UA
RU

На шаг впереди: за что мы любим Жан-Поля Готье

На протяжении полувека Жан-Поль Готье воспевает самоиронию, привлекает внимание к моде даже тех, кто от нее безнадежно далек, и предвосхищает тенденции. Как ему это удается – разобралась наш колумнист Александра Костина.

В январе этого года в парижском музыкальном театре Шатле человек-эпоха из мира моды Жан-Поль Готье провел свое прощальное дефиле.

jean paul gaultier biography

Последняя кутюрная коллекция в рамках Недели моды была посвящена 50-летию его карьеры. Зритель увидел грандиозное шоу-вояж по запутанным улочкам необузданной фантазии дизайнера: морские тельняшки, деним небесного цвета, роскошь шелков, монолитность кожи, кружева корсетов и даже платье из капроновых колготок. На эксцентричном празднике красоты отметились Карли Клосс, сестры Хадид, Ирина Шейк, Дита фон Тиз, Коко Роша, Карен Элсон и многие другие именитые друзья виновника торжества.

карли клосс модель

Карли Клосс на прощальном показе Jean Paul Gaultier

Показ пронесся, как маленькая жизнь, с нотками грусти, всепоглощающим счастьем и несокрушимой верой в силу человеческой мечты.

жан поль готье

Жан-Поль Готье, Бой Джордж и модели в финале показа коллекции SS’20

Натура с хрупкой душевной организацией, Жан-Поль Готье на протяжении полувека создавал искусство где-то между неугодной общественности провокацией и тотальной свободой выражения. Остро ощущая вибрации стремительно развивающегося мира, дизайнер всегда направлял свой взор вперед – к неизвестному, смелому, вне рамок и табу. Его фирменный почерк не сводился к нарядам для каноничных манекенщиц, он творил для нас с вами.

«Я не люблю ограниченность в моде, когда в тренде блондинки или определенный тип лица, – это делается с целью маркетинга. Это неправильно. Я всегда хотел показать образ современной женщины в обществе, подчеркнуть женскую силу»,

– отмечал дизайнер в одном из своих интервью.

Немудрено, что для дефиле маэстро отбирал людей низкого роста, с неидеальной фигурой и даже харизматичных старушек – потому что его одежду мог носить каждый.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: НЕЗЕМНАЯ КРАСОТА: КАК МОДЕЛИ С НЕСТАНДАРТНОЙ ВНЕШНОСТЬЮ ОТСТОЯЛИ СВОЕ ПРАВО НА ПОДИУМ

Еnfant terrible (несносный ребенок – с франц., МС), как однажды нарекли Готье, даже в свои неполные 68 лет остается бунтарем с юным сердцем, не прекращающим бороться со скучными стандартами.

Родом из детства

Кажется, будто любовь к модной индустрии была заложена в его ДНК с рождения. Жан-Поль появился на свет 24 апреля 1952 г. в буржуазной французской семье. Детство и юность провел в пригороде Парижа, больше интересуясь чтением периодики, нежели игрой в футбол с соседскими ребятами. Мальчик любил коротать вечера в компании бабушки и мамы, знакомясь с тонкостями женской психологии.

На шаг впереди: за что мы любим Жан-Поля Готье-Фото 4

Jean Paul Gaultier, Haute Couture FW’12

Ему не запрещали смотреть телевизор, подолгу листать журналы и не наказывали за школьную неуспеваемость – мягкость и демократичность в воспитании давали Готье уверенность во всеобъемлющей родительской поддержке.

Когда сын, вдохновленный очередной кинолентой, мастерил свои первые наряды для плюшевого мишки, родные всячески содействовали его самореализации в дизайнерском деле.

«Мне повезло, что моя бабушка отличалась экстравагантными нарядами: у нее были черные перья, необычные корсеты, а также она всегда давала советы по красоте»,

– вспоминал он.

Поэтому в свои 13 лет Жан-Поль уже создал коллекцию одежды для мамы и бабушки.

Навстречу мечте

Войдя в возраст, предполагающий принятие решения касательно своего профессионального будущего, парень сначала задумался о парикмахерском деле, но все же вернулся к истокам. Он принялся делать эскизы костюмов и отправлять наброски передовым французским кутюрье – отсутствие профильного образования его совсем не смущало. Однажды он выслал авторские работы Пьеру Кардену, и в 1970-м, в 18 лет, сорвал первый джек-пот – присоединился к команде уже известного бренда.

Правда, через год Готье уволили. Но не из-за профнепригодности, а по объективным причинам: Дом Pierre Cardin был переполнен, и там решили пожертвовать самым юным сотрудником. После этого Жан-Поль недолго сотрудничал с Жаком Эстерелем и с кутюрным Домом Jean Patou.

В 1974-м Готье вернулся к Кардену для создания коллекции одежды для США и даже успел побывать в Маниле в качестве представителя компании:

«С Карденом я чувствовал, что все возможно. Он был тем еще шоуменом, говоря: «Я хочу увидеть коллекцию для женщин, которые отправляются на Луну».

