Как современная мода отражает наши ценности

Наша одежда часто говорит о нас больше, чем нам бы хотелось. Ведь то, как человек чувствует моду, как подчеркивает выигрышные стороны и что хочет скрыть, показывает его характер, комплексы и амбиции. 

Психолог Юлия Медведева разбирается, как сделать моду своим союзником и не потерять уникальный стиль. 

Мода как зеркало времени 

Наверняка каждый, просматривая собственные снимки 10-15-летней давности, хоть раз находил свою тогдашнюю манеру одеваться странной или даже нелепой. Все потому, что мода слишком прочно вошла в жизнь и уже определяет грань нашей личности. В современной, актуальной и опрятной одежде мы чувствуем себя увереннее. Мы соответствуем духу времени, тем самым ощущая эту связь с миром, временем и людьми.

В разные периоды мода отражала настроения общества, политическую ситуацию, переоценку ценностей. Достаточно вспомнить, какой фурор произвела мини-юбка, брюки на женщине, появление денима и маленького черного платья. 

А как прочно вошел в нашу жизнь стиль милитари! Зародившись после Первой мировой войны, он ни разу еще не сдал позиций. Стиль с элементами военной амуниции, сукна цвета хаки, грубых аксессуаров и маскулинности достигал пика популярности несколько раз за последние 100 лет. Причиной, конечно, были вооруженные конфликты: Вторая мировая, война во Вьетнаме, кризис на Ближнем Востоке. При этом желание молодежи одеваться в одежду, имитирующую камуфляж, стало своеобразным знаком протеста против военной агрессии.

Читайте также: В ЧЕМ ХОДИТЬ НА РАБОТУ: ИДЕИ ИЗ INSTAGRAM

На смену милитари пришел стиль бохо, который до сих пор будоражит наши сердца свободными, летящими силуэтами, натуральными тканями, бахромой и расслабленностью. Многослойный, эклектичный, фактурный… Часть этого стиля позаимствовали хиппи — потертые джинсы, рубашки в народном стиле и длинные цыганские юбки. Только вот идеология хиппи конца 70-х годов прошлого века делала акцент на демократичность и свободу, а бохо все-таки нес сакральный и элитарный смысл.

В 90-е годы мы вступили в эпоху экспериментов. Мир впервые попробовал на вкус стиль унисекс, окунулся в богемный «героиновый шик» с легкой руки Кейт Мосс и дизайнеров того времени. Мода ломала стереотипы, открывала границы и душила цензуру. И все это происходила на фоне континентальных политических изменений. Авторитаризм пал, а с ним и шаблоны, в которых жили целые народы. 

Современные тенденции 

Казалось бы, прошел целый век, и в 21 век мы шагнули… в хаотичный и эклектичный мир. В нем нет четких ориентиров, правил и догм. Глобализация и открытое информационное пространство связало между собой народы, страны и континенты. Культуры переплелись между собой. Общество стало немного толерантнее и свободнее.

При этом высокая подиумная мода открыла для себя масс-маркет. Появились коллаборации именитых дизайнеров с демократичными брендами. Капитализация модной индустрии выросла в разы. Мы шагнули в мир быстрой моды, меняющихся трендов и смешения стилей. Люди стали меньше обдумывать покупки. Начали ставить во главу угла эмоцию, а не здравый смысл. Добавьте к этому маркетинговые стратегии транснациональных компаний, которые побуждают нас впрягаться в модную гонку каждый сезон.

Что касается стиля, то с точки зрения психологии, он стал анархическим. Из пучины тотального гламура мы вынырнули в мир, где отсутствуют четкие линии и ориентиры. Постепенно стирается почерк брендов, смешиваются философии, которые долгое время оставались отличительной чертой высокой моды.

Читайте также: 7 ТРЕНДОВ НА ПРИМЕРЕ ГОСТЕЙ НЕДЕЛИ МОДЫ В КОПЕНГАГЕНЕ

Сейчас нормально носить все, что нравится. Мы можем смешивать стили и не бояться выглядеть смешно. Никто не осудит за бесформенный свитер или стоптанные кроссовки. Кэжуал, винтаж и норм-кор актуальны, как никогда. Можно закрыть глаза, вытянуть из гардероба любые вещи и надеть их без страха показаться немодным. Потому что нам это разрешили, почти официально. 

В то же время, несмотря на огромное количество плюсов такого подхода, есть и очевидные минусы. Люди становятся безликими. Мир моды, как и мир диджитала, предлагает нам расслабиться и взять на заметку готовые решения. Мы можем не думать о сложностях конструкциях, сочетаниях, колористике и даже размере. Любой аутфит допустим: будь-то небрежность, оверсайз, унисекс или хиппи. 

Почему важно найти свой стиль

«Если не можете вспомнить, во что женщина была одета, значит она была одета идеально», — говорила Коко Шанель. А эта женщина, между прочим, совершила несколько революций в моде и уж точно понимала, что правильно подобранный наряд добавляет очков человеку в глазах общества.

В то же время сегодня люди все еще учатся отстаивать свои личные границы. Понемногу мы уже делаем это в отношении друг друга, но еще мало что смыслим в том, как дозировать окружающий мир. Поток информации, который как лавина несется отовсюду, может сбить с толку как прожженных жизнью скептиков, так и несведущих людей. А это значит, что любое заявление, тренд или новость мы должны уметь просеивать через фильтры критического мышления. Этот совет напрямую относится к нашей сегодняшней теме. Ведь мода — часть нашего мира. 

Читайте также: УТЕПЛЯЕМСЯ С УМОМ: 4 ОБРАЗА НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ

Пару советов:

  • Не поддавайтесь соблазну. Попробуйте сесть на модную диету. Объективно у вас достаточно одежды на все сезоны. Ее достаточно, чтобы выглядеть свежо и опрятно. Надобности покупать что-то ежемесячно и даже ежегодно нет. 
  • Обратитесь к стилисту. Несмотря на то, что бум на эту профессию мы прочувствовали недавно, истоки ее уходят корнями в прошлое. Услугами модисток пользовались во все времена. Но только если раньше было популярно шить платья и костюмы под себя на каждый случай, сегодня есть достаточное количество готовых решений. Нужен лишь человек, который поможет определить ваш тип внешности и расскажет, как обыграть сильные стороны. Практика показывает, что профессиональный взгляд на гардероб помогает владельцу экономить тысячи гривен на покупке неподходящих вещей
  • Не сравнивайте себя. В мире нет двух одинаковых людей и характеров. Мы ведем разный образ жизни, подстраиваемся под обстоятельства и жизненные сценарии. То, что идет вашему соседу или селебрити в инстаграме, может не подойти вам по объективным причинам. Вдохновляться образами инфлюенсеров можно, но копировать их — плохая идея. Помните о своей уникальности и ищите ответы внутри себя.
  • Помните об экологии. Ежегодно производители одежды сжигают тоннами изделия, которые не смогли продать. Треть из того, что идет на утилизацию, даже не достигает точек продаж. С такими темпами мы сами рискуем оказаться на свалках истории, если не включим в своих умах тумблер осознанности. 

«Мода — это не о лейблах. И не о брендах. Это о чем-то еще, что происходит внутри нас», — говорил Ральф Лорен. Это значит, что всем нам стоит задуматься об истинных ценностях, о том, какой мир оставим будущим поколениям. Не будет ли в нем перекоса в сторону потребления? Не будем ли мы под маской комфорта прятать свою лень и некомпетентность? 

Есть шанс, что если мы наведем порядок в своей голове, он появится в нашем гардеробе, в обществе, государстве и мире. 

Статьи по теме
Читайте также