Закрыть
UA
коло традиції
Жизнь

Круг традиции: настоящая кутья – только в настоящей макитре!

Поделись:

Креативные индустрии, работающие с артефактами и традициями народной культуры, — темаспецпроекта «Круг традиции», который мы начали совместно с онлайн-курсом о традиционной культуре «Знай свою Украину».

круг традиции

Гончары, говоря сегодняшним языком, это дизайнеры глиняной посуды, игрушек, изразцов, украшений, без которых не представить ни один интерьер. Опишнянская керамика, косовская, подольская, гаварецкая чернодымленная, пестинская, глинская — это отдельные художественные школы в Украине, и когда говорят «Не святые горшки лепят», я бы поспорила — совершенные технологически и художественные «горшки» удаются только лучшим мастерам. >

гончарство 4

Когда-то в Украине гончарство было важным ремеслом, но сейчас посудные заводы и керамические фабрики удовлетворяют любые потребности, массово и технологически. Тогда почему же у гончаров и в нашем технологически промышленном мире хватает поклонников и покупателей? Может, не в утилитарности и простоте дело?

круг традиции

Ярослав Чабанюк, гончар, основатель Творческой мастерской «Яр»

В детстве мы с братом очень любили потереть мак в прабабиной макитре

Я люблю традиционные формы посуды. И из всех мне больше нравится макитра – считаю, что макитра должна быть в каждой семье. Она является непременным атрибутом Рождества и приготовления кутьи: настоящая кутья только в настоящей макитре!

В детстве мы с братом очень любили потереть мак в прабабиной макитре – это означало, что скоро начнутся зимние праздники.

Для создания макитры нужна особая шамотная глина, ведь такая посуда должна быть прочнее. Середину я не глазирую, чтобы поверхность оставалась текстурной и мак с сахаром можно было легко перетереть. Однако снаружи обязательно декорирую рельефным орнаментом или поливами, чтобы посуда хорошо выглядела при подаче на стол.

От бабушки в деревне услышал, как тестировали макитры на ярмарке: нужно было ее перевернуть, стать двумя ногами на дно – если выдерживала, то можно и покупать.

гончарство 1

гончарство 9

Читайте также:

Масштабировать бизнес и не потерять качество и атмосферу – вызов для творческого дела

Думаю, что стал гончаром, потому что всегда любил делать что-то собственноручно. Пробовал разное – от столярного дела до работы с кожей. Но впервые попав в гончарную мастерскую, почувствовал, что это мое, тот «сродный труд», о котором говорил Сковорода. Глину называют «живым» материалом, потому что она приобретает разные формы, изменяет свои свойства от температуры печи. Завораживает, когда миллионы мелких частиц спекаются в одно изделие.

Люблю создавать теплые и практичные вещи, которые будут использовать ежедневно: кофейные чашки, большие миски и тарелки для подачи блюд, сейчас экспериментирую с формами для выпекания хлеба. Считаю, что глиняная посуда жива, поэтому должна жить в быту рядом с человеком, а не стоять годами на полках.

Скоро два года, как мы с женой и партнером, открыли новую гончарную локацию — Творческую мастерскую «ЯР» в центре столицы. Меня очень радует, что большинство учеников постоянны, они приходят в мастерскую, чтобы расслабиться после работы или творчески провести выходные. Часто слышу, что глина помогает почувствовать себя в моменте, здесь и сейчас. Ведь в современном мире люди редко создают вещи собственноручно, а гончарство дает возможность замедлиться, переключить мысли по рабочим вопросам, сосредоточившись только на форме, цвете, фактуре.

Фишкой мастерской является занятие для детей от 3-х лет, в этом возрасте важно не упустить момент, когда появляется желание создавать. Это влияет на общее развитие малышей и креативность в будущем.

Сейчас мы думаем об открытии локации на Левом берегу Киева. Понимаем, что масштабирование – это вызов, особенно для творческого дела, ведь важно не потерять атмосферу и качество обучения.

гончарство 7

гончарство 2

Читайте также: КРУГ ТРАДИЦИЙ: МОЖНО НОСИТЬ СТАРУЮ АВТЕНТИЧЕСКУЮ ОДЕЖДУ?

Молочная керамика – это о концепции медленной жизни

Меня вдохновляют традиционные формы посуды, хотя я редко повторяю их без изменений. Все же они изготовлялись для других условий жизни, например, были удобными для запекания в печи. Так же горшки-близнецы, как были известны в каждом регионе Украины. Эта посуда позволяла удобно переносить пищу с собой, например брать обед во время работы на поле. Маленьким ученикам я объясняю, что это традиционный ланч-бокс.

В своей керамике я использую не только традиционные формы (кувшины, горшки, полумиски), но и древние способы обработки, например запекание в молоке или тесте. Посуда приобретает теплый цвет от светло-бежевого до шоколадного, а еще меняется со временем, проявляя фактуру глины. Пользоваться вещами в молоченной технике следует бережно, это о концепции медленной жизни. Их нужно мыть только вручную и просушивать на открытом воздухе. Интересно смотреть на свои работы, которыми пользуются около 10 лет.

Заметил, что покупатели чаще заказывают вещи в присущем мне стиле. Думаю, это правильно, ведь тогда мастер создает то, что нравится и получается самое лучшее.

гончарство 11

Читайте также: КРУГ ТРАДИЦИИ: ДЕВОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ — ВЕНКИ И Ожерелья< /p>

Также читайте