6 апреля на большие экраны украинских кинотеатров выйдет драма "Видение бабочки" режиссера Максима Наконечного. В западной прессе картину охарактеризовали как «мрачный и отрезвляющий документ об Украине». Главные роли исполнили Рита Бурковская («Парфенон») и Любомир Валивец (актер Киевского академического театра юного зрителя на Липках ). Они рассказали больше о работе над фильмом, премьере фильма в Каннах и своем видении жизни развития культуры во время войны.Вы помните первую реакцию и комментарии зрителей после премьерного показа в Каннах?
Любомир: Я впервые посмотрел картину уже на фестивале в Каннах. Помню, во время просмотра сидел рядом с Ритой и Максом, нервничал. (Улыбается.) Уже после просмотра ко мне подходили знакомые и просто зрители. Говорили, что нам удалось создать насущную картину, отмечали качественную игру Риты.
Рита: В этом году многие украинцы приехали на фестиваль, чтобы поддержать нашу премьеру. Некоторые плакали, узнав собственную историю в фильме «Видение бабочки».
Премьере фильма предшествовала акция протеста, когда на красную дорожку вышла съемочная группа, закрыв лицо постерами с изображением символа перечеркнутого глаза – так в инстаграм предупреждает о "потенциально неприемлемом контенте" ". Вы участвовали в ней?
Рита: Мы понимали, что не можем просто приехать в Канны, показать фильм и уехать. На нас возложена культурно-дипломатическая миссия, которую мы должны выполнить. Идея проведения акции – принадлежала Максу (режиссеру) и нашим продюсеркам Лиге Смит и Дарье Басель. Но брейнштормили идею акции мы всей командой. Также мы (режиссер, продюсерки, главные актеры) на официальный фотокол одели футболки, на которых напечатаны фотографии военных преступлений россиян против мирного населения. Фотографии мы попросили у известного украинского фотожурналиста Евгения Малолетки. Вместе с видеографом Мстиславом Черновым они фиксировали на камеру преступления, совершенные российскими военными, уже в оккупированном Мариуполе. Для нас была большая честь, когда Женя согласился предоставить фотографии.
Но на сцене кинотеатра я помню вас в изысканном наряде от Ивана Фролова.
Рита: Мы сознательно выбрали для премьеры не вышиванки. Предупрежу возможные упреки в «не патриотизме»: вышиванка имеет для меня глубокое сакральное значение, я уважаю и уважаю украинскую культуру и традиции. Но на светские мероприятия французы не одевают свою традиционную национальную одежду. Своим выходом в Каннах мы хотели подчеркнуть, что между украинцами и французами общего больше разного: мы также современные, модные и прогрессивные. (Улыбается.) Поэтому, собственно, и был выбран бренд FROLOV, сочетающий элегантность и смелость.
Любомир: Красный костюм – был смелым решением. Позже я получил много отзывов, кто даже сравнивал мой выход с появлением в красном Джареда Лето на другом ивенте.
Оценки жюри, критиков, зрителей – важны. В том самое главное, ваша оценка своей работы. Вы довольны результатом своей работы?
Любомир: Когда я впервые прочитал сценарий, понял, что это мощная роль, требующая серьезной актерской работы. Наверное, величайшей сложностью было то, что я играл бывшего военного, не имея военного опыта. Война сменяет людей. Кого-то озлобляет, кого-то закаляет. Потому что это постоянный риск умереть, попасть в плен, потерять друзей, собратьев, больше никогда не увидеть родных и близких… Я много общения с военными, волонтерами и ветеранами.
Рита: Мы общались вне съемочной площадки, и на самой площадке, потому что в кадр попали настоящие военные ветераны Алина Гордеева, Дима Лозовский, Катя Приймак. Также во время работы над фильмом в 2019 году мы ездили в Марьинку и Пески, расположенные в 2 км от позиций окупантов. Наша оператор снимала разрушения для воспроизведения их в фильме.
Рито, вы играли женщину, которая пережила сексуальное насилие. Не все актрисы соглашаются на такие эмоционально непростые роли.
