Сохраняя пищу в иллюстрациях или даже мелодиях, фуд-арт способен оставить потомкам не только гастрономические, но и социокультурные привычки нашего поколения.
Для тех, кто пережил дефицит во времена советщины, еда – это добыча, полученная в неравных боях с продавцами продмагов. Поэтому понятие фуд-арта этим поколением и воспринимается на уровне произведений художников Возрождения, а упоминания о съедобных реквизитах для школьных представлений связаны со счастливчиками, кто их употребил еще до окончания пьесы. Что касается детских воспоминаний на фотографиях, то родители запечатлевали на пленку разве что тортики на дне рождения рядом с нашими ангельскими мордашками…
И времена меняются, и сейчас каждая вторая 17-летняя девушка считает себя недооцененной мастерицей фуд-арта, выкладывая в Instagram фотографии завтрака из школьного кафетерия. Невероятно, но иногда подобные фотопроекты получаются довольно неплохими, но можно ли это считать искусством? Привязан ли фуд-арт исключительно к первичному инстинкту питаться для того, чтобы выжить? И что ждет жанр, в котором все мы – непризнанные гении? Об этом узнаем от настоящего эксперта – известного во всем мире фотографа пищи Генри Гаргрейвса.
Нарушая хронологию, начнем с того, где мы оказались сейчас. По мнению г-на Гаргрейвса, именно в ХХІ ст. фуд-арт все чаще стали увязывать с вопросом не «что?», а именно «кто?». Другими словами, если Ким Кардашьян выложит в социальной сети фотографию утреннего кофе из Starbucks, это будет считаться шедевром. Смех и все, но, скорее, хочется плакать, особенно когда основательно исследуем возрастное наследие фуд-арта.
Еще древние народы рисовали пищу, в основном изображая дары богам. Так, римляне изображали виноград для бога виноделия Бахуса и пшеницу для Кереры – богини плодородия. Сохранившиеся до сих пор рисунки также показывают и тогдашние манеры – что люди ели и как именно. Скажем честно – гигиена была на ужасном уровне, а о столовых приборах вообще речь не шла.
Работы художников Средневековья и Ренессанса подчеркивают социальные аспекты жизни того времени. В частности прожорливость высшего мира, тогда как беднякам даже хлеба негде было взять. Вопреки общему мнению о консерватизме художников того периода, с юмором и эпатажем у них было все в порядке. Генри считает непревзойденным полотно Джузеппе Арчимбольдо, изображающее короля Рудольфа II в образе Вертумна – римского бога времен года. Собственно, дядю показали с грушей вместо носа, тыквой вместо груди и виноградом вместо волос. Императору понравилось…
Фуд-арт не ограничивается лишь ярким цветом яблок Ван Гога или игрой «найди 32 отличия», когда просматриваешь банки супа «Кембелз» Уоргола. Говоря на кулинарном языке, аппетит приходит во время еды!
Если на фотографиях и холстах мы ограничены инструментарием и результатом – картиной или фотографией, то в литературе и музыке все решает фантазия автора или композитора. Описания (или воспевание!) пищи – не исключение… Правда, именно в этом господин Гаргрейвс и видит подводные камни, ведь на фотографию или рисунок достаточно посмотреть несколько секунд, тогда как кусок текста нужно внимательно прочитать, представляя каждое упомянутое блюдо. Однако когда талант писателя бесспорен, мы готовы перечитывать раздел о праздничных или романтических ужинах, сплошь и рядом пытаясь воспроизвести их на собственной кухне.
Поклонники творчества Марселя Пруста непременно вспомнят детские впечатления писателя в книге «На Сваннову сторону» о том, как умело и вкусно готовила кухарка Франсуаза. Свежесть спаржи и молодого горошка мгновенно стирается из памяти, когда мальчик как-то рано возвращается вечером и видит на кухне насилие и жестокость. Теперь во рту вкус старой курицы…
При всей аллегории оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» желание есть помаранчи до конца спектакля постоянно растет. Интересно, растет ли продажа цитрусовых в кафетериях оперных театров во время упомянутой оперы? Вообще, самым смелым украинским музыкальным перформансом, связанным с кулинарией, можно считать званый ужин, организованный во Львовской национальной филармонии в марте прошлого года шеф-повар Евгений Клопотенко. К семи музыкальным композициям, в частности «Вальсу цветов» Чайковскому, были созданы отдельные блюда, которые для справедливости отметим, выносились не во время игры музыкантов.
