их сканера для этого. Потому что война продолжается, и сегодня эти постройки есть, а завтра их уже нет. Раньше мы занимались сохранением зданий из-за возможного их уничтожения застройщиками. А сегодня они могут исчезнуть из-за войны. Также надеюсь, что мы еще повозим нашу VR-прогулку по городам и разным странам. В частности, представим ее на архитектурном фестивале «Башня» во Львове.
Еще я мечтаю найти инвесторов для реконструкций, которые понимают модернизм, имеют экспертизу, знают как правильно раскрыть потенциал красоты этих зданий и хотели бы сохранить идеи авторов, и смогли заменить все устаревшее новыми технологиями. Потому что не все реконструкции качественные. То, что я вижу по другим объектам, вызывает печаль и несет угрозу их существованию. Есть люди, которые заходят в реконструкцию объектов модернизма и уходят оттуда с непониманием, с чем они работают, и непониманием как из этой интересной архитектуры сделать благодаря ее смыслам крутые объекты, коммерческие для себя.
Поэтому я и дальше будут занимать продвижением того, что уже сделано и буду искать инвестора-партнера. На волне обсуждения восстановления Украины следует привлечь внимание и сформировать ценность модернизма как туристической, культурной ценности страны. Это добавленная стоимость для наших городов, общества, которая нам в реалиях войны может дать определенный новый вектор развития.
Kyiv Design Week проходит в рамках проекта TIPSTER: «Trade, Intellectual Properties Support, and Technical Regulation», реализуемого ГС «Фонд поддержки реформ в Украине» при финансовой поддержке правительства Германии в рамках проекта международного сотрудничества ReACT4UA (« Использование и имплементация Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной в сфере торговли»), исполнителем которого является немецкая федеральная компания Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH. Проект направлен на повышение конкурентоспособности и устойчивости украинских малых и средних предприятий, особенно учитывая вступление в ЕС.
Партнер Kyiv Design Week — Программа USAID «Конкурентоспособная экономика Украины».
Программа USAID «Конкурентоспособная экономика Украины» поддерживает стартапы и малые и средние предприятия (МСП) с целью повышения их конкурентоспособности на внутреннем рынке Украины и на международных рынках, помогает в развитии упрощенного и прозрачного бизнес-климата, а также обеспечивает украинские компании возможностями воспользоваться преимуществами международной торговли.
Читайте также: SMALL TALK: КУРАТОРКА АНАСТАСИЯ БИЛЕЦКАЯ О KYIV DESIGN WEEK