12 костюмов из фильма «Союзники»
В украинский прокат вышла военная драма «Союзники» с Брэдом Питтом и Марион Котийяр в главных ролях. Фильм вызвал неоднозначную реакцию публики, однако все сходятся во мнении, что с визуальной точки зрения лента заслуживает высшей похвалы. О том, как создавались костюмы к одной из самых обсуждаемых картин 2016 года, читайте в нашем материале.
«Союзники» − новая, 18-я по счету, работа легендарного режиссера Роберта Земекиса. В основе сюжета − реальная история, которую сценарист Стивен Найт услышал, когда ему был 21 год. Спустя много лет он решил воплотить ее на экране. Действие фильма разворачивается во время Второй мировой войны. Он и она − офицер канадской разведки Макс Ватан и участница французского Сопротивления Марианна Босежур − встречаются в 1942 году в Марокко для выполнения секретной миссии. Они страстно влюбляются друг в друга, а после женятся в Лондоне, и у них рождается ребенок. Однако счастливый брак рушится тогда, когда Макс узнает о том, что его жена − предполагаемый нацистский шпион…
Еще до выхода на экраны «Союзников» окрестили новыми «Мистером и миссис Смит». И дело не только в похожем сюжете (хотя куда больше ассоциаций картина вызывает с «Касабланкой» Майкла Кертиса), но еще и в романе, который успели приписать Питту и Котийяр, что, конечно, не могло не подогреть интерес к фильму. Тем не менее ленту считают провальной: за 2 недели «Союзники» собрали в мировом прокате около $ 55 миллионов, что при общем бюджете $ 85 миллионов выглядит не очень впечатляюще. И хотя Земекис называет «Союзников» своей лучшей киноработой, многие критики встретили фильм довольно прохладно, отметив затянутость повествования и отсутствие пресловутой «химии» между главными персонажами, той, которая так подкупила зрителей в «Мистере и миссис Смит» (хотя понятно почему). Но вот чего у «Союзников» не отнять, так это впечатляющих декораций и костюмов, позволяющих перенестись на несколько десятилетий назад и окунуться в атмосферу драматичных 1940-х.
За наряды к фильму отвечала британская художница по костюмам Джоанна Джонстон. На ее счету − более 30 картин, большую часть которых сняли Стивен Спилберг и Роберт Земекис. За драму «Линкольн» Спилберга Джонсон была номинирована на «Оскар». С Земекисом она работала над такими лентами, как «Кто подставил кролика Роджера», «Назад в будущее» (2 и 3 часть), «Форрест Гамп» и «Изгой».
Разрабатывая костюмы к «Союзникам», Джонсон пристально исследовала ленты старого Голливуда − «Касабланку» (1942), «Иметь и не иметь» (1944) и «Вперед, путешественник» (1942). Иконы стиля того времени, такие как Ингрид Бергман, Бетт Дейвис, Хеди Ламарр, Кэтрин Хепберн, Барбара Стэнвик, Лорен Бэколл, Гэри Купер и Шарль Буайе, послужили основными источниками вдохновения. Костюмер просматривала старые фотографии и журналы мод, а также посещала знаменитый лондонский блошиный рынок Портобелло в поисках подходящих винтажных вещей. Однако приобретала она их в большей степени не в качестве реквизита, а для примера.
Я хотела, чтобы герои фильма выглядели безупречно, а этого тяжело добиться с помощью вещей 70-летней давности,
− говорит Джонсон.
Каждый элемент гардероба главных персонажей был выполнен на заказ у лучших мастеров.
По словам костюмера, 1940-е были «очень гламурным периодом»:
Я думаю, что в то непростое время люди специально одевались так красиво, чтобы поднять свой моральный дух.
Фиолетовое платье Марианны
Первая встреча Макса и Марианны происходит в Касабланке, в ночном клубе «Риволи».
Я хотела, чтобы платье было сексуальным, но элегантным, ни в коем случае не кричащим. Я знала, что первое, что мы увидим, − это ее спина. Поэтому я подумала: «Пусть сексуальным элементом наряда будет открытая спина». Я хотела, чтобы она выглядела женственно, поэтому перед платья закрытый − мне нравится такое сочетание. Платье выполнено из тонкого итальянского шелка. Кроме того, в ткани есть серебряная нить, которая красиво мерцает во время движения,
− объясняет Джонсон.
Сцена на крыше
Сцена на крыше очень эмоциональна. Зритель должен прямо почувствовать, как стало жарко. Я хотела, чтобы они оба выглядели сексуально, но чтобы Котийяр была такой классически сексуальной, поэтому на ней шелковая ночная рубашка с кружевом. А сверху пеньюар − мне хотелось, чтобы он двигался на ветру, поэтому он очень легкий. Я использовала очень тонкий шелк,
− рассказывает костюмер.