Читайте также: Книги, которые в разное время были запрещены
Сцены с едой в кино добавляют страсть в романтические ленты или крови в фильмах ужаса. Для Генри Гаргрейвса культовой киносценой, отражающей тайны кулинарии, есть момент, когда влюбленные передают друг другу сваренный яичный желток из рта в рот в японском фильме «Одуванчик». Кстати, лента известна якобы неизвестным до выхода фильма рецептом лапши, но это уже вопрос к профессиональным шеф-поварам.
Если действительно переместиться в мир выдумок, то однозначно вспомним фильм Стивена Спилберга «Близкие контакты третьей степени», где герой Ричарда Дрейфуса аппетитно уминает картофельное пюре. Приятного аппетита, только осторожно, чтобы не завершилось, как во время ужина в «Чужом», где «еда» полезла с рабочего космической станции в буквальном смысле.
Один из лучших гурманов в мире кино – безусловно, Ганнибал Лектер. Когда герой Энтони Гопкинса убивает двух полисменов под музыку Баха, чтобы насладиться бараньими отбивными «с кровью», зрителю нужна крепкая выдержка. Собственно, как и в продолжении «Молчания ягнят», скромно названном в честь взбалмошного психоаналитика «Ганнибал», где он поджаривает в каперсах… мозг героя Рэя Лиотты, а потом ему же и скармливает!
Анимационный мир не ограничен холодной погодой во время съемок или плохим настроением актеров. Поэтому мультик «Рататуй» о талантливой крысе-повара интересен не только хорошей озвучкой от легенд Голливуда типа Иена Голма и Питера О’Тула, но и оригинальным рецептом известного французского сельского блюда. Автор этих строк на собственной кухне приготовил рататуй по указаниям крысы Реми… и остался очень доволен!
По мнению того же Гаргрейвса, фуд-арт, в частности, фотографии – большой и до сих пор не занятый пласт. Отчасти это связано с нежеланием знаменитых мастеров камеры «унижаться» к тому, что, как на них, вызвано не мозгом или душой, а потроха. Но при этом Генри не советует всем начинать продавать фотографии собственных завтраков и ужинов, ведь путь к признанию иногда очень длинный и тернистый. В частности, надо верить в то, что снимаешь.
Генри Гаргрейвс известен весомыми общественными сообщениями, что он вкладывает в проекты. Так, «Жажда власти» показывает, что позволяли (или позволяют!) себе диктаторы, тогдашние и нынешние, и как приходится питаться их народам. С другой стороны, проект Звездные райдеры напоминает, что всем известным людям присущи обычные вкусы, и вместе с икрой и шампанским они могут попросить кусочек хлеба.
На своем примере Генри доказывает, что очень часто фуд-арт открывает другую дверь. Да, его могут пригласить снимать детскую одежду или таблетки от головной боли, потому что заказчику понравилась именно эстетика, которую он использовал, снимая пищу. Кроме того, серии могут печататься в виде альбомов или даже книг, на чем Гаргрейвс также зарабатывает. «Если не кичиться своим творчеством, а действительно пытаться что-то сказать, тебя непременно услышат!» – уверен Генри. Та самая упомянутая в начале статьи 17-летняя девушка может своими фотографиями привлечь внимание к некачественным блюдам в школьном кафетерии и вызвать общественный интерес к проблеме.
Что ждет жанр, которому, кажется, достаточно сфотографировать то, что не захотел съесть? Сам Генри Гаргрейвс, которому уже за 40, считает, что фуд-арту очень нужны свежая кровь и молодая энергетика! Лично он думает, что с возрастом растет ответственность и расширяется круг обязанностей, поэтому для творчества и импровизации остается меньше места. Генри, например, каждый день меняет дорого в студию, слушает другую музыку или пытается заказать что-то новое на завтрак, чтобы жизнь не превращалась в обыденность.
С изменением отношения к проблемам окружающей среды непременно изменится и отношение к пище. Не просто сейчас, а, возможно, через 10 лет фотографировать мясные блюда будет считаться плохим вкусом. Но темам всегда будет место, если в душе горит огонь. В прошлом году господин Гаргрейвс стал отцом и создал альбом, показывающий, как менялся плод дочери – величиной с горошину, орех, яблоко и т.д. На первую годовщину девочка получила от отца собственный детский алфавит в виде фотоальбома, который благодаря определенным продуктам показывает соответствующие буквы. Например, букву «а», изложенную абрикосами, букву «б», изложенную бананами… Это свидетельствует, что фуд-арт продолжает развиваться и отражать нашу жизнь, какой бы сложной она ни была!
Автор: Алексей Бердник