Исследователи Amnesty International впервые в Украине независимо проверили вещественные доказательства запрещенных кассетных боеприпасов, применение которых нарушает международное право. Они также собрали свидетельства, документирующие российскую тактику осады, в том числе незаконные неизбирательные атаки, сбой работы базовых коммунальных служб, перебои в связи, разрушение гражданской инфраструктуры и ограничение доступа к медицине и здравоохранению.
В последние недели российские силы использовали оружие невыборочного действия, как кассетные боеприпасы, и неточное оружие с широким радиусом действия, такое как неуправляемые «тупые» бомбы и залпы реактивных систем залпового огня (РСЗО) при атаках на густонаселенные гражданские районы. /p>
Таким образом, нападения российских войск на города и бессмысленные разрушения гражданской инфраструктуры нарушают международное гуманитарное право и международное право в области прав человека. Неизбирательные нападения, в результате которых гибнут или ранены гражданские лица, также являются военными преступлениями.
“Изначальной чертой этих жестоких осад является безжалостные неизбирательные атаки России, которые впоследствии наносят разрушительный ущерб”, – сказала Джоан Маринер, директор программы кризисного реагирования Amnesty International.
«Вот уже пять недель мирные жители по всей Украине наблюдают, как их города день за днем сносят с лица земли. Наше исследование на местах задокументировало, как некоторые из наиболее подверженных риску людей в обществе несоразмерно страдают, поскольку эта жестокая тактика осады продолжается. Гражданские лица, оказавшиеся в осадных городах, должны срочно получить доступ к гуманитарным коридорам, чтобы обеспечить безопасную эвакуацию всех, кто желает покинуть страну. Гуманитарные грузы также должны быть доставлены к оставшимся», — добавляет она.
Amnesty International провела личные и дистанционные интервью с людьми, пережившими осаду в пяти городах, включая Харьков и Мариуполь. Лаборатория поиска доказательств Amnesty International проанализировала соответствующие спутниковые снимки и проверила видео и фотографии инцидентов, описанных ниже. В ближайшие недели Amnesty International опубликует дополнительные доказательства, собранные в ходе расследований на местах в Украине.
Невыборочные атаки
Российские войска вышли к северным окрестностям Харькова в первые дни вторжения и быстро применили тактику осады, пытаясь окружить город и стреляя из неточного оружия по населенным пунктам. Amnesty International зафиксировала распространенную модель незаконных неизбирательных нападений в населенных пунктах Харькова. 28 февраля три залпа РСЗО нанесли удар по северной части города, убив не менее девяти мирных жителей, в том числе детей, и ранив не менее 18 человек.
При обстреле утром 4 марта 41-летний Алесь Столба, отец, был ранен кассетным боеприпасом при покупке продуктов на улице Железнодорожной в Мало-Даниловском районе Харькова.
Он рассказал Amnesty International: “Ми нашли немного еды, мы стояли у продовольственного магазина, и я услышал сильный звук. Я обернулся и увидел много небольших очагов огня. Это было высотой из моих колен, в 50 метрах от меня. Я упал, и моя жена тоже, и я почувствовал, как что-то ударило меня по правой ноге. Я спустил штаны и увидел много крови»..
Позже хирурги удалили три фрагмента из его правого паха, голени и стопы. Исследователь Amnesty International по вопросам оружия в кризисных ситуациях лично изучил вещественные доказательства и подтвердил, что самый большой обломок принадлежал кассетному боеприпасу 9Н210 или 9Н235.
Салтовский район Харькова также неоднократно подвергался нападениям во время осады города. Кризисная лаборатория Amnesty International подтвердила 22 инцидента в районе, свидетельствующих о повреждениях жилых массивов, включая школы, жилые дома, продовольственные рынки и трамвайное депо, в период с 27 февраля по 16 марта. На фотографиях с места обстрела видны остатки ракет «Смерч» и кассетные боеприпасы, разбросанные по всему району.
Один человек*, отвечающий за бомбоубежище на Салтовке, сказал Amnesty International: «Это стало моей новой реальностью — стрельба и взрывы, спасение стариков из-под завалов, тех, кто без газа, воды, электричества. Раз в три дня кипятим лед для воды. В приюте 300 человек. Большинство пожилые, уязвимые, [у них] астма, диабет. Есть люди, которые не покидали убежище в течение трех недель. Самая большая проблема на Салтовке в том, что пожилые люди умирают от отсутствия лекарств, от шока, от инфаркта. Важно положить их в землю и закопать, скоро потеплеет, и они разложатся».