Джонсон признается, что влюбилась в этот наряд, а особенно в рисунок на ткани.
Марианна и Макс в Касабланке
На создание этого платья Джонсон вдохновила иллюстрация из винтажного французского журнала:
Мне понравилась идея с диагональной клеткой. Я хотела, чтобы юбка была цельной: чтобы в том месте, где клетчатый принт соединяется с остальной частью платья, не было швов. Это вариация платья-рубашки − оно повседневное, но элегантное.
Синий цвет юбки перекликается с оттенком военного костюма Макса, в котором он появляется позже.
Шляпа изначально также была синей, но потом ее решено было заменить на классическую соломенную.
Я немного изменила дизайн, но в целом эта шляпа − дань уважения образу Бетт Дейвис в картине «Вперед, путешественник»,
− говорит Джонсон.
Наряд Питта − светлый костюм-тройка с однобортным пиджаком, изготовленный из очень легкой костюмной ткани. Он был пошит на заказ известной лондонской компанией Holland & Sherry.
Тренировочная стрельба
Марион была в восторге от нарядов своей героини.
Костюмы − один из слоев персонажа, поэтому, конечно, они помогают вжиться в образ,
− отмечает она, добавляя, что жакет и штаны в стиле милитари из сцены с тренировочной стрельбой − один из ее самых любимых образов.
Сцена в пустыне
Я хотела, чтобы их одежда была очень простой, поэтому остановилась на светлых оттенках. Я хотела, чтобы в этом эпизоде одежда не перетягивала внимание на себя. При этом на платье героини есть красивая ажурная деталь, а под ним − шелковое нижнее белье нежно-розового цвета. Действия героев были на первом плане при создании этих нарядов,
− рассказывает Джонсон о сексуальной сцене в пустыне.
Макс Ватан
Тюрбан Макса − аллюзия на «Английского пациента» с Рэйфом Файнсом. А эти очки по-настоящему круты. Вместе с отделом реквизита мы придумали классный рюкзак. Мне понравилась его асимметрия, так как он напоминает патронташ,
− говорит Джонсон.
Ботинки главного героя были изготовлены английской компанией Tricker’s, которая существует с 1829 года и специализируется на мужских брогах.
Секретная миссия
Одна из ключевых сцен фильма − Макс и Марианна посещают званый ужин в немецком посольстве в Касабланке, где, собственно, они и должны выполнить свою секретную миссию. На героине − ее лучшее платье.
Я хотела, чтобы она выглядела как богиня − сильная и мягкая одновременно. Поэтому у платья четкая форма в верхней части и струящийся подол. В этой сцене героиня должна была бегать и много двигаться, поэтому юбка достаточно свободная. Возникает ассоциация с водой за счет цвета и подвижности ткани,
− объясняет костюмер.
На герое Питта классический смокинг в стиле 1940-х годов: пиджак немного длиннее, а брюки со стрелками немного шире, чем у современных костюмов.
Лондон
Из Касабланки действие фильма переносится в Лондон.
В Касабланке Марианна суперэлегантная, по-французски стильная. В Лондоне она наслаждается тем, что она жена и мама, поэтому на ней твидовые и шерстяные вещи, хотя французский стиль все еще присутствует,
− говорит Джонсон.
Кроме того, по словам костюмера, история становится более запутанной, в ней появляются полутона, поэтому в образах героев также меньше ясности. Джонсон использует более плотные ткани и наслаивает вещи.
Передать характер Марианны Джонсон постаралась и с помощью цвета.
В Касабланке она предпочитает холодные оттенки, в Лондоне − теплые. Одежда помогает развить историю на подсознательном уровне,
− говорит она.
Военная форма
Настоящим вызовом для Джонсон стало создание военной формы. Ей нужно было одеть огромное количество персонажей: французских вишистов, офицеров британских и канадских военно-морских, сухопутных и воздушных сил. Большую часть работы проделал ассистент Джонсон Эндрю Флэтчер. Также костюмер обращалась за консультацией в лондонский Имперский военный музей.
Джонсон подчеркивает, что работая над костюмами для «Союзников», она не ставила перед собой задачу добиться максимальной аутентичности − костюмер не копирует образы 1940-х, а интерпретирует их по-своему:
Я всегда думаю о том, будет ли это интересно современному зрителю. Потому что слишком старомодные вещи не близки людям. Я старалась создать наряды, которые хорошо выглядят сегодня. Для меня важно обращаться к аудитории через одежду, чтобы кто-то мог посмотреть фильм и сказать: «О, вот такое платье я бы носила с удовольствием».
Статьи по теме:
Любовь во время войны: Брэд Питт и Марион Котийяр в новом трейлере фильма «Союзники»
Брэд Питт и Марион Котийяр в военной драме «Союзники»
Платья-легенды: 5 знаковых образов из кинематографа