Рита: Готовясь к роли, я консультировалась с военным психологом, читала специальную литературу, исследовали случаи сексуального насилия, совершенного над женщинами, оказавшимися в ув' заключения. Психолог объясняла мне, что насилие со стороны врага – это также вид оружия, применяемый врагом, чтобы уничтожить наше сопротивление. Это тактика, к которой прибегают сегодня россияне, и к которой прибегали захватчики во все времена.
Также мы учитывали, что речь идет об украинском обществе. У нас тема сексуального насилия – табуированная. Поэтому женщины обращаются за помощью через длительное время, или вообще не обращаются… привыкают к этой моральной травме и пытаются вести привычную жизнь, не думать о случившемся. И для меня самой интересной в моей роли была именно попытка героини вернуться к нормальной жизни, попытки не фокусироваться на ужасе, который пришлось перенести.
Почему этот фильм стоит посмотреть украинцам?
Рита: Это хорошая попытка отрефлексировать те 8 лет, которые уже идет война. А еще думаю, для многих станет открытием, что режиссер с ними говорит простым «человеческим» языком. Это не артхаус. Это качественное современное украинское кино, которое будет понятно широкой публике. И эта история близка каждому из нас.
Любомир: Фильм получился немного пророческим. Дальше не буду спойлерить. Единственное, жаль, что неизвестно, когда украинцы смогут фильм посмотреть на широких экранах.
Над чем вы работаете сейчас?
Любомир: Во время работы над фильмом, я ушел из театра, потом вернулся, потом снова ушел… Поэтому на данный момент мои творческие планы «на паузе» .
Рита: Я работаю фиксером для иностранных журналистов. С журналистами BBC я ездила в Бучу, после того как город был освобожден от оккупации и продолжалась эксгумация тел людей, замученных российскими военными. Это была серьезная и длительная работа – мы общались с полицией, органами местной власти, родственниками пострадавших.
Почему вы этим занимались?
Рита: Мы все сегодня ведем борьбу с оккупантами. Стоим в рядах ВСУ или помогаем им – волонтерим, донатим. Я помогаю на информационном фронте. Конечно мне хочется работать в кино. Но кино – это столь долгосрочная штука. Пока оно будет снято, отрефлексировано, смонтировано… Я не сомневаюсь, о Буче будет снят не один фильм. Но через 2-3 года, а средства для ВСУ нужны сегодня. Судить и выносить судебные приговоры российским преступникам следует уже сегодня. Для этого мы должны как можно шире освещать происходящие у нас события. Для этого необходима оперативная и актуальная информация, которую могут предоставить СМИ. И я чувствую в себе потенциал помогать в этом направлении.
В чем вы сейчас находите утешение? Многие мои знакомые жалуются, что с начала войны ни кино, ни музыка – не спасают.
Любомир: Мои знакомые сейчас находятся в терробороне. Я помогаю им, и это для меня самое лучшее утешение.
Рита: Культура – это необязательно о кино и музыке. Это гораздо более глубокий процесс. Мы сейчас испытываем большое потрясение – войну. То, как мы на нее реагируем – и есть выстраиваю культуры. У нас появляются новые герои и символы, новые общие темы для шуток. Нас объединяют новые ценности и рождаются новые традиции. Нас ждут новые культурные смыслы.
Фото предоставила прессслужба, кадры из фильма «Видение бабочки»
Читайте также: SMALL TALK: ЕЛЕНА ЛАВРЕНЮК, АКТОРКА О РОЛЕ В ФИЛЬМЕ «ЭГРЕГОР»< /strong>
Больше от
- «Я работал на пределе возможностей… как и Шарль!»: Тагар Рахим о своем перевоплощении для фильма «Месье Азнавур»
- Пряничный домик: рецепт от поваров королевской семьи Великобритании
- Итальянский стиль жизни: Dolce Vita
- «Философия воина»: паралимпийская чемпионка Оксана Зубковская презентовала мотивационную книгу
- Какой рождественский декор выбирают разные знаки зодиака