В приюте во Львове исследователи Amnesty International взяли интервью у 16-летней девушки, которая самостоятельно эвакуировалась из Харькова. Организация проверила фотографию, на которой видны остатки 220-мм ракеты «Ураган», разорвавшейся рядом с находящимся рядом со школой жилым комплексом ее семьи.
«Ракета ударила ночью, и я почувствовала запах огня и волны. Вся моя семья, мы все живем в коридоре многоквартирного дома с первого дня войны.»
Amnesty International ранее подтверждала, что от кассетных боеприпасов погиб ребенок и два других мирных жителя, которые скрывались в детском саду на Сумщине, и задокументировала авиаудар, в результате которого погибли мирные жители, стоящие в очереди за едой в Чернигове.
>
Лишение базовых услуг
Общение с мирным населением в городах в осаде крайне затруднительно из-за перебоев в работе мобильной связи и интернета. Многие проводят большую часть своего времени в подземных бомбоубежищах со слабым сигналом или без него. Доступ к средствам связи и интернету необходим для обеспечения безопасности и доступа к жизненно важной информации о возможных путях эвакуации.
В Харькове и Изюме от ударов пострадали здания с телебашнями. Исследования по открытым источникам и анализ спутниковых изображений, проведенный Amnesty International, показывают, что харьковская телебашня, вероятно, была повреждена дважды в период с 27 февраля по 17 марта, а с 6 марта сообщалось о перебоях в обслуживании. Здание, связанное с Изюмской телебашней, было повреждено 12 марта, а 20 марта было повреждено еще больше. Отчеты из открытых источников снова подтвердили сбои в речи. Многие пожилые люди полагаются на телевидение для получения новостей и экстренной информации от правительства.
Amnesty International ранее задокументировала, как гражданские лица в Изюме находятся на грани гуманитарной катастрофы, поскольку российские войска обстреливают город с начала вторжения.
Влияние на людей из группы риска
Конфликт по-прежнему оказывает значительное влияние на пожилых людей и людей с инвалидностью, что еще больше усиливает осадные войны.
Александр Михта, 39-летний харьковчанин, страдает сахарным диабетом и испытывает серьезные трудности при ходьбе из-за повреждения ног из-за болезни. Он отвез жену и дочь на польскую границу, но после введения военного положения был вынужден остаться в Украине. В его многоквартирный дом в Харькове попали ракеты «Смерч», которые разнесли паровые трубы, отключили отопление и затопили нижние этажи. Кризисная лаборатория Amnesty International проверила 21 фотографию, что подтверждает повреждение жилого дома. Позже Михта вместе с отцом добрался до приюта во Львове. Он сказал Amnesty International:
«Обстрел постоянно усиливался. Мне нужна была еда, поэтому я вышел и пошел в магазин. У меня диабет, и я бежал, когда обстрел усилился и подвернул ногу. Я пытался добраться до бомбоубежища, но не смог. Я сломал шесть костей и они [врачи] хотят ампутировать их».
Amnesty International также взяла интервью у 61-летней женщины*, которая осталась в Харькове, чтобы ухаживать за своей 84-летней матерью с деменцией, которая не может переезжать. Она сказала: «Старики, мы остаемся. Моя мама едва двигается… Мы из Луганска и должны были забрать мою маму из Луганска… Мы поехали к дочери в Харьков и застряли здесь. Один из каждые 24 часа, которые мы проводим на улице.
Я разговариваю с мамой. Я отвожу ее в туалет и помогаю ей раздеться. Мне всегда приходится ей объяснять, почему мы в Харькове и почему мы в подвале. У нее есть деменция, и она всегда забывает, почему она в подвале, и мне приходится говорить ей целый день. Раньше у нее была достойная жизнь, она могла гулять в саду. Уже нет.
Пожилые люди и люди с инвалидностью, а также другие группы, которые могут столкнуться с особым риском и проблемами перемещения, должны быть эвакуированы в приоритетном порядке, как указано в международном гуманитарном праве. Планирование и информирование об эвакуации и безопасных гуманитарных коридорах также должны осуществляться всеобъемлющим образом, в частности путем обеспечения доступности информации, транспорта и услуг.
Текст и фото предоставлены: Amnesty International
Справка
Amnesty International — всемирное движение, объединяющее около 10 миллионов человек из более чем 150 стран и регионов, выступающих за прекращение грубых нарушений прав человека Amnesty International стремится обеспечить каждому человеку возможность пользоваться всеми правами, провозглашенными во Всеобщей декларации прав человека и других международных правозащитных документах.