Covid-19: как коронавирус повлияет на модную индустрию?
Угроза разрастающейся эпидемии, вызванной вспышкой коронавируса в китайском Ухане, тянет за собой разные последствия, помимо реальной угрозы здоровью.
По последним данным федерального министерства здравоохранения Германии, более 95 000 человек в более чем 80 странах мира заражены патогеном Covid-19. Большинство инфицированных людей живут в Китае, но с прошлой недели число новых случаев быстро возросло, в частности в Италии показатель достиг более чем 3000 зарегистрированных случаев, в Южной Корее почти 6000, и вирус далее продолжает распространяться. Такие страны, как Германия, Австрия и США также сообщают о первых случаях заражения. На сегодняшний день от патогена погибло уже более 3200 человек во всем мире, большинство летальных случаев зарегистрировано в Китае. «Еще слишком рано делать определенные заявления о степени воздействия», — фраза, которая неоднократно упоминалась в беседах между экспертами экономики и представителями индустрии моды.
Читайте также: DOLCE & GABBANA ФИНАНСИРУЮТ ИССЛЕДОВАНИЯ НОВОГО КОРОНАВИРУСА
И тем не менее, факт уже очевиден: вирус в значительной степени парализовал Китай, и это имеет серьезные последствия для международной индустрии моды и ее цепочек поставок. Китай и соседние страны представляют собой крупнейший в мире рынок брендов класса люкс и служат основными поставщиками всей индустрии моды Европы и Северной Америки. Порядком 60% модных брендов решили временно приостановить свой бизнес в Китае, которые в настоящее время являются основными клиентами таких онлайн-ритейлеров, как Alibaba. В качестве меры предосторожности многие выставки перенесли или же вовсе отменили. Вместе с тем, китайских гостей значительно поубавилось на международных модных событиях и ярмарках. Если “заморозка” производства на китайских фабриках продолжится, международным цепочкам поставок будет нанесен значительный ущерб. И хотя масштаб этих последствий пока что не ясен, уязвимость глобализированного мира и промышленности уже демонстрирует свои слабые стороны.
Провинция Хубэй, в городе Ухань, которая больше всего пострадала от коронавируса, не является центром производства одежды. В то время как на такие провинции, как Шаньдун, Цзянсу, Чжэцзян, Фуцзянь и Гуандун приходится около 70% производства одежды в Китае, и всех их ожидают задержки в производстве. Эксперты считают, что примерно треть товаров, произведенных в Китае, застрянет на складах в ближайшие недели. Стоит напомнить, что это происходит в отрасли, которая живет в условиях быстро меняющихся тенденций и концепции «покупай здесь и сейчас». Это также создаст проблему устойчивости и пока неясно, что делать с непроданными запасами. Бренды постепенно начали реагировать на эту проблему, закупая материалы и переводя производство в другие страны, переключаясь с морских на воздушные перевозки, что создает непредвиденные дополнительные расходы. Такая турбулентность в секторе поставок Китая играет, например, на руку Турции, где ожидается увеличение заказов до 2 миллиардов долларов, согласно данным Ассоциации производителей одежды Турции (TGSD).
Читайте также: ВОСЕМЬ ГЛАВНЫХ ЭКО-ТЕРМИНОВ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ
Эта эпидемия, вероятно, вызовет потребность в поиске новых способов поставок, которые в свою очередь, будут негативно отражаться на китайском производственном секторе и экономике. Бренды уже ощутили сильную зависимость от Китая, поэтому вынуждены исследовать новые направления производства в непосредственной близости от Европы, чтобы распределить и минимизировать будущие потенциальные риски. Помимо Турции, такие рынки, как Украина, могут выиграть, поскольку здесь многих привлекают не только ее географическое положение, но и доступность рабочей силы.
С точки зрения продаж, индустрия люкса, в частности, будет испытывать разительные снижения прибыли в миллиардах, поскольку Китай является стратегически важным рынком для этой индустрии. В 2019 году доля Китая в потреблении люкса на мировом рынке выросла до 34%. Кроме того, китайские туристы потратили в 2019 году около 260 млрд евро на предметы роскоши по всему миру. Основываясь на результатах исследования консалтинговой фирмы Boston Consulting Group (BCG), в модной индустрии ожидается, что вирус сократит продажи и, следовательно, прибыль на несколько миллиардов. Такие выводы были сделаны, основываясь на сравнительной аналитике последствий вспышки вируса атипичной пневмонии в 2002/2003, когда доля Китая на мировом рынке предметов роскоши в то время составляла всего 3%. Однако, не только этот сегмент будет испытывать сложности: простой производства, нарушение цепочки поставок, отсутствие туризма, потери в среднеценовом сегменте товаров. Например, немецкий бренд Tom Tailor ожидает задержки от четырех до восьми недель, и такое положение дел для бренда с ежемесячными коллекциями является катастрофическим. Экономические последствия будут значительны по всей Европе и в Китае на протяжении последующих недель и месяцев. Можно только надеяться, что будут предприняты меры для замедления распространения вируса, и торговля будет возобновлена, однако, последствия для китайской промышленности будут ощущаться еще в течение длительного времени.
Подготовила материал Сабрина Гильдехаус, международный fashion-эксперт, основательница консалтинга Gildehaus