Свободное плавание

Вернувшись во Францию в июле 1975 г., Жан-Поль ощутил необходимость выходить на передовую и создавать авторские вещи. Через год при поддержке школьных друзей – Дональда Потара и Френсиса Менужа – была открыта его собственная фирма. У начинающих бизнесменов финансовый вопрос стоял довольно остро, поэтому одежду придумывали буквально из подручных материалов, например, маленькие платья из салфеток или бижутерию из чайных ситечек и батареек. Он понял, что лучшей рекламой на старте карьеры станут эпатаж и скандал, поэтому организовывал показы на боксерском ринге, в старой тюрьме, трамвайном депо, отдавая предпочтение фрикам в качестве моделей.

«Будь самим собой, какими бы чертами природа и воспитание тебя ни наделили», – таким стал лейтмотив всего его творчества.

В начале 1980-х Готье впервые прозвали «хулиганом моды». Поспособствовала этому дерзкая коллекция «Хай-тек», состоящая из консервных банок и мусорных ведер. Далее были «Джеймс Бонд» с кожаными мини-юбками и шортами, «Дадаизм», «Бороды», «Культурный шок» с «корсетным стилем» дизайнера (хотя зрители считали платья вульгарными и порочащими женский облик, критики говорили о Жан-Поле как об авангардисте). Только представьте себе отклики благочестивых масс тех времен о презентации коллекции «Мужчина-объект»: манекенщики ходили по подиуму в юбках и тельняшках, да и сам Жан-Поль красил волосы и носил килт.

Когда в СССР началась перестройка, а мир моды увлекся славянскими мотивами и символикой, француз первым придумал «Русскую коллекцию» – одежду с надписями на кириллице. Примерно в то же время даже Мадонна инициировала встречу с кутюрье и предложила разработать ее сценические костюмы. Помните остроконечный бюстгальтер дивы? Это был плод фантазии Готье и абсолютный международный успех для обоих.

Вопреки всему

В 1990 г. жизнь Жана-Поля Готье разделилась на «до» и «после». От СПИДа скончался его друг, партнер и любимый человек – Френсис Менуж. До этого дизайнер никогда не скрывал свою сексуальную ориентацию и был счастлив в отношениях.

«Прежде чем я стал работать в fashion, я слышал, что Ив Сен-Лоран – гомосексуал. Он не прятался ни от кого, но и не провоцировал людей. Благодаря этому я тоже перестал стесняться. Я думал, когда войду в профессию – смогу вести себя так же открыто».

И он смог. После смерти Менужа Жан-Поль хотел бросить все – смысла в происходящем он не видел.

«Покончить жизнь самоубийством или нет, мне было все равно. Но он подал мне знак: “Не надо, продолжай жить”. И что я умею делать, кроме одежды? Абсолютно ничего. И я вернулся к работе».

Бороться с горем дизайнеру помогали многочисленные заказы и личностная реализация. В непростую десятилетку он представил свой первый парфюм, был телеведущим, увлекался фотографией, записывал музыкальные диски.

Артисты мечтали гастролировать в его костюмах, коллекции становились все одиознее, кинематографисты предлагали эксклюзивную возможность одевать героев. Так состоялась легендарная коллаборация с Люком Бессоном для фильма «Пятый элемент» и еще несколько занимательных проектов.

«Я никогда не сталкивался с такой проблемой, как отсутствие вдохновения. Наоборот, иногда его у меня слишком много. Подчас мне хочется всего и сразу»,

– упомянул он позже.

Дорога перемен

В 1997 г. Готье презентовал первую кутюрную коллекцию. Это была мужская и женская одежда – ожидаемо причудливая и необычайно талантливая пародия на традиции высокой моды.

«Я за равенство полов. Я говорю, что есть кутюр для женщин, так почему бы не для мужчин?».

Несколькими годами позже ему пришлось выставить на продажу 35% акций своей компании – он нуждался в деньгах для расширения бизнеса. Сделка была подписана с Hermes, которые в 2003-м пригласили его на должность креативного директора. После семи лет альянса с Hermes он вновь сосредоточился на своем бизнесе – был назван президентом собственного модного Дома и компании Jean Paul Gaultier S.A.

Наверное, в Голливуде нет ни одной яркой звезды, которая бы не щеголяла по красной дорожке в наряде его авторства. В 2014-м Готье внезапно решил, что больше не будет делать коллекции готовой одежды. Он первым из дизайнеров объявил, что считает pret-a-porter de luxe «экономически нецелесообразным» и хочет сконцентрироваться на haute couture, линии парфюмерии и дополнительных проектах.

Кстати, своим подходом Готье во многом предвосхитил и другие современные модные тенденции. Например, идеи экологичности. Он еще в 1980-1990-х создавал шедевры из переработанных вещей, найденных в секонд-хенде и на блошиных рынках, и можно смело сказать, что Жан-Поль был первооткрывателем такого популярного нынче ресайклинга.

«Мне кажется, сегодня в модной индустрии люди притворяются кем-то, кем не являются, только ради того, чтобы выглядеть лучше в глазах социума. Нужно учиться ограничивать себя, учиться быть лучшим в собственной специальности – хорошо бы, если бы все дизайнеры задумывались об этом, а не специально гнались за глобальными трендами»,

– отмечает неуемный новатор.

Каким будет дальнейший путь Жан-Поля – покажет время. Главное, что эта история не заканчивается. Дом моды Jean Paul Gaultier «продолжит создавать проекты» – в этом заверил на финальном дефиле его легендарный глава.

Статьи по теме