Все будет сознательная Украина!
В рамках редакционного Sustainability Talk мы говорим о сознательном потреблении и акцентируем внимание на том, что украинские стали бренды не остановили свою работу, даже во время войны. На этот раз хотим познакомить вас с SAPO, ведь своих героев, стоящих на страже сознательного потребления, стоит знать в лицо. Сегодня говорим с основательницей бренда Валерией Ворожильник.
SAPO – украинский sustainable-бренд, основанный осенью 2022 года в Ужгороде. Его фокус – использование винтажных материалов, связанных с Украиной и ее историей. Так, звездой дебютной коллекции SAPO стали шерстяные и хлопковые одеяла, популярные в нашей стране 40-50 лет назад.
Как родилась идея создания бренда?
Я всегда восхищалась дизайнерами, которые могли взять ненужную, забытую вещь и восстановить ее, превратить и придать новую жизнь. Так я начала думать, как что-то такое можно сделать из украинского, что у нас такое уникальное, но без внимания. Как-то в гостях у бабушки я увидела это одеяло и все сложилось. Мы начали работать по разным материалам и все это происходит в рамках нашей идеи апсайклинга с украинской душой.
Откуда вы берете материалы для создания своих коллекций?
Я ищу материалы по всей стране, это постоянный процесс, ведь мы стараемся использовать одеяла складского хранения. Обычно это старые склады.
Что самое главное в работе sustainable бренда?
Самое главное, в любом проекте или продукте это найти свой путь. Есть множество брендов, использующих тематику экологичности как тренд. Нам хочется не просто создавать вещь из подержанного материала, а вещь, которая была и дорога сердцу. Одежда, напоминающая теплые моменты, которых нам всем временем так не хватает.
Как война повлияла на вашу работу? С каким трудом пришлось встретиться?
Первые куртки были отшиты где-то в начале февраля 22 года, я сомневалась, зайдет ли такой продукт. Потом началась война и, как всем, было не до того. Мы с мужем занимались волонтерством, помогали людям на границе, это были очень трудные дни.
Я вообще думала, что не вернусь к этой идее. И однажды, когда в гости пришли друзья и я показала им несколько курток, они были в восторге, так я продала первые вещи Sapo. С войной пришел сильный страх неизвестности, ты не знаешь что будет дальше, а потом когда прошло оцепенение я решила что когда как ни сейчас, надо делать то, что ты хочешь и не откладывать на завтра какое может не прийти.
Мы в очередной раз убедились, что украинцы мощные и невероятные люди. Война приносит много бед, и мы не имеем права останавливаться и позволять врагу уничтожить нашу культуру. Конечно, война повлияла на логистику производства, однако это не смогли компенсировать тем, что SAPO заинтересовалось много зарубежных клиентов. Теперь вы можете увидеть бренд в Нью-Йорке, Барселоне, Кракове, Осло. Но первый шоурум мы откроем в Украине.
Читайте также: Sustainability Talk: украинский сознательный бренд SLADGE.LAB
Как украинский потребитель реагирует на ваши sustainable капсулы?
На самом деле очень хорошо! Очень много хороших отзывов. Для людей это воспоминания с детства, ассоциация с бабушкиным домом, садиком в котором дают компот и можно спать днем. За последние несколько лет украинский потребитель изменил свои привычки к лучшему. Все чаще украинцы выбирают качество и идею.
Мы наблюдаем эту тенденцию с момента первой публикации SAPO в социальных медиа. Думаю, что со временем экологичность станет нормой. Но для этого нам нужно работать каждый день – разъяснять, напоминать и приглашать людей к переосмыслению одежды и ее ценностей. Но есть люди, которые не понимают как можно за старое одеяло заплатить 6000 грн, но это единицы. На самом деле мне бы хотелось, чтобы наши вещи были более доступны и как можно больше людей могли позволить себе вещи нашего бренда, но мы еще не решили эту головоломку, ведь процесс пошива из одеял занимает много времени и сил наших мастериц и мы не хотим обесценивать их работу.
Чем вы вдохновляетесь при создании коллекций?
Наше главное вдохновение – дом. С малых лет меня окружают горы и природа Закарпатья. Это не просто западная часть Украины, это специфический стиль жизни, присущий только этому региону. Рассветы в горах, ночные созерцания звезд, купание в холодном горном потоке, брынза с медом, цветы в волосах, теплое свежее молоко и конечно бабушкиное одеяло. Тепло окружает и вдохновляет каждый день.
Как вы думаете, почему так трудно перейти на ответственное потребление? И как можно мотивировать людей к этому?
Потребление массмаркета является мировой проблемой. Единственный способ изменить систему, это изменить себя. Мы заметили, что люди, впервые купившие сапо, уже вряд ли будут так же воспринимать шопинг и моду. Следующая покупка будет более обдуманной.
Возможно, проблема ответственного потребления кроется в неосведомленности. Я не помню, чтобы эти темы основательно затрагивались в школе или других высших учебных заведениях. Нужно постоянно говорить о базовых, но таких важных темах, а еще важнее вести разъяснительную работу среди детей.
Изменилась ли ваша жизнь после перехода на «зеленую сторону»?
Переход на «зеленую сторону» продолжается всю жизнь. Каждый день человек стоит перед сотней выборов. Некоторые решения принимаются быстро, другие нуждаются в десятилетиях для изменения. Несколько лет назад я принялась изучать диетологию и нутрициологию, поэтому мой муж и дочь стали на зеленую сторону автоматически.
Мы вместе участвуем в местных локальных эко-проектах. Однако понимаем, что это не эпизодическое действие, а долг на всю жизнь. Беречь природу, культивировать ее, это то, чем мы должны дышать каждый день, это должно быть в нашем сознании и действиях.
Если бы вам представилась возможность решить одну глобальную проблему, то чтобы это было?
В нашем крае большая проблема с мусором у и у водоемов, рек. Как-то так сложилось, что люди используют реку или, как закарпатцы ее называют, поток в целях утилизации мусора. Когда гостила в бабушкином селе несколько раз слышала: «Да вода заберет, чего ты волнуешься?» Можете вообразить, что происходит с экологией при таком мышлении. Поэтому, конечно, я хотела бы решить этот вопрос. Это невероятно прекрасное место стоит, чтобы его сохранить. В результате уничтожено столько природы, нанесено непоправимое бедствие целым экосистемам, поэтому еще больше хочется беречь и восстанавливать то, что имеем. Мы в Sapo выбрали эту миссию для себя и будем всеми силами помогать.